Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Спешит весна, звенит капель»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: закрепление и обобщение у детей знаний о приметах весны, об изменениях в природе с наступлением весны.
Задачи:
- Уточнить имеющиеся представления об изменениях, происходящих в природе весной;
- Формировать знания детей о весеннем времени года.
- Формировать умение составлять предложение на основе картинок;
- Расширять и обогащать познавательную сферу дошкольников новой познавательной информацией о жизни леса весной.
- Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 25.84 КБ |
konspekt_v_matritse_otkrytoe.docx | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
«Спешит весна, звенит капель»
Цель: закрепление и обобщение у детей знаний о приметах весны, об изменениях в природе с наступлением весны.
Задачи:
- Уточнить имеющиеся представления об изменениях, происходящих в природе весной;
- Формировать знания детей о весеннем времени года.
- Формировать умение составлять предложение на основе картинок;
- Расширять и обогащать познавательную сферу дошкольников новой познавательной информацией о жизни леса весной.
- Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту.
Оборудование: аудиозапись П.И. Чайковского из сборника «Времена года» - апрель; презентация - игра «Доскажи словечко»; звук пения птиц; мягкие игрушки: медведь, ёжик, лиса, заяц; ватман; иллюстрации птиц; игра «Найди весеннюю картинку»; мячик.
Ход занятия:
I Настрой на занятие
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
II Основная часть
Ребята, давайте присядем, сейчас вы услышите стихотворение. Попробуйте догадаться, о каком времени года пойдёт речь.
Включается музыка П.И. Чайковского «Времена года» - апрель
- Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весёлое солнце.
Сверкая,
Бегут по сосулькам
Слезинки…
И все же сосульки
Весёлые льдинки!
- О каком времени года шла речь в этом стихотворение?
- Как вы догадались?
- Вспомните, какая погода была зимой?
- Как изменилась погода весной?
- Я предлагаю вам отправиться, на встречу к весне.
Динамическая пауза «Мы весну идем встречать».
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы весну встречать.
Весна – красна, иди скорей,
Землю солнцем обогрей!
Пусть тает снег, исчезнет лёд,
А птичка песенку споёт.
Скорей набухнут почки
И вырастут листочки.
Игра «Найди весеннюю картинку»
Ребята, на столе лежат картинки. Вам нужно взять только те картинки, на которых изображены признаки весны. Посмотрите внимательно на свои картинки и расскажите, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова «весной»…
Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются лужи.
Весной прилетают птицы.
Весной появляются сосульки.
Весной бегут ручьи.
Весной появляются первые цветы: подснежники.
Весной бегут ручейки.
Весной распускаются листочки на деревьях.
Весной идут первые дожди.
Весной появляется первая травка.
- Как хорошо вы знаете все приметы весны. Значит, вы без труда справитесь со следующим заданием.
«Игра доскажи словечко»
1.Вдоль дорожек без труда
Мчится талая вода.
Снег от солнечных лучей
Превращается в … (ручей)
2.Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется … (трава)
3.На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький … (подснежник)
4.Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли … (почки)
5.Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к вам пришла … (весна)
-А сейчас я вас приглашаю на лесную полянку, где вспомним, что же происходит в жизни лесных животных.
- Кто живет на лесной полянке вы узнаете, если отгадаете загадки. (дети отгадав загадку сажают зверька под елочку)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
- А как вы догадались?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её… (Лиса)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Еж)
- Ребята, какие изменения происходят в жизни лесных зверей весной? (Ответы детей).
- К весне у многих животных зимняя шерсть заменяется на летнюю.
А ещё весной случается вот какое чудо: у животных появляются детёныши.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови детенышей» для этого нам нужно встать в круг. Я бросаю вам мяч и называю родителей, а вы мне бросаете его обратно и называете детеныша.
У медведей – … (медвежата)
у зайцев – … (зайчата)
у лисиц – … (лисята)
у волков – … (волчата)
у оленей – … (оленята)
у ежей – … (ежата)
у мышей – … (мышата)
у белок – … (бельчата)
у лосей -……(лосята)
Молодцы, ребята! Вы очень внимательные и любознательные.
Включается запись пения птиц
- А сейчас я предлагаю поиграть с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
- А какие изменения происходят весной у птиц? (прилетают перелетные птицы) Каких птиц мы с вами назвали в игре? Почему птицы улетают на юг?
(Коллаж из перелетных птиц)
- Я предлагаю вам сделать необычную весеннюю картину. Подойдите к столу и выберите одну перелетную птицу и найдите ей место на нашей картине. (Дети берут птиц и размещают на коллаж)
- Какая красивая картина у нас получилась!
III Рефлексия
- Проходите на стульчики
- Ребята, у Весны много дел: пригреть землю ясным солнышком и оживить её после долгого сна. Разлить ручьи, птиц с юга встретить, зверей из спячки разбудить, украсить землю первыми цветами да выпустить из почек клейкие листочки. Да, весна замечательное время года!
- Ребята, вам понравилось наше путешествие в весеннем лесу?
А что для вас было самым интересным? (Ответы детей).
Если вам понравилось занятие, возьмите солнышко, если вам было сложно – тучку. Большое спасибо вам за занятие!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 12"
города Сорочинска Оренбургской области
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА: «СПЕШИТ ВЕСНА, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ)
Выполнила:
Воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №12»
Вольнова Татьяна Николаевна
г. Сорочинск, 2022г
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. | |
I. | Пояснительная записка | 3 | |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | 4 | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 | |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 6 | |
3) | дальнейшая разработка темы; | 8 | |
III. | Список литературы | 9 | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Познание мира, его законов и правил необходимо для гармоничного формирования личности. Природа наделила дошкольников такими качествами, как любопытство и жажда исследования. Направить присущие ребёнку энергию и любознательность в полезное русло, сделать их инструментами подготовки ко взрослой жизни — одна из задач дошкольной педагогики. Но не менее важно открыть ребёнку радость познания нового. Этому и посвящена образовательная область «Познавательное развитие» в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Как известно, основным видом деятельности дошкольника является игра. Но играет малыш не только ради развлечения и забавы. Игра — сформированный в процессе эволюции инструмент познания окружающего мира.
Для того чтобы наиболее полно, всесторонне и систематически знакомить дошкольников с явлениями и объектами окружающего мира, и предназначена образовательная область «Познавательное развитие». Большое значение познавательное развитие приобретает в средней группе ДОУ, на пятом году жизни детей. Именно в этом возрасте ребята становятся неутомимыми «любознайками», а вопросы «Почему?» и «Зачем?» они задают чуть ли не ежеминутно.
Такая тяга к познанию обусловлена качественным изменением мыслительных процессов. Кризис «трёх лет» миновал, ребёнок осознал и принял себя, своё Я. Значительно расширяется кругозор, улучшается память. Появляется способность воспроизводить прошедшие события (припоминание), предвкушать события будущие или желаемые (воображение). Внимание также выходит на новый уровень: становится произвольным. Ребёнок способен запоминать нужную информацию осмысленно, если это действительно необходимые и интересные для него сведения.
Реализация задач области «Познавательное развитие», согласно требованиям программы, позволяет всесторонне развивать малышей, стимулирует их познавательную активность, сообразительность, речь и мышление. На пятый год жизни приходится пик познавательно-исследовательской активности ребёнка, и главная задача педагогов — поддержать естественный интерес малыша, вызвать у него желание узнавать окружающий мир во всём его разнообразии и красоте.
Образовательная деятельность «Спешит весна, звенит капель» реализуется в разделе «Речевого развития» в образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 12.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Спешит весна, звенит капель» | Согласно ФГОС ДО | ||||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |||||
3. | Виды деятельности детей | Игровая (настольная игра); музыкальная (прослушивание аудиозаписи); двигательная (динамическая пауза, пальчиковая гимнастика); коммуникативная (принятие участия в беседе); изобразительная (составление коллажа) | |||||
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||||||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: беседа, рассказ, показ действий, объяснение Методы стимулирования и мотивации деятельности: проблемные, занимательные и игровые ситуации | |||||
4.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Художественное слово, загадки, наглядный пример, беседа, рассказ, повторение, упражнение, игровой метод. | |||||
5. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие: участие в беседа со взрослым и сверстниками, оказание помощи другому во время выполнения задания. Физическое развитие: динамическая пауза, пальчиковая гимнастика. Художественно-эстетическое: составление коллажа Речевое развитие: игры «Доскажи словечко», «Назови детенышей», отгадывание загадок | |||||
6. | Возрастная группа | Средний возраст (4-5 года) | |||||
7. | Цель | закрепление и обобщение у детей знаний о приметах весны, об изменениях в природе с наступлением весны. | |||||
8. | Задачи | Планируемые результаты
| |||||
8.1 | Уточнить имеющиеся представления об изменениях, происходящих в природе весной | Сформированные представления об изменениях, происходящих в природе весной | |||||
8.2 | Формировать умение составлять предложение на основе картинок | Самостоятельное составление предложений на основе картинок | |||||
8.3 | Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту | Проявление бережного отношения к природе | |||||
9. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||||||
Затруднения Составление предложений по картинкам | Способы преодоления Дидактические игры на составление предложений | ||||||
10. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Художественная литература: загадки, стихотворение Материалы и оборудование: аудиозапись П.И. Чайковского из сборника «Времена года» - апрель; презентация - игра «Доскажи словечко»; звук пения птиц; мягкие игрушки: медведь, ёжик, лиса, заяц; ватман; иллюстрации птиц; игра «Найди весеннюю картинку»; мячик. | |||||
11. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Чтение загадок, стихотворений о весне Рассматривание иллюстраций диких животных и их детенышей Разучивание динамической паузы и пальчиковой гимнастики |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание | |
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему | Чтение стихотворения про весну под музыку П.И. Чайковского | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Отправиться на встречу к весне | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Выполнить все задания для встречи с весной | ||
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Беседы о весне, признаках и поведении лесных обитателях, загадки о весне | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Дети в ходе работы задают интересующие их вопросы, обмениваются мнениями друг с другом и воспитателем. Дидактическая игра «Найди весеннюю картинку» на формирование имения строить предложения и находить признаки весны Составление коллажа «Перелетные птицы», для эстетического восприятия | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Игры «Найди весеннюю картинку»; «Доскажи словечко»; «Назови детенышей»; Составление коллажа «Перелетные птицы» | ||
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Занятие достигло запланированного программного содержания. Дети с самого начала деятельности были готовы к выполнению различных заданий, так как они самостоятельно выявили для себя цель. Для проведения данного занятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства, наличие наглядного материала, соответствующих проводимому мероприятию. Структура занятия выстроена таким образом, что все её части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательной деятельности. Разработка и проведение образовательной деятельности осуществлялись при соблюдении дидактических принципов: доступности, наглядности, комплексности, целенаправленности, активности и сознательности. Дети были активны и принимали участие во всех видах деятельности. Динамическая пауза, пальчиковая игра и речевые игры подходят для дальнейшего использования на других занятиях данной тематики. |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Чтение художественной литературы | Формировать представления о живой и неживой природе весной | |
1.2 | Разгадывание загадок | Отгадывание загадок о времени года, животных, насекомых и тп.. | |
1.3 | Беседы | Закрепление у детей знаний о приметах весны, изменениях в природе весной | |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривает иллюстрации, проговаривает чистоговорки, пальчиковые гимнастики, стихотворения | |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Отгадывает загадки, принимает участие в беседе и прослушивании произведения |
Примечание: Время занятия было распределено рационально, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и возрастными особенностями детей. Разнообразные виды заданий обеспечивали занятость всех детей с учётом их способностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Средний возраст. 4-5 л. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
- Интернет ресурс https://www.maam.ru/ ; https://nsportal.ru/
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: «Академия», 2006
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Здравствуй, весна"
Закрепление знаний об основных признаках ранней весны: на основе наблюдений, сравнений и личных впечатлений детей; с помощью дидактических игр, схем, составление познавательно-экологических сказок и в...
Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Жизнь диких животных весной»
Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; узнавать звуки и объяснять как...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «К нам весна шагает!»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «К нам весна шагает!»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как снеговик правду о весне искал»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе....
Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Цветущая весна»
Методическая разработка конспекта занятияпо познавательному развитиюв средней группена тему: «Цветущая весна»Цель: формировать представление детей о весенних цветах.Задачи:Познав...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Весна шагает по планете»
Тема: «Весна шагает по планете»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Весна"
Конспект по ПР. Средняя группа....