Конспект Интегрированной образовательной деятельности Тема: «Домашняя утварь»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Подузова Ольга Николаевна

быт  в старину на Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnyaya_utvar.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга»

города Асино Томской области

        

Конспект

Интегрированной образовательной деятельности

Тема:

«Домашняя утварь»

                                                                                                                Подготовила   и провела:

                                                                                              Воспитатель

                                                                                                  Подузова О.Н

Асино-2016

Тема: «Домашняя утварь»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с предметами русского быта: глиняным горшком, деревянной ложкой,

чугунком, туеском.

Развивающие:

Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами,  развивать художественно-творческие способности детей

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Социально- коммуникативное развитие» «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: чугунок, горшок глиняный, глина, салфетки, вода, фартуки, стеки, ложки деревянные, туесок, берестяной.

Содержание организованной деятельности детей:

  1. Организационный момент:

Воспитатель приглашает детей в мини- музей «Русский быт»

Воспитатель: Ребята, обратите внимание,  в нашем музее появились новые экспонаты.

Хотите узнать, как они называются и для чего были нужны  на Руси в быту?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Послушайте загадку:

Что хозяйка в печку ставит,

  Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

В нём хозяйка готовила кашу, щи.

Воспитатель: А как же этот предмет называется?

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

Дети: Ложка.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту.

А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.

(Играет музыка «Ах, вы сени мои сени. Двое мальчиков играют на ложках)

2.Физминутка

Дети выполняют ритмичные движения под музыку.

Воспитатель: Следующий предмет был соперником чугунку.

Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал».

Горшок был мужской и женский.

Воспитатель показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский,  а какой мужской?

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать где же все это у горшка.

3.Практическая часть:

А сейчас мы с вами попробуем сделать свои горшки пройдёмте за столы.

Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины.

(Раздает глину из берестяного кузова).

Какого цвета эта глина?

 Какая она на ощупь? (мягкая, податливая, меняет форму)

Сейчас я покажу и объясню, как вылепить горшок из глины. Сначала мастер в руке делал «донышко» — дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали и обжигали.

Изготовление горшочков из глины.

Давайте и мы поставим наши горшочки в печку. А в следующий раз попробуем украсить наши горшочки. Ведь наши предки тоже украшали их, да не просто так, а со смыслом. Но об этом сказ – в другой раз.

4.Рефлексия:

С какими предметами быта на Руси  мы с вами сегодня познакомились?

Из какого металла сделан чугунок? А горшок из чего?

Чем ели на Руси?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектинтегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе по теме "Транспорт"

Цель. Закрепить представление детей о транспортных средствах.Задачи:- в беседах совершенствовать лексический запас по теме "Транспорт", закреплять обобщающее понятие "Транспорт";- в подвижных игр...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с ТНР по теме: «Предметы быта и утварь»

Данное занятие, конспект  которого я публикую, является итогом большой работы по приобщению  детей к культуре русского  народа, формированию осознанного  отношения к роли человека ...

Конспектинтегрированного познавательного занятия (по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе ДОУ) «Правила дорожного движения»

Развивать у детей азы дорожной грамоты. Расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора, истории создания светофора. Развивать  у детей чувство отвктственности при соблюдении ПД...

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Ознакомление детей с домашней утварью коми народа» (для детей средней группы).

Методическая разработка образовательной деятельностипо познавательному развитию на тему«Ознакомление детей с домашней утварью коми народа» (для детей средней группы)....

Конспектинтегрированного занятия в подготовительной к школе группе в форме игры – викторины «Знайки и Умники».

Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе в форме игры – викторины «Знайки и Умники»....

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию по направлению ознакомление с окружающим миром по теме «Тувинская посуда и утварь»

Непосредственно-образовательная деятельность по направлению ознакомление с окружающим миром по теме: "Тувинская посуда и утварь"...