Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Песчаную страну»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Браженко

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в Песчаную страну" может быть использован педагогами ДОУ при работе  с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития  у дошкольников познавательной активности в процессе экспериментально - исследовательской деятельности с песком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Браженко Татьяна Юрьевна

        Приложение № 2

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Песчаную страну»

(с детьми старшего дошкольного возраста)

Цель: Развитие  у дошкольников познавательной активности в процессе экспериментально - исследовательской деятельности с песком.

Задачи: Формировать познавательный интерес и действия в  ходе экспериментирования с песком. Познакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, мокрый песок может принимать форму предмета. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования с песком. Развивать познавательные функции: восприятие, внимание, логическое мышление. Активизировать и развивать связную речь. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любознательность, аккуратность при работе с песком.

Оборудование: игровой персонаж - Черепаха, музыкальное сопровождение, мультфильм «Львёнок и черепаха», ящик с сухим песком, игрушки - обитатели пустыни, песок, коктейльные трубочки, влажные салфетки, подносы, клей, кисти, ложки, лупы (по количеству детей).

Предполагаемый результат: дети проявляют познавательный интерес; активно взаимодействуют со сврстниками в ходе экспериментально - исследовательской деятельности;  познакомятся с новыми словами: лупа, опыты, песчинки.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я рада всех вас видеть, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы передать его вам. Давайте друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:  Ребята, скажите, какое  сейчас время года? (ответы детей)

Какая погода на улице? (ответы детей)

Ребята, а вы знаете, что на нашей планете есть такое место, где всегда жарко и никогда не бывает снега? Вы слышали о таком месте? (ответы детей)

Правильно, это место называется Африка.

Воспитатель:  Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма о львёнке и черепахе, которые живут в Африке, садитесь поудобнее. (Показ отрывка м/ф «Львёнок и черепаха»)

Воспитатель:  Ребята, вам понравился мультфильм? Как вы думаете, какое настроение было у героев мультфильма? Почему вы так решили? Ребята, а какое у вас стало настроение после просмотра мультфильма? (ответы детей) Ребята, в Африке, где живут львёнок и черепаха очень много песка. Поэтому Африку иногда называют песчаной страной.

Раздаётся звонок телефона.

Воспитатель: Алло, здравствуй, Львёнок, что у тебя случилось? Пропала Черепаха? Не переживай, мы с ребятами тебе поможем! (кладёт трубку телефона)

Воспитатель: Ребята, звонил Львёнок, он говорит, что пропала Черепаха и просит нас, её найти. Поможем? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с вами отправляемся на поиски Черепахи  в Песчаную страну, там очень жарко, поэтому нам нужны головные уборы. (надевают кепки) Путешествуя по Песчаной стране, мы узнаем, что такое песок, зачем он нужен, каковы его свойства и поможем Львёнку найти Черепаху. Ребята, нам пора отправляться в путь!

Воспитатель: Ребята, указатель нам показывает дорогу в Песчаную страну. По стрелке мы пойдём и в Песчаную страну попадём (идут)

Воспитатель: Ребята, вот мы и на месте! (подходят к столу с песком)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить правила обращения с песком (песок нельзя брать в рот, бросать им в других детей, выбрасывать из песочницы, после игр с песком нужно помыть руки или вытереть их влажной салфеткой). Молодцы!

Игра с песком «Свойства песка»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам изучить свойства песка. Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутреннй стороной, потом внешней. Ребята, скажите, какой песок на ощупь? (сухой, тёплый)

Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Я чувствую тепло песка. А что чувствуете вы? (ответы детей)

Воспитатель: В песчаной стране может идти необычный песочный дождик. Смотрите, как это происходит (пересыпает песок из одной руки в другую)  Вы сами можете устроить такой дождик, попробуйте (дети повторяют)

Скажите, что происходит с песком? Правильно, он сыпется. Ещё можно сказать, что песок сыпучий.

Ребята, кто живёт в песчаной стране? Правильно, здесь живут верблюды, слоны, ящерицы, черепахи, змеи и много других животных, передвигаясь по песку, они оставляют свои следы. Я предлагаю вам пальчиками нарисовать следы животных на песке. (дети рисуют)

Воспитатель:  Ну, вот  мы и поиграли с песком. Давайте сделаем вывод, что мы узнали о песке? Какой он? (сухой, тёплый, жёлтый, сыпучий, на нём остаются следы)

Воспитатель:  Молодцы, посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой.

Воспитатель:  Ребята, идём дальше на поиски Черепахи.

Подходят к столу, на нём лупы по количеству детей, листы белой бумаги, песок.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, из чего состоит песок? (ответы детей)

Я предлагаю вам узнать, из чего он состоит. Возьмите лупы и рассмотрите песок. Что вы видите? (ответы детей)

Правильно, песок состоит из маленьких песчинок. Скажите, какой они формы? Какого цвета? (ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, давайте сделаем вывод, из чего состоит песок? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием мы справились, двигаемся дальше по Песчаной стране.

Подходят к столу, на котором  ложки, стаканчики с водой по количеству детей, песок на подносе.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растворяется песок в воде? (ответы детей)

А давайте это проверим. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и перемешайте. Растворился ли песок в воде? (ответы детей) Какой мы сделаем вывод? (ответы детей)

Воспитатель:  Молодцы, а теперь предлагаю немного отдохнуть!

Физминутка

Воспитатель:   Отдохнули? Тогда отправляемся в путь на поиски Черепахи!

Подходят к столу, на котором  поднос с песком, трубочки на каждого ребёнка

Дыхательное упражнение «Движение песка»

Воспитатель:   Ребята, как вы думаете, песок может двигаться? (ответы детей) Давайте это проверим. Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит? (ответы детей) Песок движется. Какой мы сделаем вывод? (с помощью воздуха песок может двигаться)

Воспитатель: Молодцы, двигаемся дальше!

Подходят к столу,  на котором листы бумаги, клей- карандаш, тарелочки с песком

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песком можно рисовать? (ответы детей) Давайте это проверим.  Перед вами листы бумаги. Мы будем рисовать необычные песчаные картины. Я приготовила для вас песок и клей- карандаш. Снасала нарисуем клеем рисунок, например, солнце, затем берём песок и аккуратно насыпаем его на рисунок. Берём рисунок и стряхиваем лишний песок. Приступаем к работе.  (дети рисуют)

Молодцы, ребята, какие замечательные рисунки у вас получились! Вам понравилось рисовать песком? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше на поиски Черепахи.

На столе макет пустыни и фигурки разных животных

Воспитатель: Ребята, выберите животных, которые живут в Песчаной стране (выбирают, помещают на макет)

Почему не выбрали медведя, зайца, корову? (ответы детей)

Воспитатель: ребята, в Песчаной стране очень жарко, поэтому некоторые животные прячутся от жары в песке, это ящерицы, змеи и черепахи.

На столе в коробке с песком Черепаха.

Воспитатель: Ребята, оказывется наша Черепаха не пропала, а ей стало жарко,  она спряталась в песке! (показывает детям Черепаху)

Воспитатель: Ребята, путешествуя по Песчаной стране, мы помогли Львёнку найти Черепаху, узнали много интересного о песке. Скажите, из чего состоит песок? Каковы его свойства? (ответы детей) Молодцы!

Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие по Песчаной стране? Что больше всего понравилось? (даётся возможность высказаться  каждому ребёнку)

Воспитатель: Ребята, на этом наше путешествие по Песочной стране закончилось, нам пора возвращаться в детский сад. (снимают кепки) Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром - Витаминка в гостях у детей

Уточнение и закрепление знаний детей об овощах и фруктах. Знакомство детей с витаминами и их значением для организма человека. Методическая разработка "Витаминка"...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Страна Светофория» в подготовительной группе с использованием ИКТ, личностно – ориентированных, игровых, исследовательских и здоровьесберегающих технологий

Цель занятия: продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окр...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Путешествие по профессиям"

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Путешествие по профессиям" предназначен для детей старшей группы, где идет закрепление получ...

Методическая разработка по организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром: «Путешествие в прошлое лампочки»

Методическая разработка по организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром: «Путешествие в прошлое лампочки»...

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история прои...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Путешествие в страну профессий»

Цель: Познакомить детей с такими профессиями, как врач, повар, парикмахер.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени".

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени"....