Методическая разработка образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы «Необычный кусочек мела»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Браженко

Конспект занятия с детьми подготовительной группы "Необычный кусочек мела" может быть использована педагогами ДОУ при работе с детьми 6-7 лет с целью формирования  представлений детей о природе  родного края посредством  экспериментальной деятельности с мелом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_neobychnyy_kusochek_mela_brazhenko_t.yu_.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром                    с детьми подготовительной группы

«Необычный кусочек мела»

Образовательная область: познавательное развитие

Цель:  Формировать  представления детей о природе  родного края посредством  экспериментальной деятельности с мелом.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать представления детей о природе родного края.

2. Продолжать формировать навык исследовательской деятельности: умение выявить качества и свойства мела через проведение опытов.

3. Стимулировать познавательно-исследовательский интерес, привлекая детей к простейшим экспериментам.

Развивающие:

1. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные качества мела.

2. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей любознательность, активность при выполнении опытов.

2. Воспитывать любовь к родному краю.

 Материал и оборудование: Фото природы, полей, рек, меловых гор Ровеньского района, макет меловой горы, глобус, поднос с мелом, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей), уксус,  мольберт, цветные мелки, манка, ноутбук, презентация «Природа Ровеньского района».

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно - эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Предполагаемый результат: у детей появится интерес к практическим опытам с мелом, научатся ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы, будут уметь объяснять полученный результат.

Ход

Дети входят в зал под музыку…

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, это глобус. Глобус – это модель нашей планеты Земля. Глядя на глобус, мы можем многое узнать о нашей планете: какой формы Земля, много ли на ней воды. Глобус имеет форму шара, значит и наша Земля – это шар. Скажите, что изображено на глобусе? (Ответы детей) (Моря, океаны, материки, горы, равнины, страны).

- А кто из вас знает, как называется страна, в которой живём мы? (Ответы детей)  (Россия)

- Велика Россия, но для каждого из нас она начинается с родного края.

Ребята, а как называется наш родной край? (Ответы детей)

Дети: Белгородская область, посёлок Ровеньки.

Воспитатель: Правильно, милый сердцу отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие, родные люди, твои друзья и товарищи. Этот край – частицу нашей Родины – все мы любим, этим краем мы гордимся.                                                                                                                                                    Природа нашей области очень живописна. Бескрайние поля, голубые реки и озера, леса, белоснежные вершины меловых холмов, которые у нас именуют величественно – «белые горы». Меловые горы – это одно из самых захватывающих зрелищ. Издали они напоминают облака, которые спустились на землю отдохнуть, или огромные снежные глыбы, лежащие посреди зеленой растительности.

Воспитатель: Ребята,  наша область богата полезными ископаемыми –щебень, песок, глина,  а особенно богата месторождениями мела. Дети, а вы знаете, как появились меловые горы? (Ответы детей)   

Воспитатель: Посмотрите, я приготовила макет горы, а вы знаете из чего состоят горы? Миллионы лет назад на месте гор  простирался древний океан. Мел, по которому мы ходим – не что иное, как дно древнего океана. Известно, что оно никогда не бывало безжизненным. На нем росли различные водоросли, морские лилии, жили моллюски, ракообразные, морские звезды, ежи. Со временем остатки отмерших организмов (панцири, раковины, твердые оболочки, скелеты) оседали на дно  целыми слоями и  образовывались отложения своеобразного ила. С годами ил пополнялся новыми отложениями, которые уплотнялись, благодаря давлению верхних слоев на нижние, увеличивались в объеме, крепли. В конце концов, они цементировались, так с точки зрения геологов, возникли меловые отложения.    

Воспитатель: Ребята, а что мы знаем с вами о меле, давайте вспомним,  для чего нужен мел и  где он применяется?

Дети: (Ответы детей) 

         Воспитатель: Мы знаем, что мелом пишут в школе, рисуют на асфальте. В промышленности мел используют для производства извести, цемента, соды, стекла, школьных мелков. Применяют как наполнитель для резины, пластмасс, бумаги, лакокрасочных материалов. В сельском хозяйстве для удобрения почв и подкормки животных, в парфюмерии - для приготовления зубных паст и порошков. Молотый мел широко применяется для грунтовки, побелки, покраски стен домов, для защиты стволов деревьев. Ребята, я предлагаю вам изучить свойства мела, согласны?  

          Воспитатель:

Для этого, мы с вами отправимся в лабораторию.

Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать в лаборатории. (Правила)

Ребята, пожалуйста, подойдите к столу наденьте фартуки и займите свои места.

А сейчас «Раз, два, три - повернись и в учёных превратись».

Ребята, теперь вы ученые, а я - ваш научный руководитель.

         Воспитатель: А сейчас дети давайте выясним,  какими же свойствами обладает мел. Дети, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его. Какого он цвета?                                                                                                                                    

         Дети: (Ответы детей) Он белый, и не блестит.                                                                          

         Воспитатель: Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками. (Мел твердый). Ребята, мел твердый, но, когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он — хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите? Что сделал мел? (Мел оставляет след).  Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.      

Итак, ребята,  какой сделаем вывод? (Ответы детей) Правильно, мел белый, твёрдый, но хрупкий.                                              

Опыт с водой.                                                                                                      

Дети, давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Осторожно опустите мел в воду. Какая была вода? (Чистая и прозрачная).  Что произошло с водой? (Она помутнела) Почему она помутнела? (Потому что в ней растворяется мел).  Да, мел растворяется в воде.                                                          

Итак, ребята,  какой сделаем вывод? (Ответы детей) Правильно, мел растворяется в воде.                                                                                   

         Опыт «Под лупой».                                                                                                                        

А теперь возьмите мел и рассмотрите его под лупой, что вы увидели.                              

Мы рассматривали мел под лупой, и увидели маленькие дырочки, травинки. Мел — это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это — полузатвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов.                                                                

 Итак, ребята,  какой сделаем вывод? (Ответы детей) Правильно, мел – это останки древних организмов.                                                                

Опыт «С уксусом и кусочком мела».

Мел — это известняк и при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ.

Мы возьмём полстакана уксуса, и кусочек мела, бросим в стакан кусочек мела. Что же происходит?  Уксус в стакане начал бурлить.  Это от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела. Посмотрите, постепенно мел рассыплется на  мелкие кусочки, и, в конце концов, он полностью распадётся. Итак, ребята,  какой сделаем вывод? (Ответы детей) Правильно,                                                                    

мы узнали, что мел — это известняк и при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. 

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас   давайте отдохнём.

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочки)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь

 Катятся, катятся камешки прочь. (дети приседают)

Воспитатель: А еще мел можно использовать для изготовления сувениров. Сейчас с вами сделаем радугу в банке. Давайте вспомним цвета радуги. Для этого мы измельчили цветной мел, насыпали манку и мел в посуду с крышкой и встряхнули несколько раз. Манка окрасилась! Теперь мы  вами  аккуратно  окрашенную манку пересыпаем  в баночку, меняя поочередно цвета. Теперь  заполним цветными слоями  всю баночку. И получится у нас радуга в банке. И эта необычная радуга останется в вашей группе на память о нашей сегодняшней встрече.

Заключительная часть (рефлексия)

-Уважаемые учёные, что мы узнали нового и интересного про мел?

-Учёные, какой опыт вызвал у вас затруднения?

-Ребята, что вы можете сказать о свойствах мела?

-Вам понравились наши опыты?

 Спасибо вам большое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми старшего возраста по теме «Такой полезный витамин»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим с детьми старшего возрастапо теме  «Такой полезный витамин»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми старшего возраста по теме «Кладовая родного края»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим с детьми старшего возрастапо теме  «Кладовая родного края»...

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной группы (ЗПР)

Непосредственно образовательная деятельность направлена на формирование словаря и систематизацию знаний детей по теме "Дикие животные"...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: «Экологический КВН». ( Подготовительная группа)

закрепить у детей представление о домашних животных (повадки, внешний вид, питание, какую пользу приносят человеку).Показать посредством интеллектуально / соревновательной деятельности, что домашние ж...

Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Необычная посылка»

Цель: формировать навыки учебной деятельности.Задачи:Образовательные:закреплять умение анализировать звуковой состав слова;закреплять умение классифицировать предметы по трём признакам: цвет...

Методическая разработка образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром младшая группа

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Экологическая тропа»Возрастная группа: вторая младшая группаТема: «Экологическая тропа»Цель:...