Методическая разработка совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Животные севера. Белый медведь "
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Авдюшина Екатерина Владимировна

Тема: Животные Севера. Белый медведь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_severa.odt25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  для детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Животные Севера»

Цель:

• Обобщать знания детей о животных Севера.

• Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.

Программное содержание (задачи):

обучающие: 

  • Формировать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж), их внешнем виде, образе жизни и повадках.

развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к жизни животных севера;
  • развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы;
  • развивать речь детей, обогащать их словарь.

воспитательные: 

  • Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе;
  • воспитывать любознательность.

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный.

Средства ИКТ: презентация, проектор, экран.

Материалы к образовательной деятельности: глобус, мультимедийное  оборудование, презентация к занятию.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с картинками животных севера, просмотр видеоролика о жизни  животных, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок.

Ожидаемые результаты. По окончании образовательной деятельности дети:

  • Расширили кругозор и обогатили словарный запас по теме «Животные Севера» (северный олень, белый медведь, морж);
  • Расширили представления о внешнем виде, образе жизни и повадках северного оленя, моржа, белого медведя;
  • У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • К детям пришло понимание о необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
  • Появилось желание получить информацию и о других животных Севера.

Ход образовательной деятельности:

1.     Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

(Дети: Сейчас время года зима)

Воспитатель: Назовите приметы зимы.

(Дети: Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло).

Воспитатель: А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?(Ответы детей). 

Воспитатель: На Крайнем севере всегда холодно, много снега и очень морозно.  Ребята, что такое север? (Север – это та часть света).

Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу? (на оленях, на снегоходе).

Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

2.Физкультминутка.

Здесь всюду холод, лед и тень,                             дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,                                                   закрывают глаза ладонями

Полгода — день.                                                   Выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом,                       Соединяют руки над головой — «крыша»

И океан покрыт весь льдом.                               Разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь.              Ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь.                         Делают махи руками

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,                 Подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни.                                     Руки на поясе, стоят смирно

Воспитатель: А вы знаете, какие животные там живут? (ответы детей)

Воспитатель:  Вот мы сейчас и узнаем, каких животных севера вы знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки про животных, вы готовы? (Дети: Да, мы готовы).

3.     Загадки о животных. 

Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, на экране появится картинка – отгадка

 Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной.
Ходит по снегам безбрежным.
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Так давно живёт он здесь,
Потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз. 

(Дети: Это белый медведь. Среди хищных зверей  Севера самым крупным является он – белый медведь)

( на слайде 2 появляется картинка с изображением  белого медведя). 

Воспитатель: Правильно. Молодцы

Кто без компаса и карты.
Мчится в тундре, тянет нарты.
В ночь полярную и в день?
Это?

(Дети: Северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.) (слайд 3)

Воспитатель: Молодцы, это тоже правильный ответ. Давайте немножко отдохнем.

Пальчиковая гимнастика

«У оленя дом большой». 
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит.
Тук, тук дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай
Лапу мне давай.

***************

Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы,
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый. Морж

(ответы детей)

Морж. Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится. (Слайд 4)

Воспитатель: какие молодцы все загадки отгадали, теперь мы знаем кто живет на севере.         

4.     Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран 

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку, какое это животное?(Ответы детей).

- Правильно! Это медведь. Опишите его внешний вид. (Ответы детей).
(слайд 5)

 Воспитатель: — Посмотрите внимательно на следующую картинку. Как называется это животное? (Ответы детей).

- Это животное называется морж. Он большой и неуклюжий. У моржа есть клыки. Клыки помогают моржу забираться на льдины. А еще у моржа есть ласты, которые помогают ему плавать.

- Ребята, кто знает, что любит есть морж? (Ответы детей). (слайд 6)

Воспитатель: — Кто изображен на этой картинке? (Ответы детей).
- Это северный олень. Опишите, как выглядит олень. Какие у него рога, шерсть, копыта? Чем питается и где живет это животное? (Ответы детей).

Воспитатель: — Ребята, я предлагаю вам поиграть, хотите? (Ответы детей).

5.     Дидактическая игра « Найди и назови лишнюю картинку». (слайд 7)

 Дети рассматривают картинки и называют лишнюю, показывают только те, на которых изображены животные севера. Называют их, и рассказывают о них в двух, трёх предложениях: внешний вид и чем питаются.

6.     Пальчиковая гимнастика.

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).

7. Возвращение в группу.

Воспитатель: — Дети, сегодня мы познакомились с животными Севера, узнали много нового. Нам пора возвращаться обратно в группу.

Воспитатель:  

  • Как вы хорошо играли.
  • Какая загадка для вас была трудной, а какая самой легкой? (ответы детей).
  • Вы меня ребята,  сегодня порадовали своими знаниями, умением общаться.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в рамках проекта "Земля - наш общий дом" "Знакомство с животными севера и жарких стран"

Во время "путешествия" дети  расширяют и углубляют свои представления о животном мире севера и жарких стран....

Методические разработки. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Знакомство с компьютером"

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом ...

Методическая разработка к ООД по ознакомлению с окружающим "Россия - наш общий дом"

Под термином «толерантность» понимают, в первую очередь, этническую толерантность, терпимость к людям другой национальности, другой культуры, говорящих на другом языке, другого вероисповедания. То, чт...

Методическая разработка Конспект совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Игра с дидактической куклой «Неваляшка»

Цель: Знакомить детей с игрушкой «Неваляшкой» Задачи:1 Учить выполнять действия с предметами, разбирая игрушку,состоящую из деталей разного размера (большой, маленький, поменьше),трен...

Методическая разработка образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы «Необычный кусочек мела»

Конспект занятия с детьми подготовительной группы "Необычный кусочек мела" может быть использована педагогами ДОУ при работе с детьми 6-7 лет с целью формирования  представлений детей о...

Методическая разработка образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром младшая группа

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Экологическая тропа»Возрастная группа: вторая младшая группаТема: «Экологическая тропа»Цель:...