Конспект СООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему " Дикие животные леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Аулова Вера Николаевна

Конспект СООД (занятия) по ознакомлению с окружающим миром  в подготовительной группе на тему  «Дикие животные леса».

 

Подготовила воспитатель первой кв.категории Аулова В.Н.

 

Цель: расширить представления детей о диких животных, живущих в наших лесах.
Задачи:
- закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных.

- закрепить понятие «дикие животные», «детеныши диких животных», «жилища диких животных», «травоядные и хищные животные».
- развивать наблюдательность, мышление, слух, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее сохранить в первозданном виде,

- развивать двигательную активность,

-развивать воображение.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций о лесе, диких животных. Чтение произведений о жизни животных в лесу. Загадывание загадок про диких животных.
Оборудование: Аудиозаписи «шум леса и звуки диких животных», «пожар в лесу»; загадки на тему «Дикие животные»; иллюстрации леса, загрязненного леса, пожара в лесу; диких животных и их детенышей; карточки с изображением травоядных и хищников для эстафеты.

Ход занятия

1. Воспитатель: Здравствуйте ребята, я хочу пригласить вас в воображаемое путешествие. А чтобы узнать, в какое, вы должны отгадать загадку:


Он зеленый и густой

Он высокий и большой

То еловый, то дубовый

То осиново-сосновый

У него полно плодов

Ягод, шишек и грибов

И протоптанной тропинкой

По нему идут с корзинкой.

Догадались?
Ответы ...
Воспитатель: Конечно же, это – лес!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по лесу. Лес – это таинственный мир. Закройте глаза и послушайте, как шумит лес (звучит аудиозапись «шум леса и звуки диких животных»). Что вы услышали? 

Ответы ...
Воспитатель: А что такое лес?
Ответы.. (Это дом для животных и растений, там много деревьев. В этом лесу живут разные лесные жители. )

 Ответы ...(дикие)
Воспитатель: А почему их так называют?

Ответы (они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о своих детенышах)
2. Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки, и вы узнаете, кто живет в наших лесах. (После отгадывания, воспитатель показывает картинку с изображением дикого животного).
 

 


Возле его логова лучше не ходить,

Деток его маленьких лучше не кормить.

Коль услышишь рядом щёлк,

Где-то рядом страшный … (Волк)

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час на ним гонялся… (Заяц)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса.

Этот зверь лесной — …. (Лиса)

 

Дровосек без топора

Речку запрудил до дна.

Его зубки, как резцы,

Его лапки хватки,

А живёт он в хатке. (Бобёр)
 

Роет норы он умело,
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …
(Барсук)
 

Воспитатель: Молодцы, как быстро вы разгадываете мои загадки.

Может кто-то из вас знает загадки о диких животных?
Дети загадывают свои загадки  (По мере отгадывания загадок, на доску выставляются картинки животных).

3. Воспитатель: Спасибо, ребята! Вы правильно все отгадали.
Напомните мне, пожалуйста, про каких животных мы с вами отгадывали загадки?

Ответы (про диких)

Воспитатель. А у диких животных есть дом? Давайте вспомним, как называются жилища этих животных.

Лисица – нора, медведь-берлога, белка-дупло, волк – логово, бобер – хатки.

У какого животного нора с множеством комнат? ( барсук )

А какие животные не устраивают себе дома?

Ответы (заяц, еж, лось, олень)

Отлично, вы и с этим заданием справились…

Мне кажется, мы с вами немного засиделись, пора бы и размяться.

 

4. Физкультминутка «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Потягивания)
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)
Вот идет лиса по лесу (Изображают походку лисы)
Кто там скачет интересно? (Встают на носочки, вытягивают шею)
Чтоб ответить на вопрос
Тянет лисонька свой нос. (Повороты вправо и влево, всматриваются)
Но зайчата быстро скачут (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе?
Тренировки помогают! (Изображают силачей)
И зайчишки убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лисичка (Поглаживают живот)
Грустно смотрит в небеса. (Подтягиваются на носочках)
Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Присаживаются на стульчики)

5. Воспитатель: ребята, а какое у нас сейчас время года? (осень)
Чем занимаются звери осенью? (делают запасы, меняют шубки,)
- Что зимой делают звери? (ложатся в спячку)
- А после зимы какое время года наступает? (весна)
- А что весной делают звери? (выводят потомство)
Воспитатель: правильно, сейчас мы с вами поиграем в игру-путаницу «Животные и их детеныши.»  я буду стараться вас запутать: если я назову животное и его детеныша правильно, вы хлопаете в ладоши, если я ошибаюсь и путаю вас, то топаете ногами и исправляете меня.

У медведя - медвежонок,

У ежа - лисенок,

У волка - мышонок,

У оленя - олененок,

У белки - медвежонок,

У барсука - барсучонок,

У бобра - бельчонок

6. Воспитатель: ребята, а вы знаете, что бобры — это млекопитающие отряда грызунов. Бобр является одним из самых крупных грызунов. Ученые, раскопавшие останки бобра, оставшиеся еще с древнейших времен, были поражены. Он был размером с человека. Рост находки был 165 сантиметров, а вес составлял 60 килограммов. Современные бобры весят примерно 20 килограмм, их длина всего 1 метр. Бобры единственные представители животного мира из отряда грызунов, кто может строить себе жилища в воде – плотины. Бобры — это очень умелые строители: плотины у них получаются на редкость крепкими. Жилье бобра – хатка обязательно должна находиться над уровнем воды, но вход в нее строится под водой. В среднем за свою жизнь бобр может перепилить 100 деревьев и построить 50 плотин.


7. Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на изображения животных. Они все такие разные, но есть признак, по которому животных, разных внешне, можно  определить в группы. Этот признак – питание животных. Чем питаются дикие животные?
Ответы: Травой, плодами деревьев, орешками, другими животными, грибами, желудями, ягодами.
Воспитатель: Животных, которые питаются растительной пищей, мы называет травоядными, а животных, питающихся другими животными, хищниками.
Игра «Хищники-травоядные»
Воспитатель: Разделимся на две команды. Первая команда выбирает животных хищников, а вторая команда выбирает травоядных. (Воспитатель выкладывает на столе карточки с изображением диких животных). Каждый из вас берет по одной карточке. Травоядные берут карточки с животными, которые питаются только растительной пищей, а Хищники выбирают животных, которые питаются мясом. Затем мы посчитаем, сколько очков набрала каждая команда. Сколько правильно выбранных карточек, столько и очков. За неправильно выбранную карточку очки не начисляются (после проведения игры подводятся итоги)

8. Воспитатель:
Ребята, а вы слышите, кто-то в дверь стучится? Пока мы с вами играли, к нам пришел гость – медвежонок Винни Пух. Он принес нам письмо от лесных жителей.

« Дорогие ребята! Лес – это удивительный мир. Лес украшает землю, задерживает влагу, помогая человеку выращивать хороший урожай. А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Но иногда в лесу случается беда! И мы, лесные жители, очень просим вас всегда соблюдать правила поведения в лесу.»

Воспитатель. Как вы думаете, о какой беде идет речь в письме? Послушайте! (воспитатель включает аудиозапись «Пожар в лесу»)(горит костер, деревья горят).
- а что же случилось? Как это могло произойти? ( люди не потушили костер и лес загорелся).
- что теперь будет с этими растениями?( они сгорят и погибнут).
- а что будет с животными? (они уйдут, погибнут).
- да, животным приходится уходить из своего дома чтобы уцелеть и не погибнуть в пожаре. Те, что успевают уйти – спасаются, остальные – погибают. Пожар уничтожает гнезда с детенышами, жилища и корм. Видите, какие непоправимые последствия могут возникнуть от не потушенного костра?

Ребята, кто тушит лесные пожары?

Ответы детей...(пожарные, мчс…)
Воспитатель: Может кто-нибудь из вас знает стихотворение про спасателей или пожарных?

Ответ :В переулке за прудом

загорелся чей-то дом

Медлить некогда, беда!

Эй, пожарные, сюда!

01, скорей, спешите!

Дом горящий потушите!

При пожаре, мне известно,

01 набрать уместно.

 

Воспитатель: Ребята, помните, чтобы вызвать пожарных, мы должны набрать 01 или 112

 

9. Подведение итогов.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие животные встретились нам на пути?  Какие игры и задания мы с вами выполняли? Что нового узнали? Какие правила поведения в лесу вспомнили?
Ответы детей...
(- отгадывали загадки,

-вспоминали названия жилищ животных,

-делили животных на травоядных и хищников,

-играли в путаницу,

Слушали рассказ про бобров,

-вспомнили правила поведения в лесу,

-вспомнили номер телефона специальных служб мчс)

 

Воспитатель: Спасибо за вашу работу, стихи, загадки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_dikie_zhivotnye.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект СООД (занятия) по ознакомлению с окружающим миром  в подготовительной группе на тему  «Дикие животные леса».

Подготовила воспитатель первой кв.категории Аулова В.Н.

Цель: расширить представления детей о диких животных, живущих в наших лесах.
Задачи:
- закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных.

- закрепить понятие «дикие животные», «детеныши диких животных», «жилища диких животных», «травоядные и хищные животные».
- развивать наблюдательность, мышление, слух, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее сохранить в первозданном виде,

- развивать двигательную активность,

-развивать воображение.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций о лесе, диких животных. Чтение произведений о жизни животных в лесу. Загадывание загадок про диких животных.
Оборудование: Аудиозаписи «шум леса и звуки диких животных», «пожар в лесу»; загадки на тему «Дикие животные»; иллюстрации леса, загрязненного леса, пожара в лесу; диких животных и их детенышей; карточки с изображением травоядных и хищников для эстафеты.

Ход занятия

1. Воспитатель: Здравствуйте ребята, я хочу пригласить вас в воображаемое путешествие. А чтобы узнать, в какое, вы должны отгадать загадку:


Он зеленый и густой

Он высокий и большой

То еловый, то дубовый

То осиново-сосновый

У него полно плодов

Ягод, шишек и грибов

И протоптанной тропинкой

По нему идут с корзинкой.

Догадались?
Ответы ...
Воспитатель: Конечно же, это – лес!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по лесу. Лес – это таинственный мир. Закройте глаза и послушайте, как шумит лес 
(звучит аудиозапись «шум леса и звуки диких животных»). Что вы услышали? 

Ответы ...
Воспитатель: А что такое лес?
Ответы.. (Это дом для животных и растений, там много деревьев. В этом лесу живут разные лесные жители. )

 Ответы ...(дикие)
Воспитатель: А почему их так называют?

Ответы (они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о своих детенышах)
2. Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки, и вы узнаете, кто живет в наших лесах. 
(После отгадывания, воспитатель показывает картинку с изображением дикого животного).


Возле его логова лучше не ходить,

Деток его маленьких лучше не кормить.

Коль услышишь рядом щёлк,

Где-то рядом страшный … (Волк)

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час на ним гонялся… (Заяц)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса.

Этот зверь лесной — …. (Лиса)

Дровосек без топора

Речку запрудил до дна.

Его зубки, как резцы,

Его лапки хватки,

А живёт он в хатке. (Бобёр)

Роет норы он умело,
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …
(Барсук)

Воспитатель: Молодцы, как быстро вы разгадываете мои загадки.

Может кто-то из вас знает загадки о диких животных?
Дети загадывают свои загадки  
(По мере отгадывания загадок, на доску выставляются картинки животных).

3. Воспитатель: Спасибо, ребята! Вы правильно все отгадали.
Напомните мне, пожалуйста, про каких животных мы с вами отгадывали загадки?

Ответы (про диких)

Воспитатель. А у диких животных есть дом? Давайте вспомним, как называются жилища этих животных.

Лисица – нора, медведь-берлога, белка-дупло, волк – логово, бобер – хатки.

У какого животного нора с множеством комнат? ( барсук )

А какие животные не устраивают себе дома?

Ответы (заяц, еж, лось, олень)

Отлично, вы и с этим заданием справились…

Мне кажется, мы с вами немного засиделись, пора бы и размяться.

4. Физкультминутка «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, 
(Потягивания)
Весело в лесу играли. 
(Прыжки на месте)
Вот идет лиса по лесу 
(Изображают походку лисы)
Кто там скачет интересно? 
(Встают на носочки, вытягивают шею)
Чтоб ответить на вопрос
Тянет лисонька свой нос. 
(Повороты вправо и влево, всматриваются)
Но зайчата быстро скачут 
(Прыжки на месте)
Как же может быть иначе?
Тренировки помогают! 
(Изображают силачей)
И зайчишки убегают. 
(Бег на месте)
Вот голодная лисичка 
(Поглаживают живот)
Грустно смотрит в небеса. 
(Подтягиваются на носочках)
Тяжело вздыхает, 
(Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает. 
(Присаживаются на стульчики)

5. Воспитатель: ребята, а какое у нас сейчас время года? 
(осень)
Чем занимаются звери осенью? 
(делают запасы, меняют шубки,)
- Что зимой делают звери? 
(ложатся в спячку)
- А после зимы какое время года наступает? 
(весна)
- А что весной делают звери? 
(выводят потомство)
Воспитатель: правильно, сейчас мы с вами поиграем в игру-путаницу «Животные и их детеныши.»
  я буду стараться вас запутать: если я назову животное и его детеныша правильно, вы хлопаете в ладоши, если я ошибаюсь и путаю вас, то топаете ногами и исправляете меня.

У медведя - медвежонок,

У ежа - лисенок,

У волка - мышонок,

У оленя - олененок,

У белки - медвежонок,

У барсука - барсучонок,

У бобра - бельчонок

6. Воспитатель: ребята, а вы знаете, что бобры — это млекопитающие отряда грызунов. Бобр является одним из самых крупных грызунов. Ученые, раскопавшие останки бобра, оставшиеся еще с древнейших времен, были поражены. Он был размером с человека. Рост находки был 165 сантиметров, а вес составлял 60 килограммов. Современные бобры весят примерно 20 килограмм, их длина всего 1 метр. Бобры единственные представители животного мира из отряда грызунов, кто может строить себе жилища в воде – плотины. Бобры — это очень умелые строители: плотины у них получаются на редкость крепкими. Жилье бобра – хатка обязательно должна находиться над уровнем воды, но вход в нее строится под водой. В среднем за свою жизнь бобр может перепилить 100 деревьев и построить 50 плотин.


7. Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на изображения животных. Они все такие разные, но есть признак, по которому животных, разных внешне, можно  определить в группы. Этот признак – питание животных. Чем питаются дикие животные?
Ответы: Травой, плодами деревьев, орешками, другими животными, грибами, желудями, ягодами.
Воспитатель: Животных, которые питаются растительной пищей, мы называет травоядными, а животных, питающихся другими животными, хищниками.
Игра «Хищники-травоядные»
Воспитатель: Разделимся на две команды. Первая команда выбирает животных хищников, а вторая команда выбирает травоядных.
 (Воспитатель выкладывает на столе карточки с изображением диких животных). Каждый из вас берет по одной карточке. Травоядные берут карточки с животными, которые питаются только растительной пищей, а Хищники выбирают животных, которые питаются мясом. Затем мы посчитаем, сколько очков набрала каждая команда. Сколько правильно выбранных карточек, столько и очков. За неправильно выбранную карточку очки не начисляются (после проведения игры подводятся итоги)

8. Воспитатель:
Ребята, а вы слышите, кто-то в дверь стучится? Пока мы с вами играли, к нам пришел гость – медвежонок Винни Пух. Он принес нам письмо от лесных жителей.

« Дорогие ребята! Лес – это удивительный мир. Лес украшает землю, задерживает влагу, помогая человеку выращивать хороший урожай. А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Но иногда в лесу случается беда! И мы, лесные жители, очень просим вас всегда соблюдать правила поведения в лесу.»

Воспитатель. Как вы думаете, о какой беде идет речь в письме? Послушайте! (воспитатель включает аудиозапись «Пожар в лесу»)(горит костер, деревья горят).
- а что же случилось? Как это могло произойти? 
( люди не потушили костер и лес загорелся).
- что теперь будет с этими растениями?
( они сгорят и погибнут).
- а что будет с животными? 
(они уйдут, погибнут).
- да, животным приходится уходить из своего дома чтобы уцелеть и не погибнуть в пожаре. Те, что успевают уйти – спасаются, остальные – погибают. Пожар уничтожает гнезда с детенышами, жилища и корм. Видите, какие непоправимые последствия могут возникнуть от не потушенного костра?

Ребята, кто тушит лесные пожары?

Ответы детей...(пожарные, мчс…)
Воспитатель: Может кто-нибудь из вас знает стихотворение про спасателей или пожарных?

Ответ :В переулке за прудом

загорелся чей-то дом

Медлить некогда, беда!

Эй, пожарные, сюда!

01, скорей, спешите!

Дом горящий потушите!

При пожаре, мне известно,

01 набрать уместно.

Воспитатель: Ребята, помните, чтобы вызвать пожарных, мы должны набрать 01 или 112

 

9. Подведение итогов.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие животные встретились нам на пути?  Какие игры и задания мы с вами выполняли? Что нового узнали? Какие правила поведения в лесу вспомнили?
Ответы детей...
(- отгадывали загадки,

-вспоминали названия жилищ животных,

-делили животных на травоядных и хищников,

-играли в путаницу,

Слушали рассказ про бобров,

-вспомнили правила поведения в лесу,

-вспомнили номер телефона специальных служб мчс)

Воспитатель: Спасибо за вашу работу, стихи, загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "День защиты животных (4 октября)"

Конспект подготовлен в рамках проекта "Природа - наш дом" и приурочен к экологическому празднику "День защиты животных"....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе по теме "Дикие животные"

Конспект занятия по теме "Дикие жвотные" для младшей группы...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Дикие животные"

Расширить знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении.Закрепить знания детей о том, где живут и чем питаются дикие животные....

Конспект СООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему " Пять языков любви"

Конспект СООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему « Пять языков любви»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Домашние животные"

Цель: систематизировать представления детей о домашних животных.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами: повадки животных, особенности питания, усл...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему :"Дикие животные"

Расширять представления о диких животных. Продолжать формировать умение выделять характерные признаки диких животных. ...

Конспект занятия ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Домашние животные»

Цель: Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детёнышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных. Задачи: 1.Обучающая...