Как мы помогали Лесовичку
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
ООД по экологии способствует воспитанию у детей бережного отношения к растительному и животному миру леса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как мы помогали Лесовичку
Задачи:
- Формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных.
- Уточнить представления об особенностях внешнего вида и местах произрастания грибов (боровик (белый гриб), подберёзовик, подосиновик, маслята, опята, лисички, мухомор, бледная поганка);
- Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;
- Закреплять знание строения грибов и правил их сбора;
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, опенок, маслёнок, мухомор, бледная поганка, собирать, заготавливать, ядовитый, съедобный, мягкая, мясистая, упругая, губчатая, вогнутая, волнистая, гладкая).
- Учить образовывать отглагольные прилагательные;
7. Развивать зрительное внимание и восприятие, наблюдательность, речевой слух, память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
8. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.
Оборудование:
- демонстрационные карточки «Правила сбора грибов»,
- разрезные картинки «Грибы» (по 2 шт. на каждого ребёнка),
- книга «Лесная грамота»,
- грибы (белые, подосиновики, подберёзовики, опята, лисички, маслята, бледные поганки, мухоморы) по 2-3 грибочка на каждого ребёнка.
- макеты деревьев (осина, берёза, дуб, ёлки),
- пенёк,
- корзина,
- старичок – Лесовичок (кукла),
- мольберт,
- магнитная доска,
- столы,
- стулья.
Ход:
В гости к детям прибегает белочка
Белочка: Ребята, мама белочка попросила собрать грибов в лесу, ведь скоро наступит зима, и если я не запасу хороших грибов, то буду голодать.
Воспитатель: Кто из вас был в лесу? (да) Что можно там делать? (гулять, собирать грибы, ягоду и т.д) А вы хотите сейчас очутиться в лесу? (да) Закройте глазки…
Звучит запись «Голоса леса». Воспитатель ставит несколько макетов деревьев. Дети открывают глаза.
Воспитатель: Вот и лес! Здравствуй лес, осенний лес, полный сказок и чудес. Ой, я слышу, чей-то плач? Посмотрите, на пенёчке сидит Старичок - Лесовичок.
– Почему ты плачешь?
Лесовичок: Меня и мой лес заколдовала злая Баба Яга, за то, что я добрый , забочусь о лесе, о его обитателях: животных, насекомых, деревьях, грибах, цветах, ягодах. Наступила грибная пора, мне нужно запасти грибочки на зиму, а в лесу нет ни одного грибочка и я совершенно забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя!
Воспитатель: Хотите помочь Лесовичку наполнить лес грибами, вспомнить всё о них и сделать запасы на зиму? (да) Сможете? (да). Тогда отправляемся в путь.
мы в лес шли, шли, на полянку мы пришли
Вот мы и оказались в лесу.
Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – нужно уважать хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Ребята, посмотрите на полянке расположены карточки. Это, наверно, подсказки от старичка – Лесовичка. Выберите карточки, на которых изображено, как правильно собирать грибы.
Нужные карточки прикрепляются на мольберт (фланелеграф и т.п.) и воспитатель дополнительно даёт объяснение к каждой, если ребёнок затрудняется в формулировке.
Пример объяснения:
- Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
- Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.
- Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;
- Не собирать грибы у проезжей части (дороги);
- Не срывать старые и очень маленькие грибы.
Воспитатель: Молодцы! Мы напомнили Лесовичку правила сбора грибов. А теперь давайте поищем для него грибы! А что бы нам найти грибы, необходимо отгадать загадки.
За правильный ответ воспитатель отдает карточку с изображением гриба
На пеньке сидят братишки
Все в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются … (опята)
Ходят в рыженьких беретах
Очень дружные сестрички
Золотистые … (лисички)
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня – отравится… (поганка)
Воспитатель: Ребята, сложить грибочки для старичка-Лесовичка в корзинку.
Ребята, что это? Ой, кто – то грибы разбросал шляпка отдельно от ножки. Соберем грибочки? (да). (Например: ножки: белый гриб, подосиновик и шляпки от них. Грибочки у детей разные, попадаются и несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка).
Молодцы! Какие красивые грибочки у вас получились. А из каких частей состоит гриб?
Воспитатель: Вы помните, что Старичок - Лесовичок хочет заготовить грибочков на зиму? А все ли из этих грибочков он может засушить? (Нет, только съедобные грибы.) Значит, какие грибочки мы ему отдадим для сушки? (ответы детей). Смогли мы договориться и выбрать только съедобные грибы? (Нет.) Почему не смогли? (Потому что не знаем точно, какие грибы – съедобные, а какие – несъедобные.)
Воспитатель: Как это можно узнать? (Спросить у того, кто знает, прочитать в книге...) Ребята, вы помните, что мы попали не в обычный, а сказочный лес! Грибы в нём растут на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. А вырастают они не после дождя, а после правильно отгаданных загадок, написанных в этой волшебной книге, которая называется «Лесная грамота». Эта книга поможет нам не только узнать много нового о грибах, но и расколдовать лес и наполнить его грибами для старичка-Лесовичка. Белый гриб растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог. Шляпка - мясистая, упругая. Низ шляпки, как губка - губчатый, у молодого гриба белого цвета, у зрелого - желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. На изломе белый. Он ничем не пахнет, но если засушить, пахнет орехами.
Опята - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком». Растут «семьями». Где любят расти опята? Верно, на пеньках, особенно на берёзовых, сухих пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.
Лисички бывают жёлтого и оранжевого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая, волнистая. Растут семьями-кругами.
Маслята, уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята - сосновые детки. Это значит, что расти они, любят под какими деревьями?
Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?
Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.
Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Его нельзя даже брать в руки. Это очень опасно. На них может остаться яд. Шляпка в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху.
-Это самый известный ядовитый гриб. А почему его так называют?
-Потому что его мухи боятся, а если на него сядут, то падают замертво.
-Но есть животные, которые им лечатся от болезней.
-Правильно, это лоси. Они глотают гриб целиком.
Мы с вами помогли Лесовичку вспомнить какие грибы съедобные, а какие нет.
Возьмем ребята по грибочку и перенесём их в расколдованный вами лес!
Грибы ставятся на пол среди макетов деревьев. Воспитатель направляет детей, чтобы они правильно расположили грибы (белые - под ёлку, подберёзовики - под берёзу, опята - на пенёк и т.д.)
Посмотрите, какой наш лес стал красивый! В нём, с вашей помощью, опять выросли грибочки! Теперь старичок-Лесовичок может собирать их для заготовки на зиму
– Все грибы можно собирать?
- Какие можно? (Дети называют съедобные грибы)
– А какие нельзя? Почему? (Мухомор, бледную поганку, т.к. они ядовитые.)
- Молодцы ребята! Расколдовали лес и наполнили его грибами! Наш Лесовичок вспомнил многое о грибах! И мы можем добавить ещё два правила сбора грибов.
Воспитатель добавляет на мольберт (фланелеграф) 2 карточки.
- Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса.
- Не собирать незнакомые грибы.
Воспитатель: Зайдём в наш сказочный лес!
Мы идем в осенний лес. Дети идут высоко поднимая колени
А в лесу полно чудес! Останавливаются в лесу
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой на маслята
На пеньке – опята. Показывают рукой на опята
Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком в сторону мухомора.
Украшай осенний бор.
В процессе игры дети подходят к макетам деревьев и грибам, расставленным между ними. (съедобные грибы по 2 - 3 грибочка на каждого ребёнка).
Воспитатель: Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу?
Правильно. Их нужно приготовить. Напомним старичку-Лесовичку как?
- Если грибы сварить, то они будут варёные,
- а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
- если засолить, они будут солёные,
- если замариновать, они будут маринованные,
- засушить- сушённые.
Воспитатель: Молодцы! Теперь Лесовичок приготовит себе множество вкусных грибных блюд!
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: Кому вы сегодня помогли?
Ребята, мы расколдовали лес, наполнили его грибами, смогли помочь Старичку-Лесовичку вспомнить, как называются разные грибы, как они выглядят, где растут и запасти на зиму много вкусных, съедобных грибочков, потому что узнали, какие грибы съедобные, а какие несъедобные (ядовитые). Пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-308647-1478429751.jpg)
Интеграция в организации НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи с детьми старшей группы «Как дети Лесовичку помогали»
Интегрированное НОД по развитии речи и ФКЦМ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-745518-1454064118.jpg)
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!
Выполнила: Казанцева Л.В.Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!Цель: Закрепить у детей понятие « пожарная безопасность», убедить в необходимости соблюден...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/17/picture-1149514-1560799208.jpg)
"Как Лесовичок помог дошколятам Осень встретить" Сценарий осеннего развлечения для детей старшей группы
Есть музыкальное сопровождение развлечения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/28/picture-1049105-1535447297.jpg)
Дидактическая игра «Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»
Дидактическая игра «Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых Республики Баш...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1208601-1579440252.jpg)
Конспект НОД "Как дети Лесовичку помогали"
Задачи: формировать познавательный интерес у детей к явлениям живой и неживой природы; закреплять знания детей о диких животных, их детенышах, о и...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/14/picture-1420950-1663152585.jpg)
Помогать , не помогать …
Не ДЕЛАЙТЕ РАБОТУ ЗА ДЕТЕЙ Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/03/picture-804417-1470238880.jpg)
"Помогать - не помогать? Или как привлечь ребенка к домашним обязанностям"
Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное...