Как мы помогали Лесовичку
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

ООД по экологии способствует воспитанию у детей бережного отношения к растительному и животному миру леса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_my_pomogali_lesovichku.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как мы помогали Лесовичку

Задачи:                                                                          

  1. Формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных.
  2. Уточнить представления об особенностях внешнего вида и местах произрастания грибов (боровик (белый гриб), подберёзовик, подосиновик, маслята, опята, лисички, мухомор, бледная поганка);
  3. Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;
  4. Закреплять знание строения грибов и правил их сбора;
  5. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, опенок, маслёнок, мухомор, бледная поганка, собирать, заготавливать, ядовитый, съедобный, мягкая, мясистая, упругая, губчатая, вогнутая, волнистая, гладкая).
  6. Учить образовывать отглагольные прилагательные;

7.  Развивать зрительное внимание и восприятие, наблюдательность, речевой слух, память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

8.        Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

Оборудование:

  • демонстрационные карточки «Правила сбора грибов», 
  • разрезные картинки «Грибы» (по 2 шт. на каждого ребёнка),
  • книга «Лесная грамота»,
  • грибы (белые, подосиновики, подберёзовики, опята, лисички, маслята, бледные поганки, мухоморы) по 2-3 грибочка на каждого ребёнка.
  • макеты деревьев (осина, берёза, дуб, ёлки),
  • пенёк,
  • корзина,
  • старичок – Лесовичок (кукла),
  • мольберт,
  • магнитная доска,
  • столы,
  • стулья.

Ход:

В гости к детям прибегает белочка

Белочка: Ребята, мама белочка попросила собрать грибов в лесу, ведь скоро наступит зима, и если я не запасу хороших грибов,  то буду голодать.

Воспитатель: Кто из вас был в лесу? (да)   Что можно там делать? (гулять, собирать грибы, ягоду и т.д) А вы хотите сейчас очутиться в лесу? (да)  Закройте глазки…

Звучит запись «Голоса леса». Воспитатель ставит несколько макетов деревьев. Дети открывают глаза.

Воспитатель: Вот и лес! Здравствуй лес, осенний лес, полный сказок и чудес. Ой, я слышу, чей-то плач? Посмотрите, на пенёчке сидит Старичок - Лесовичок.

– Почему ты плачешь?

Лесовичок:  Меня и мой лес заколдовала злая Баба Яга, за то, что я добрый , забочусь о лесе, о его обитателях: животных, насекомых, деревьях, грибах, цветах, ягодах.  Наступила грибная пора, мне нужно запасти грибочки на зиму, а в лесу нет ни одного грибочка и я совершенно забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя!

   Воспитатель: Хотите помочь Лесовичку наполнить лес грибами, вспомнить всё о них и сделать запасы на зиму? (да)    Сможете? (да). Тогда отправляемся в путь.

мы в лес шли, шли, на полянку мы пришли

Вот мы и оказались в лесу.

Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – нужно уважать хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Ребята, посмотрите на полянке расположены карточки. Это, наверно, подсказки от старичка – Лесовичка.  Выберите карточки, на которых изображено, как правильно собирать грибы.

Нужные карточки прикрепляются на мольберт (фланелеграф и т.п.) и воспитатель дополнительно даёт объяснение к каждой, если ребёнок затрудняется в формулировке.

Пример объяснения:

  1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
  2. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.
  3. Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;
  4. Не собирать грибы у проезжей части (дороги);
  5. Не срывать старые и очень маленькие грибы.

Воспитатель: Молодцы! Мы напомнили Лесовичку правила сбора грибов. А теперь давайте поищем для него грибы! А что бы нам найти грибы, необходимо отгадать загадки.

За правильный ответ воспитатель отдает карточку с изображением гриба

На пеньке сидят братишки

Все в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята

Называются … (опята)

Ходят в рыженьких беретах

Очень дружные  сестрички

Золотистые … (лисички)

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня – отравится… (поганка)

Воспитатель: Ребята, сложить грибочки для старичка-Лесовичка в корзинку.

Ребята, что это? Ой, кто – то грибы разбросал  шляпка отдельно от ножки. Соберем грибочки? (да).  (Например: ножки: белый гриб, подосиновик и шляпки от них. Грибочки у детей разные, попадаются и несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка). 

Молодцы! Какие красивые грибочки у вас получились. А из каких частей состоит гриб?

Воспитатель:  Вы помните, что Старичок - Лесовичок хочет заготовить грибочков на зиму? А все ли из этих грибочков он может засушить? (Нет, только съедобные грибы.) Значит, какие грибочки мы ему отдадим для сушки? (ответы детей). Смогли мы договориться и выбрать только съедобные грибы? (Нет.) Почему не смогли? (Потому что не знаем точно, какие грибы – съедобные, а какие – несъедобные.)

              Воспитатель:  Как это можно узнать? (Спросить у того, кто знает, прочитать в книге...) Ребята, вы помните, что мы попали не в обычный, а сказочный лес! Грибы в нём растут на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. А вырастают они не после дождя, а после правильно отгаданных загадок, написанных в этой волшебной книге, которая называется «Лесная грамота». Эта книга поможет нам не только узнать много нового о грибах, но и расколдовать лес и наполнить его грибами для старичка-Лесовичка. Белый гриб растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог. Шляпка - мясистая, упругая. Низ шляпки, как губка - губчатый, у молодого гриба белого цвета, у зрелого - желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. На изломе белый. Он ничем не пахнет, но если засушить, пахнет орехами.

Опята - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком». Растут «семьями».   Где любят расти опята?  Верно, на пеньках, особенно на берёзовых, сухих пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.

Лисички бывают жёлтого и оранжевого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая, волнистая. Растут семьями-кругами.

Маслята, уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята - сосновые детки.  Это значит, что расти они, любят под какими деревьями?
Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка.  Почему?
Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.

Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Его нельзя даже брать в руки. Это очень опасно. На них может остаться яд. Шляпка в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху.

-Это самый известный ядовитый гриб. А почему его так называют?

-Потому  что его мухи боятся, а если на него сядут, то падают замертво.

-Но есть животные, которые им лечатся от болезней.

-Правильно, это лоси. Они глотают гриб целиком.

Мы с вами помогли Лесовичку вспомнить какие грибы съедобные, а какие нет.

Возьмем ребята по грибочку и перенесём их в расколдованный вами лес!

Грибы ставятся на пол среди макетов деревьев. Воспитатель направляет детей, чтобы они правильно расположили грибы (белые - под ёлку, подберёзовики - под берёзу, опята - на пенёк и т.д.)

Посмотрите, какой наш лес стал красивый! В нём, с вашей помощью, опять выросли грибочки! Теперь старичок-Лесовичок может собирать их для заготовки на зиму

– Все грибы можно собирать?

- Какие можно? (Дети называют съедобные грибы)

– А какие нельзя? Почему? (Мухомор, бледную поганку, т.к. они ядовитые.)

- Молодцы ребята! Расколдовали лес и наполнили его грибами!  Наш Лесовичок вспомнил многое о грибах! И мы можем добавить ещё два правила сбора грибов.

Воспитатель добавляет на мольберт (фланелеграф) 2 карточки.

  1. Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса.
  2. Не собирать незнакомые грибы.

Воспитатель:  Зайдём в наш сказочный лес!

Мы идем в осенний лес. Дети идут высоко поднимая колени
А в лесу полно чудес!    Останавливаются в лесу
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями

Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой на маслята
На пеньке – опята. Показывают рукой на опята

Ну, а ты, мухомор,  Грозят пальчиком в сторону мухомора.
Украшай осенний бор.

В процессе игры дети подходят к макетам деревьев и грибам, расставленным между ними. (съедобные грибы по 2 - 3 грибочка на каждого ребёнка).

Воспитатель:   Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу?

Правильно. Их нужно приготовить. Напомним старичку-Лесовичку как?
- Если грибы сварить, то они будут варёные,
- а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
- если засолить, они будут солёные,

- если замариновать, они будут маринованные,

- засушить- сушённые.

Воспитатель:  Молодцы! Теперь Лесовичок приготовит себе множество вкусных грибных блюд!

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель:   Кому вы сегодня помогли?

Ребята, мы расколдовали лес, наполнили его грибами, смогли помочь Старичку-Лесовичку вспомнить, как называются разные грибы, как они выглядят, где растут и запасти на зиму много вкусных, съедобных грибочков, потому что узнали, какие грибы съедобные, а какие несъедобные (ядовитые). Пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!

Выполнила: Казанцева Л.В.Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!Цель: Закрепить у детей понятие « пожарная безопасность», убедить в необходимости соблюден...

Дидактическая игра «Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»

Дидактическая игра «Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых Республики Баш...

Конспект НОД "Как дети Лесовичку помогали"

Задачи: формировать познавательный интерес у детей к явлениям живой и неживой природы;          закреплять знания детей о диких животных, их детенышах, о и...

Помогать , не помогать …

Не ДЕЛАЙТЕ РАБОТУ ЗА ДЕТЕЙ Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать...

"Помогать - не помогать? Или как привлечь ребенка к домашним обязанностям"

   Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное...