Сценарий НОД по образовательной области «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира» для детей 6-7 летнего возраста Тема: «Зимующие птицы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Тулина Мария Сергеевна

Сценарий НОД по образовательной области "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" для детей 6-7 летнего возраста тема "Зимующие птицы"

Активизация и закрепление представления детей о зимующих птицах и их образе жизни, развитие грамотического строя и интанационой выразительности речи детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimuyushchie_ptitsy_tulina_m.s.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 комбинированного вида

 Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области  «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира»

для детей 6-7 летнего возраста

Тема: «Зимующие птицы»

        Воспитатель:

 Тулина Мария Сергеевна

Первая квалификационная категория

Используемые технологии:

- здоровьесберегающие педагогические технологии;

-технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- игровые технологии.

Санкт-Петербург

2021

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области  «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира»

для детей 6-7 летнего возраста

на тему: «Зимующие птицы»

Цель: активизация и закрепление представлений о зимующих птицах.

Задачи:

1.Образовательные: 

-  закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах;

- продолжать формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

-

2.Воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности:

- воспитание любви и бережного отношения к природе;

3.Развивающие:

- развитие грамматического строя  речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на развитие интонационной выразительности речи детей.  

- развивать мышления, всех видов восприятия, творческого воображения;

- продолжать учить детей описывать птиц по характерным признакам;

- продолжать развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Предварительная работа: 

- наблюдение за зимними изменениями в природе.

- беседы: «Синички-невелички», «Наши пернатые друзья»;

- слушание и обсуждение с музыкальным руководителем  пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро».

- чтение рассказов В. Зотова «Снегирь», «Клест-еловик», М.Горького «Воробьишко», Г.Скребицкого «Появились синички», В. Бианки «Холодно, в лесу голодно», А. Яшина «Покормите птиц зимой»;
- разучивание пословиц о птицах.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:

- интерактивная доска;

- компьютерная презентация для «НОД зимующие птицы»;

- фигурки зимующих птиц;

- пластиковые бутылочки для упражнения «Вьюга», наполненные тертым пенопластом, на крышке каждой закреплена соломинка для коктейля;

- различный корм для птиц.

Организация детей: непрерывная деятельность детей проводится в групповом помещении.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите, присаживайтесь на стульчики. Я хочу вам прочитать красивое стихотворение.

На экране изображение зимнего пейзажа со снегирями.

Воспитатель: Читает стихотворение Евгения Авдиенко «Зима»:

Вышел на просторы

Погулять мороз.

Белые узоры

В косах у берез.

Снежные тропинки,

Голые кусты.

Падают снежинки

Тихо с высоты.

В белые метели,

Утром до зари

В рощу прилетели

Стайкой снегири.

Воспитатель: Задает вопросы по тексту произведения:

- Какую погоду описывает автор?

- Какое это время года?

- Каких птиц увидел автор?

- Как называют этих птиц?

- Почему?

- Что не хватает птичкам зимой?

- А можно птицам помочь? Что мы можем сделать?

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Воспитатель: Смотрите, ребята, кто это там идёт?

На экране появляется изображение «Эколёнка».

Воспитатель: Правда! Здравствуй, Шалун. Что ты такой грустный?

Ответы детей: Здравствуйте!

Садятся,  слушают стихотворение.

Предположительные ответы детей:

- Автор описывает холодную, зимнюю погоду.

- В стихотворении говориться о зиме.

- Автор увидел снегирей.

- Этих птиц называют зимующими.

- Они остаются зимовать у нас, а не улетают в теплые края осенью.

- Птицам не хватает еды.

- Мы можем птиц кормить.

Проблематизация

Шалун: Все «Эколята» заняты делом: и Умница, и Тихоня, и Ёлочка, только мне работы не нашлось. А я так хотел бы кому-нибудь помочь.

Воспитатель: А я с ребятами, как раз думаем помочь птицам – накормить их, ведь зимой очень трудно найти пищу. Хочешь с нами?

Шалун: Конечно! Я им так помогу! У меня в холодильнике много чего есть: каша с мясом и грибами, сладкий торт, морепродукты с лимоном и зеленью, салат с овощами и майонезом. Сейчас всех птиц позову в гости: соловья, жаворонка, лебедя и гуся. Усажу их за стол и накормлю, досыта!

Воспитатель: Подожди, подожди, Шалун!  Ты всё перепутал. Мы видим, что ты не знаешь, кому и как нужно помогать.

Предположительные ответы детей:

Это идёт Шалун, один из малышей-желудей «Эколят».

Целеполагание

Воспитатель: Научим, ребята, Шалуна? Ведь помогать тоже надо уметь.

Предположительные ответы детей:

Да, научим! Конечно, научим!

План будущей деятельности

Воспитатель: С чего начнём?

Воспитатель: Правильно. А то, что он хочет пригласить их в гости и усадить за стол?

Воспитатель: Хорошо. А то, что он хочет кормить их тортами да салатами?

Предположительные ответы детей:

Шалун не знает зимующих птиц, нужно его с ними познакомить.

Предположительные ответы детей: Нет! Нужно рассказать ему про кормушки.

Предположительные ответы детей: Это не правильно!  Зимующих птиц необходимо кормить только полезной для них едой, чтобы у них не болели животики, и они пережили зиму, встретив весну.

Реализация плана

Воспитатель: Ну, что расскажем Шалуну, какие птицы зимующие. А ты, Шалун, слушай ребят внимательно.

Шалун: Хорошо.

Воспитатель: Смотрите, сколько птиц к нам на снежную полянку прилетело. Давайте расскажем, кто прилетел и какие они.

Игра «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительным, развитие грамматического строя речи).

Воспитатель: Молодцы, как хорошо всей птиц описали.

Послушайте загадку:

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?  

На доске включается картина с изображением вьюжного зимнего дня.

Воспитатель: Правильно это вьюга. Хотите устроить вьюгу в бутылочках?

Упражнение «Вьюга» (формирование направленной воздушной струи).

Воспитатель: Отличная у вас вьюга получилась. Как можно вьюгу по-другому назвать? Что такое вьюга?

Игра «Вьюга» (развитие речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на развитие интонационной выразительности речи детей).

Воспитатель: Поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь  звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать  или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны  петь, и наоборот.

Воспитатель медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а подача голоса  у них была мягкой.

Воспитатель: Вьюга может сильно нам помешать покормить птиц, а что можно придумать, чтобы корм не замело снегом?

Воспитатель: Хорошая идея.

А как ещё можно по-другому назвать кормушку?

Воспитатель: У меня как раз есть заготовки деталей кормушки, осталось только собрать. Поможете?

Воспитатель: Превосходная у нас кормушка получилась!

Поработали, а теперь - поиграем.

Физкультминутка «Снегири» (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).

.

Воспитатель: Каким птицам нужна наша помощь зимой, и где их лучше кормить, мы Шалуну рассказали. Что нам осталось?

Воспитатель: Чем же мы будем кормить птиц?

Воспитатель подводит детей к столу, где приготовлены мисочки с разным кормом.

Воспитатель: Правильно. Смотрите, тут у меня уже все приготовлено для птиц:

- Крошки сухого хлеба, семечки и орехи – сырые семена подсолнуха или тыквы, сырой фундук, грецкий орех или кешью – все это без соли. Семечки чистить не нужно, а вот орехи лучше давать без скорлупы;

- Крупы и зерна – подойдет практически любая сырая крупа, кроме пшена: гречка, овес, ячмень, просо. В такой подкормке много витаминов и минеральных веществ: клетчатки, железа, кальция;

Воспитатель: А смотрите, что ещё у меня есть:

- Фрукты и ягоды – например, свиристели и снегири едят сухофрукты с удовольствием;

- Сливочное масло и сало – сало особенно любят синицы, поползни и дятлы. Главное, чтобы оно было без соли и специй;

- Травяные гранулы измельченная прессованная трава. Можно купить в зоомагазинах;

- Специальный корм – готовая смесь подсолнечника, льна, овса и проса. Точно понравится любым городским и лесным обитателям. Его можно купить в зоомагазинах.

Давайте покормим наших птиц.

Игра «Назови ласково» (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие грамматического строя речи)

Воспитатель: Молодцы. А здесь у меня остались мисочки с тем, что нельзя, категорически, давать птицам. Давайте расскажем Шалуну, что это.

Воспитатель: Очень хорошо.

Шалун, я надеюсь, что ты узнал сегодня много интересного.

Шалун: Да, много, спасибо. Побегу всё расскажу остальным малышам-Эколятам, и мы вместе пойдём кормить птиц. До свидания!

Действие детей: выбирают фигурку птицы, называют её и описывают её характерные признаки:

Ворона (какая?) большая, хищная…

Синица (какая?) желтогрудая, ловкая…

и т.п.

Ответ детей: Вьюга

Ответ детей: Да!

Действие детей: Встают прямо, левой рукой подносят бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держат соломинку. Делают глубокий вдох, а потом долго дуют в бутылочку, не надувая щек.

Предположительные ответы детей:

Метель, буран, сильный ветер со снегом.

Действие детей:

Дети выполняют задание.

Предположительные ответы детей: Чтобы корм не замело снегом и чтобы птицы были в безопасности, ведь на земле им угрожают хищники, нужно сделать кормушку и повесить её на дерево.

Предположительные ответы детей: Столовая для птиц.

Предположительные ответы детей: Да, поможем! С удовольствием!

Действие детей: Дети собирают кормушку.

Ответ детей: Давайте поиграем!

Дети выполняют движения согласно тексту:

Снегири, снегири.

(Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам);

Раз, два, три.

Раз, два, три.

(Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших);

Прилетели, посидели,

(Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке);

Погалдели, улетели.

(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями);

Улетели в небеса.

(Останавливаются, машут скрещенными ладонями);

Вот какие чудеса!

(С удивлением разводят руками).

Предположительные ответы детей: Нам нужно рассказать ему, чем лучше кормить птиц.

Предположительные ответы детей: 

Мы будем кормить птиц крошками чёрного сухого хлеба, семечками, орехами, крупой и зёрнами.

Действие детей: дети внимательно рассматривают корм для птиц.

Действие детей: 

Ребёнок, по выбору, кормит птицу, называя её ласково:

Воробей – воробушек,

синица – синичка,

голубь – голубок,

и т.п.

Предположительные ответы детей: 

Свежий хлеб, пшено, соленая и жареная пища – под запретом.

Предположительные ответы детей: 

До свидания, Шалун! Приходи ещё!

Рефлексия

Воспитатель:

- Ребята, понравилось ли вам сегодня на занятии?

- Какие птицы остаются зимовать?

- Нуждаются ли зимующие птицы в помощи человека?

- Какую помощь мы можем им оказать?

- Чем мы можем покормить зимующих птиц, не навредив их здоровью?

- Чем кормить птиц нельзя? Почему?

- Что вы нового узнали?

Воспитатель: Наше занятие окончено. Вы были молодцы, порадовали меня своими ответами, умением  слушать ответы своих друзей, своей  доброжелательностью.

Воспитатель: А сейчас мы  пойдём гулять на площадку, и повесим кормушку на дерево, и положим туда корм для птиц.

Действие детей: 

Отвечают на вопросы.

Предположительные ответы детей: 

Спасибо за занятие.

Предположительные ответы детей: 

Ура, идём!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) "Петушок"

Непосредственно-образовательная деятельность.Тема: Домашние питомцы.«Петушок».Интеграция образовательных  областей:  «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчес...

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего  дошкольного возраста....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной деятельности «Познавательное развитие: Формирование целостной картины мира» Тема: «Профессии в городе»

Формирование целостной картины мира, по теме: "Профессии в городе". Расширение кругозора детей о профессиях, на примере собственных родителей, вызвать интерес к разным профессиям, к их значи...

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»

Цель: формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государствен...

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»

Давыдова Светлана АлексеевнаВоспитательМАДОУ детский сад « Звездочка»Село Тоцкое Второе Оренбургская областьalekcsvet096@mail. ru Конспект организованной образовательной деятельности ...