Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Давыдова Светлана Алексеевна

Цель: формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государственным символам России

Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с государственным флагом России (история появления, цветовое решение, расположение полос);

 - формировать представление о значении государственного флага РФ;

- уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к историческому наследию России;

- развивать память, коммуникативные навыки, творческое воображение

Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну - Россию.

- формировать уважительное отношения к государству и государственной символике.
Материалы и оборудование:

1.Технические средства обучения: аудиозаписи, проектор, ноутбук, фонограмма гимна, слайды о государственных символах России.

2. Учебно-наглядные пособия: российский флаг, карта России, карточки с изображением различных стягов (по количеству детей), флажки (по два на каждого ребенка).

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, двигательная, коммуникативная. Методы и приемы:

1. Наглядный - использование пособий, демонстрация презентации.

2. Словесный – беседа, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу.

 3. Игровой - создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры «Продолжи предложение», « Найди правильный стяг», «Какие флаги похожи на наш триколор»

4. Практический:- выполнение заданий, аппликация
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов о России, рассматривание иллюстраций; индивидуальная работа: разучивание стихотворения Т.Боковой "Родина"

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

 

Ход образовательной деятельности:

 

Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Воспитатель: - Ребята, возьмемся за руки и  поприветствуем, друг друга!  ( Дети строятся кругом).

«Я, ты, он, она - Вместе дружная семья

Улыбнись соседу справа! Улыбнись соседу слева!

Я, ты, он, она - Вместе дружная семья

Обними соседа справа! Обними соседа слева!

Я, ты, он, она - Вместе дружная семья

Дружно будем заниматься. И успехов добиваться!»

 (Стук в дверь, воспитатель открывает дверь, за ней стоит почтальон и протягивает письмо. На конверте написано: «Для детей группы «Яблонька» детский сад «Звездочка».)

 

Воспитатель: - Ребята, нам пришло письмо. Хотите узнать, от кого письмо и что же нам написали?

Дети: - Да, давайте посмотрим,

Воспитатель:

- Ребята, нас с вами поздравляют дети старшей группы детского сада « Колосок» с государственным праздником, а с каким  вы узнаете, если отгадаете  загадку:

  • У него названий много:

                            Триколор, трёхцветный стяг,

                            С ветром гонит прочь тревоги

                            Бело-сине-красный ... (флаг).

  • На парад когда идём,

                            То его с собой берём.

                            Без него нельзя никак,

                            Это наш, Российский …(флаг).

Дети: - Флаг

Воспитатель: - Правильно это флаг. Сегодня 22 августа мы отмечаем праздник, который носит название «День Российского флага»

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, в какой стране мы живем?

Дети: - В России.

Воспитатель: - Правильно, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А как можно назвать всех нас - жителей России?

Дети: - Россияне


Воспитатель:
- Россия – это страна, это наша Родина.

- Обратите внимание на карту нашей страны. Какая она?

(Дети рассматривают  политическую карту мира. Воспитатель  указкой очерчивает контур РФ)

 

Воспитатель: - Посмотрите, какая огромная наша страна. Сколько в ней городов, сел, рек, озер, морей, лесов. И это всё наша Родина!

- А как вы думаете, ребята, что такое Родина?

Дети: - Это родная земля, место, где человек родился.


Воспитатель: - Верно.

Родина - это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это твой город,  село, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад, школа. Это - твоя страна, а что вы знаете о нашей стране? (ответы детей)

 А сейчас проверим ваши знания. Игра «Продолжи предложение»
Наша страна называется…  Россия.
Граждане России называются…  россияне.
Столица России – город…  Москва.
Кто президент в России… Путин.
Кто выбирает президента… российский народ.
Какой документ имеет гражданин России…  паспорт.
В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.
Что должен делать гражданин, живя в российском государстве… соблюдать права и обязанности  гражданина России.

Какие вы знаете символы России?

 Дети: - Флаг, гимн, герб.

Воспитатель: - Есть мелодия одна, ей подвластна вся страна.

 Гражданин, отбросив все, стоя слушает ее.

Дети: - Гимн.

Воспитатель: - Гимн – это торжественная песня. Его  исполняют во время самых торжественных случаев. Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
Воспитатель: - Чему посвящён гимн? (ответы детей).

Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать? (ответы детей)

Государственный  гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом России ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя.

Воспитатель:- Мы с вами тоже являемся гражданами нашей страны. Давайте и мы сейчас встанем и послушаем гимн России.


Звучит гимн, дети встают

После гимна дети садятся на свои места.

Воспитатель показывает детям флаг

Воспитатель:  - Скажите, что у меня в руках?

 Дети: - Флаг.

 

 Воспитатель: - А вы знаете, откуда появился флаг?

Дети:- Нет

Воспитатель: -  Я хочу вам рассказать немного об его истории.

Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину наши предки использовали в качестве флага шест с привязанным на конце пучком травы, веток или покрашенный яркой краской хвост коня. И это сооружение называлось стягом. Его главным назначением было собрать,

т. е. «стянуть» всех воинов для защиты от врага. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикреплялся к древку, а над ним возвышалось наведшие, сделанное из железа и называемое острожником. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них нашивали

или рисовали красками изображения святых, т. е. «знамения». Отсюда и появилось слово знамя.

Игра "Найди правильный стяг"

Дети делятся на три команды. Каждая команда получает карточки с изображениями различных стягов. Воспитатель поднимает вверх большую карточку с изображением стяга. Задача детей:  найти у себя карточку с изображением такого же стяга.

 

Воспитатель: -  Внимательно рассмотрите наш флаг.

- Сколько цветов на нашем флаге?

- В какой последовательности расположены цвета?

- Что означает каждый цвет? (Ответы детей)

Дети:

1. Флаг бывает разный, но мне всего милей

     Бело-сине-красный флаг родины моей.

2.  Что за радуга на небе? Красный, синий, белый цвет?

     Это флаг моей России прекрасней флага в мире нет.

3.  Снизу красный-цвет побед в середине- синий

     Это цвет великих рек, что текут в России!

4.  Ну, а сверху- белый цвет это всякий знает

      Что душевной чистотой Русь гостей встречает.

5.   Белый цвет-березка, синий- неба цвет

Воспитатель: - Действительно, на нашем государственном флаге три ярких полосы:

белая, синяя, красная. Каждая полоса несет свой определенный смысл:

Красная  - это сила, мощь и победы нашей страны;

Синяя – это синева неба, верность Родине;

Белая – это мир, честность и свобода.

Поэтому его и называют триколор, три цвета, три брата, которых нельзя разделить и победить. Наш флаг называется стягом, трехцветным полотнищем.

Послушайте стихотворение о флаге:

Российский флаг – страны любимой символ!

Сегодня – праздник флага моего!

Пусть все сейчас поверят в эту силу –

Под флагом не боятся ничего!

Солдаты с этим флагом наступают,

И при победе громкое «Ура!»

Звучит, и флаг России поднимают!

Наш стяг великий чествовать пора!

С Днем флага всю Россию поздравляю,

И лучшего хочу вам пожелать:

Чтоб жили вы,

 Отчизну уважая,

Свой дом, семью, своих отца и мать!

Флаги многих государств похожи между собой. Посмотрите внимательно на картинки. Здесь изображены флаги разных государств. Найдите, какие флаги похожи на наш триколор.

Дети выбирают картинки с изображением похожих флагов.

Воспитатель: - Где мы можем увидеть флаги?

Дети: - На параде, на празднике, на спортивных соревнованиях.

Воспитатель: - Вы правы!  Посмотрите на экран.

Презентация "Флаг России"

Слайд 1.

Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства в каждом городе, и конечно же, над Кремлем в Москве.

 

Слайд 2-3.

Флаги вывешиваются во время праздников, люди несут их в руках во время демонстраций, военные несут флаги во время парада.

 

Слайд 4.

Спортсмены выносят флаги во время крупных соревнований (например, во время Олимпийских игр), а когда спортсмены одерживают победу, в честь их страны торжественно поднимают флаг.

 

Слайд 5.

Флаг нарисован на каждом самолете.

Слайд 6.

Флаг есть на каждом корабле.


Воспитатель: - У нас с вами тоже есть флажки. Возьмите их в руки, и мы с вами немного отдохнем.
Дети берут по два флажка и выполняют упражнения

Физминутка

 

Вышли дети на парад.  

Друг за другом встали в ряд.  Маршируют, высоко поднимая колени

Как красиво все шагают.

Дружно ноги поднимают.

 

Руки вверх поднимем.                   Поднимают флажки вверх

 

Руки вниз опустим.                             Опускают флажки вниз

В стороны, помашем,                        Руки - в стороны

На пояс – и попляшем.                      Руки на пояс, пружинка

Покажи мне свой флажок!               Руки вперед

Спрячь-ка за спину, дружок!           Руки за спину

 

 

Дети садятся на свои места

Воспитатель:

- Посмотрите повнимательней на флаг. Что вы еще видите на нем?

 Дети:

-На флаге изображен герб нашей страны, орел с двумя головами его так и называют

двуглавый орел

Воспитатель:

-Правильно!

Ребята, а вы  знаете историю возникновения на гербе двуглавого орла?

Дети: - Нет

Воспитатель:- Сейчас я Вам расскажу притчу его возникновения:

Однажды – это было давним – давно. На большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах, стали они думать и решать, кому  из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка,«посмотрите какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы белки живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе». Звери и птицы засмеялись – да что ты, белочка ты такая маленькая, а Россия такая большая, куда уж тебе. Тут вперед вышел огромный бурый медведь «мне  - то вы не скажете, что я ростом невелик, я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе. Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова. Вы медведи на земле живете и кроме своего леса ничего не видите, а мы птицы высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим и леса, и моря, и степи. Есть у нас орел с двумя головами. Орёл с двумя головами самый умный, самый сильный. Летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: налево и направо. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе. Все звери и птицы согласились с мудрой совой, и сразу с неба спустился прекрасный двуглавый орел, а его изображение появилось на гербе. 

Ребята, посмотрите, одной головой орел смотрит  на запад, а другой на восток. Как вы думаете, для чего?

Дети:

-Наша страна мирная, она не желает войны. Поэтому орел смотрит, чтобы никакой враг не смог напасть на нашу страну.

Воспитатель: - Кроме двуглавого орла на гербе изображен воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого война зовут Георгий Победоносец. Георгий Победоносец защищает нашу страну от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех «врагов». Государственный Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. 

Ребенок читает стихотворение

У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

(В. Степанов)

Воспитатель:

- Про российский флаг написано не только много стихов, но и песен. И пока вы их будите, слушать я предлагаю вам сделать аппликацию нашего российского флага из готовых полосок белого, синего и красного цветов.

Дети делают аппликацию.

 

Молодцы, ребята! Какие нарядные красивые флажки у вас получились.  Теперь вы можете показать их своим родителям, бабушкам и дедушкам и рассказать всё то, что сегодня узнали на занятии.

Рефлексия.

Ребята  вспомним:

Какой праздник празднуют 22 августа?

Какие цвета нашего флага? Что они обозначают?

Что такое полотнище и древко?

А теперь, ребята, возьмите свои флажки и если:

- вам всё понравилось, у вас все получилось, было интересно на занятии, то поднимите свой флажок,

- если вы немного устали и у вас что-то не получилось, то опустите флажок.

 

Итог.

Как здорово, что все ваши флажки подняты. Я очень рада, что у вас все получилось.

Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся и дружно скажем:

«Если дружба велика – будет Родина крепка!»

Наше занятие подходит к концу. Все работали очень хорошо. Молодцы!

Всем спасибо. До свидания!

 

Литература:

              1.https://vk.com/video-213802465_456239239?list=11c7b9b4210bc183c5

  1. https://vk.com/video-213802465_456239235
  2. .Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М,: АРКТИ, 2003.
  4. Романовский В.К. Символы российской государственности. М., 2002.
  5. Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность. М., 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.

План - конспект открытого  занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.Цели: Формиров...

Конспект непрерывной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по формированию целостной картины мира по теме: "МОЯ СЕМЬЯ"

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг-друга и заботятся друг о друге....

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»...

Конспект организации и проведения ОД по познавательному развитию – формирование целостной картины мира Тема: «8 Марта — Международный женский день! »

Цель: расширять представления детей о весеннем празднике- 8 Марта!Задачи:·       Образовательная: познакомить детей с историей праздника – 8 Марта...

Сценарий НОД по образовательной области «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира» для детей 6-7 летнего возраста Тема: «Зимующие птицы»

Сценарий НОД по образовательной области "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" для детей 6-7 летнего возраста тема "Зимующие птицы"Активизация и закрепление...