конспект НОД. Петербурговедение. « Николо – Богоявленский морской собор.»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Михеева Эльвира Эдуардовна

На занятии ребята подготовительной к школе группе познакомятся с историей создания Никольского собора, расположенного в Петербургской Коломне. Занятие будет интересно как дошколятам, так и ученикам начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburgov.may_.publikatsiya.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

                НОД Петрбурговедение подготовительная группа.
Тема: « Николо – Богоявленский морской собор.»

Цель: Познакомить детей с достопримечательностью нашего района – Николо -Богоявлеенским Морским Собором.

Задачи:
         Познакомить детей с историей создания собора, с именами создателей.

  Расширять представления о достопримечательностях Санкт-Петербурга

  Расширять кругозор детей

  Расширять словарь, обогащать его новыми словами (собор, икона, колокольня, ярус, колонна,     куранты, храм, святыня, лепнина)

 Воспитывать уважение к русским традициям и корням

 Прививать любовь к родному городу.

Предварительная работа: Рассматривание фотографий с изображением Собора, чтение стихов о Петербурге, беседа о безопасности во время пешеходной прогулки.

                     Ход занятия:
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся на очередную экскурсию по Петербургской Коломне. (чтение стих-ия сопровождается показом слайдов с видами города.)

 Никольский Собор

Лидия Орлова

На перекрёстке двух каналов
Ты залюбуешься невольно:
Никольского Морского Храма
Глядится в воду колокольня.

А сам собор немного сбоку-
Весь золотисто-бирюзовый,
Шедевр пышного барокко,
Елизаветою основан.

Я по дороге в Мариинский
Перекрещусь и без сомнений
Скажу :"Ах, Савва Чевакинский,
Вы -самый настоящий гений"

 


История церкви

Пётр Великий , основатель нашего города, мечтал видеть Петербург морской столицей. При Петре I между Мойкой и Фонтанкой образовалась Морская слобода, где поселились те, кто трудился над созданием мощного российского флота.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, что означат слово «Слобода»?
Правильно. Сейчас мы говорим район, микрорайон.
Одноэтажные казармы занимали моряки, служившие на военных кораблях. На память об этом сохранились старые названия – Канонерская улица и Канонерский переулок.
Для моряков в 1714 году в полковом дворе сделали часовню, куда приходили священники из 
Александро-Невской лавры. В 1733 году для моряков устроили новую полотняную церковь в большой рубленой избе.

Через 10 лет на плацу Морского полкового двора, рядом в будущим Крюковым каналом, поставили деревянный храм, куда приходили моряки целыми семьями: с родителями, женами и детьми.


В 1752 году князь Михаил Голицын попросил российскую императрицу Елизавету Петровну, дочь Петра Великог, поставить в городе новую каменную церковь и освятить ее в честь небесного покровителя моряков и странников – Святителя Николая.

Проект здания поручили Савве Ивановичу Чевакинскому. Талантливый зодчий был учеником самого Франческо Бартоломео Растрелли и служил штатным архитектором в Адмиралтейств-коллегии. Как образец он использовал красивый собор в Астрахани, который в свое время очень понравился Петру I.

И вот, летом 1753 года заложили первый камень собора. Храм строили всем миром.
Металлические конструкции для глав изготовили в Туле на заводе П. А. Демидова, колокола отлили на московском заводе Мозжухина.

Яркий голубой фасад храма имеет праздничный вид даже в хмурую погоду:

  • белоснежные коринфские колонны с капителями, украшенными резными листьями аканта и ангельскими ликами
  • лепные наличники в виде цветочных гирлянд
  • балконы с коваными узорными решетками

     5 золотых куполов.

Рядом с храмом 
к 1758 году выстроили четырехъярусную колокольню:

  • в нижнем ярусе в 2000 году освятили часовню
  • средние ярусы – это звонница с 13-ю колоколами
  • на башенке установлены часы – куранты
  • верхний купол увенчан тонким шпилем

Собор, церковь, для нашего, русского народа, всегда имел огромное значение. Это было и есть не только место, куда люди приходят помолиться, вспомнить своих, уже ушедших, предков, поговорить с Богом. Это дом для души. И поэтому у нашего народа есть традиция строить храмы «всем миром», т.е. все вместе, каждый делает то, что может.
Сегодня мы с вами на одну минутку тоже станем строителями.

Физминутка: «Строим дом».

Стук-стук молотком,            (Имитация молотка)
Строим, строим новый дом. (Ходьба на месте)
Ты, пила, пили быстрей,      (Имитация пилы)
Домик строим для людей.                                                      (Прыжки на месте)

Рефлексия. 
Итак, ребята, сегодня мы узнали много нового об истории Никольского собора.
В ближайшие выходные, вместе с родителями, совершите прогулку в парке собора, посетите собор и полюбуйтесь его красотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по Петербурговедению на тему:"Петропавловская крепость" средняя группа.

Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родном...

Экскурсия к Николо-Богоявленскому Морскому Собору Санкт-Петербурга

Целевая экскурсия знакомит детей с достопримечательностью Адмиралтейского района Санкт-Петербурга...

Конспект по петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста на тему «Возникновение Петербурга»

Воспитание любви к родному городу, воспитание желания знать свой город являетя важным этапом патриотического воспитания. Поэтому начиная  с детского сада необходимо приобщать дошкольников к истор...

Конспект по петербурговедению в средней группе «Путешествие по Санкт-Петербургу»

Познакомить детей и привлечь родителей к знакомству с родным Санкт-Петербургом....

Конспект по Петербурговедению "Великие люди нашего города - А. С. Пушкин"

Цель: Закрепить знания детей о великом русском поэте....

НОД «Морские глубины» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Морские глубины»

НОД «Морские глубины»Конспект занятия по изобразительной деятельности «Морские глубины»...