Познавательно-исследовательская деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий. НОД «Переполох в космосе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Харисова Инга Тависовна

Создание условий для расширения представлений о космосе в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_perepoloh_v_kosmose.docx841.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Методическая разработка занятия

Воспитатель: Харисова Инга Тависовна

МКДОУ «Детский сад № 56»

Подготовительная группа комбинированной направленности № 4

«Переполох в космосе»

Познавательно-исследовательская деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Цель: Создание условий для расширения представлений о космосе в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Закреплять у детей элементарные понятия о законах космоса в процессе проведения познавательно-исследовательских ситуаций, развивать умение делать выводы на основе полученных результатов.
  2. Систематизировать, обогащать знания детей о солнечной системе, о названиях планет, их расположении.
  3. Развивать умения и навыки работы с интерактивной доской.
  4. Развивать речевую активность детей в процессе совместной деятельности, обогащать словарный запас (орбита, солнечная система, кратер).  
  5. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в команде сверстников.

Материал к занятию: интерактивная доска; ноутбук, презентация «Путешествие по Солнечной системе»; интерактивные игры: «Путешествие к звездам», «По порядку все планеты»; видеописьмо; емкость с манной крупой; теннисный шарик.

Время,

мин

Элементы

методической

структуры занятия с детьми

Наглядный дидактический материал (скриншоты интерактивной доски, слайды презентации, ссылки на занятие

Содержание этапов занятия

Ожидаемый результат использования дидактического материала на каждом этапе занятия с детьми

Скриншот/

слайд

Методический комментарий скриншота

Действия воспитателя

Действия воспитанников

3мин.

26 мин.

3 мин.

I.Водная часть: Cоздание мотивации, интереса к занятию 

II. Основная часть: Организация познавательной деятельности.

Постановка проблемной ситуации и совместное решение

Закрепление и включение в систему знаний.

Самостоятельная работа с дидактическим материалом.

IV. Рефлексия познавательной деятельности.

Решение проблемы.

Соотнесение цели с планируемыми результатами

Связь с космосом.

Видео-сообщение

- Земляне, друзья, срочно нужна ваша помощь. У нас в космосе случилась беда. Из-за сильной бури, которая мгновенно пронеслась по всему космосу, испорчена Солнечная система, все планеты сошли с орбит. Помогите, помогите! Всей Вселенной грозит глобальная катастрофа.

(на экране интерактивная игра «Путешествие к звездам»

слайд «Солнечная система с разбросанными планетами»

Презентация «Солнечная система»

Звезда Солнце

Планета Меркурий

Планета Венера

Планета Земля

Планета Марс

Планета Юпитер

Планета Сатурн

Планета Уран

Планета Нептун

Планета Плутон

Интерактивная игра «Убери лишние планеты»

слайд

Интерактивная игра «Все планеты по порядку»

Видео обращение

Инопланетянина к землянам

- Ребята, что это такое интересное привлекло ваше внимание?

Какая у вас большая коллекция книг о космосе.

Скажите, а что вы понимаете под словом космос?

- А, вот альбом с фотографиями какой интересный, называется «Центр управления полетами»? А что такое Центр управления полетами?

Ребята, а когда вы слышите слово «космос», что вам приходит на ум, что вы представляете?

Проводится игра «Космический словарь»

Ребята, раз мы сегодня говорим о космосе, я предлагаю вам посетить Центр управления космическими полетами. Да, да не удивляйтесь, в нашем детском саду есть такой центр. Ну что, заинтересовала я вас, хотите там побывать, тогда вперед.

Детей встречает руководитель

Центра управления полетами, предлагает детям

Ну вот, ребята, мы с вами в ЦУП. Посмотрите, что здесь находится: пульт управления, мониторы для связи с космосом, различные макеты ракет, спутников, даже есть лаборатория для проведения опытов, экспериментов.

На ноутбуке появляется слайд – радиосвязь.

Р: Ребята, смотрите, появилась связь с космосом, нам пришло сообщение. Предлагает послушать. (на экране появляется видео, где

инопланетянин обращается к землянам)

В: Ребята, вы слышали, нас просят о помощи, вы хотите помочь, сможем ли, мы?

А что нам надо сделать?

Работать, ребята, мы будем через вот этот главный монитор, (интерактивная доска) он имеет доступ к космосу. Мы можем через него узнать, что происходит в космосе, и сейчас посмотрим, что же произошло с планетами. Ребята, давайте вспомним, как работает монитор. (надо прикоснуться пальцем к монитору)

(на экране появляется заставка-картинка к интерактивной игре «Путешествие к звездам»)

 В: Это не Солнечная система, а я поняла, у нас нет доступа к космосу, нам нужен код, чтобы был доступ, а для этого вам надо пройти игру «Путешествие к звездам»,

 если вы правильно пройдете все этапы игры, то в конце мы узнаем кодовое слово, которое разблокирует монитор для выхода в космос.

(после игры появляется заставка - Солнечная система с разбросанными планетами)

В: Посмотрите, что произошло? Надо срочно все исправить пока не произошла катастрофа.  

Ребята, помните, мы с вами изучали солнечную систему. Прежде чем приступить к выполнению задания давайте с вами вспомним, что из себя представляет Солнечная система.

(просмотр презентации)

 Что включает в себя Солнечная система? (в центре большая звезда-солнце, а вокруг солнца вращаются планеты).

- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)

- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)

Просмотр слайдов.

Итак, в центре Солнечной системы находится, что? Правильно, солнце.

(Слайд солнце)

Солнце – это большая звезда, она излучает свет и тепло, находится в центре солнечной системе.

Смотрим дальше. Кто помнит, как называется первая планета, которая находится ближе к солнцу?

Правильно, Меркурий (Слайд Меркурий)

На этой планете очень жарко, потому что он находится ближе всех к Солнцу.

Посмотрите, какая поверхность у Меркурия. Она вся в кратерах. Вы знаете, что это такое? Хотите узнать? Тогда я вам предлагаю провести эксперимент. Для этого нам надо пройти в лабораторию.

Для проведения эксперимента нам понадобятся манная крупа и теннисный шарик. А теперь представьте, что манная крупа – это поверхность планеты, а теннисный шарик – это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Попробуйте бросить шарик в манную крупу. А теперь осторожно уберите шарик. Посмотрите, что образовалось на поверхности? (Ответы детей: углубление, яма).

 В: Ученые эти углубления называю кратерами. (давайте повторим все вместе-кратер)

Ребята, почему образовался кратер?

Вывод: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому при падении образовался кратер. Запомнили? Ребята, интересный эксперимент? Вы можете еще раз провести его дома вместе со своими родителями или старшими братьями и сестрами и рассказать им как образуется кратер.

А мы продолжим наш обзор по планетам

Так, вторая планета после меркурия это…

Правильно, это – Венера.

Слайд Венера

Что мы можем рассказать о ней? Планете дали имя в честь богини красоты, потому что она светится на небе, как кристаллик горного хрусталя, Венера – покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Это самая яркая планета.

Слайд Земля

Вот и третья планета.  Правильно –это Земля.

Земля – это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей. На земле есть вода и воздух.

Смотрим дальше.

Четвертая планета?

 Слайд Марс

Марс – четвертая планета от Солнца, она вдвое меньше Земли. Марс светится красным светом, потому что его поверхность покрыта оранжево-красным песком. На планете действующие вулканы.

Пятая планета? Это…

Слайд Юпитер

Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Юпитер состоит из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому что на ней лютый холод. Красное пятно…

Ребята, предлагаю немного отдохнуть и поиграть в космонавтов.

Динамическая пауза

Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединить руки над головой)

Отрываемся от земли,

(подпрыгнуть)

Долетаем до луны

 (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим (покачать руками вперед- назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте).

 В: Продолжаем наше путешествие

Шестая планета это (ответ детей Сатурн)

Слайд: Сатурн

Что вы знаете о ней?

(ответы детей)

Планета с кольцами. Одно кольцо Сатурна состоит из множества больших и маленьких камней, двигающихся на огромной скорости. Ребята, представляете, на некоторых из них могла бы поместиться целая страна, а другие есть всего размером с булыжник.

Следующая седьмая планета…(Уран)

Слайд Уран

Уран – холодная планета, так как находится далеко от Солнца. Она лежит на боку. Как считают ученые, однажды она испытала столкновение с астероидом. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

Следующая восьмая планета…(Нептун)

Слайд Нептун

Нептун можно узнать по тёмно-синему цвету.  Там всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. Здесь вечная зима.

Самая последняя планета это…(Плутон)

Слайд Плутон

Плутон – 9-я и самая далекая планета от Солнца, а по размеру самая маленькая. Почти все время планета находится в замёрзшем состоянии.

Ребята, вот мы с вами и вспомнили планеты, как они называются, сколько их всего. Сколько планет в солнечной системе? Это важно знать.

Слайд

Игра «Убери лишние планеты»

В: Ребята, а сейчас вам надо выполнить еще одно задание.

Посмотрите, сколько здесь планет, но здесь не все планеты принадлежат Солнечной системе. Ваша задача – убрать лишние планеты. Для этого вам надо нажать на ту планету, которая не относится к Солнечной системе. Будьте внимательны, не торопитесь, подумайте. Помните, что вы одна команда и должны работать сообща. Молодцы, все сделали правильно.

Вы так легко справились с заданиями, но вы не забыли, что нас просили о помощи? Да, ребята, нам надо вернуть планеты на свои орбиты.

Слайд «Все планеты по порядку»

 В: Все планеты Солнечной системы вращаются строго по своей орбите. Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него

Давайте еще раз вспомним названия планет и посчитаем их.

Игра считалка «По порядку все планеты»

По порядку все планеты

назовет любой из нас.

Раз – меркурий, два – Венера,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн.

Семь – Уран, за ним – Нептун.

Он восьмой идет по счету,

а за ним уже потом

и девятая планета

под названием Плутон.

В: Вот мы вспомнили все планеты. Ну, что готовы, к выполнению задания? Что нам надо сделать? Послушайте внимательно условия игры, вам нужно выбрать правильную планету, нажать на нее, а затем нажать на ту орбиту, куда встанет выбранная вами планета. Условия игры понятны?

(дети выполняют задание)

В: Ребята, какие вы эрудированные, справились с заданием, все сделали правильно.

Видео обращение

«Земляне, друзья! Спасибо вам за помощь. Вы спасли всю Вселенную. Вы – отличная команда!»

В: Ребята, вы сегодня спасли всю Вселенную от глобальной катастрофы, а что вы сделали для этого? (Мы правильно расставили планеты в Солнечной системе)

А что еще мы делали? (Эксперимент)

А какой вывод вы сделали?

 А что нового вы узнали из эксперимента?

Какое задание было для вас интересным?

 Какое задание вызвало затруднение?

Я вам хочу сказать, что вы отлично умеете сотрудничать друг с другом, договариваться, работать в команде.

Поэтому и справились со всеми заданиями. Я вами горжусь.

        

Рассматривают книги о космосе.

Отвечают на вопросы.

Дети перечисляют слова, относящиеся к теме «Космос»

Дети из группы переходят в другое оформленное помещение «Центр управления полетами»

Дети предлагают свои варианты ответов.

Выбирают из трех вариантов правильный ответ.

Отвечают на вопросы.

Дети включаются в работу, по ходу комментируя увиденное, размышляют, поддерживают диалог с воспитателем.

Дети наблюдают за экспериментом, а затем пробуют выполнить его самостоятельно

Дети выполняют движения с текстом.

Дети самостоятельно выполняют задание

Дети отвечают на вопросы, поддерживают диалог.

Дети выполняют пальчиковую игру

Дети самостоятельно выполняют задание на интерактивной доске.

Дети размышляют, выражают свое мнение, поддерживают диалог.

Дети проявят интерес к совместной деятельности, выразят свои впечатления

Владеют словарным запасом,  участвуют в коллективном разговоре.

Дети придут к выводу, что они могут помочь спасти Вселенную, расставив все планеты на свои орбиты.

Дети пройдут все этапы игры, узнают кодовое слово для связи с космосом.

.

Дети проявят интерес к экспериментальной деятельности, смогут самостоятельно сделать вывод.

Дети получат положительный заряд бодрости. Готовы работать дальше.

В ходе просмотра презентации расширились знания детей о солнечной системе.

Дети справятся с заданием, будут активно взаимодействовать со сверстниками.

С помощью игры считалки

закрепят названия планет и их расположение на солнечной системе.

Дети расставят планеты на свои орбиты, будут работать вместе как одна команда.

Дети ответят на вопросы воспитателя, что они справились с заданием, вспомнят, что делали, какую помощь оказали и кому.

Какой эксперимент проводили, сделают вывод.

 Расскажут, что им понравилось и запомнилось больше всего.

 

НОД         

https://youtu.be/wqt32OFklyE 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий «В гости к дядюшке Ау» в подготовительной к школе группе

Конспект НОДНа тему: «В гости дядюшке Ау»Цель: Вовлечь детей в активную коммуникативную деятельность.Задачи:Образовательные:Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка по  теме «Грибы»Ст...

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...