Конспект образовательной деятельности "Солнечная система"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Денисова Анастасия Михайловна

Задачи:

1.                Формирование у детей начальных знаний о строении Солнечной системы;

2.                Закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования;

3.                 Развивать внимание, мышление, логику, память, умение анализировать;

4.                Воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к земле - своему дому

Уточнять и расширять знания детей о планете Земля,  подвести к пониманию уникальности планеты, т.к. только на Земле есть жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_solnechnaya_sistema.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема «Солнечная система»

Возрастная группа: старшая

Форма ООД: познавательно-исследовательская деятельность

Форма организации: групповая

Средства:

наглядные: иллюстрация Солнечной системы

мультимедийные: видеозапись по теме

Материалы и оборудование: настольная лампа, мячи

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

  1. Формирование у детей начальных знаний о строении Солнечной системы;
  2. Закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования;
  3.  Развивать внимание, мышление, логику, память, умение анализировать;
  4. Воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к земле - своему дому
  5. Уточнять и расширять знания детей о планете Земля,  подвести к пониманию уникальности планеты, т.к. только на Земле есть жизнь.

Развивать у Димы К.  и Алисы А.  умение отвечать полным предложением.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

 I. Обсуждение реального события

- Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Ответы детей

- Давайте  передадим друг другу свое хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

- Ребята, послушайте стихотворение:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

- Ребята, о какой планете идет речь в стихотворении?

Ответы детей

- Ребята, вы любите путешествовать?

Ответы детей

Педагог приветствует детей.

Ведет диалог с детьми

Читает стихотворение. Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются

Отвечают на вопросы педагога

Слушают стихотворение

Организация  и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность

II. Постановка целей исследования

- Сегодня я вам предлагаю совершить виртуальное космическое путешествие и «исследовать» космическое пространство вокруг нашей планеты. Согласны?

Ответы детей

- А на чем можно полететь в космос?

Ответы детей

- Верно, но чтобы наша ракета взлетела, нам надо ее завести.

Воспитатель проводит с детьми гимнастику:

Не зевай по сторонам, (Руки на пояс)

Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)

Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)

Чтобы сильным стать и ловким. (Наклоны назад)

Ждет нас быстрая ракета (Приседают)

Для полета на планеты. (Приседают)

Лишь распустит птица хвост – (Руки назад, в стороны)

Мы поднимемся до звезд. (Тянемся вверх)

- Представьте, что мы с вами находимся в космическом ракете.

- Внимание объявляем готовность №1.

Приготовились к старту! Начинаем отсчет от 10 до 1! Пуск!

Педагог создает проблемную ситуацию

Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ.

Создана проблемная ситуация – виртуально исследовать космическое пространство вокруг нашей планеты

III. Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала

Воспитатель демонстрирует видеозапись с изображением полёта в Солнечной системе.

- Внимание! Внимание! Наша ракета находиться в солнечной системе.

- Ознакомьтесь с её достопримечательностью.

- В центре Солнечной системы находиться Солнце.

- Солнце-это главная звезда, огромный раскалённый шар.

- У звезды Солнце есть своя семья, только это не сыночки и дочки, а планеты

- Ребята, сколько вы знаете планет Солнечной системы?

Ответы детей

- Все они разные по величине и все они намного меньше Солнца.

- В этой семье всегда царит порядок. Никто не мешает друг, другу, никто никого не толкает. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца и никуда с него не уходит.

- Ребята, кто-нибудь знает, как называется путь, по которому движется планета?

Ответы детей

- Верно, путь, по которому движется планета, называется – орбита

- Все планеты освещаются Солнцем, притягиваются, к нему. Солнце излучает тепло и свет, который так необходим всему живому -людям, животным, растениям.

- Ребята, но на всех ли этих планетах одинаково тепло, как на нашей Земле, как вы думаете?

Ответы детей

- Сейчас мы с Вами это узнаем, проведя опыт.

Опыт по установлению влияния расположения планет от Солнца на температуру их поверхности.

- Нам понадобятся мячи – это планеты солнечной системы и настольная лампа – это Солнце

- Я Вам раздам мячи и нам нужно взять встать друг за другом в колону, вытянув руки с мячами в стороны.

Воспитатель включает настольную лампу и направляет свет на мячи

- Ребята, что можно наблюдать? Все ли планеты освещает солнечный свет?

Ответы детей

- Как солнце будет нагревать поверхность той планеты, которая к нему ближе всего (дальше, посередине)? Почему?

Ответы детей

- Ребята, всё правильно.

- На те планеты, которые расположены далеко от Солнца, его свет долетает очень долго и очень слабо, поэтому там всегда очень холодно.

- А планеты, которые расположены близко к Солнцу, будут прогреваться очень сильно, их поверхность очень горячая, и жизнь там невозможна.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию

- Посмотрите, где находится наша планета Земля?

Ответы детей

- Наша планета находится на самом удобном отдалении от Солнца: оно не так близко, чтобы сильно разогревать поверхность, но и не так далеко, чтобы охладить её.

- Поэтому на нашей планете, единственной в солнечной системе, существует жизнь.

- Расскажите мне, пожалуйста, о нашей планете Земля.

Ответы детей

- Верно, ребята, наша планета Земля - самая красивая из всех планет. Только на Земле есть жизнь и разная природа - живая и неживая. Неживая: небо, облака, воздух, вода, горы, реки, моря, трава. Живая: деревья, рыбы, птица, звери, и, конечно же, люди.

- Скажите, что необходимо делать, чтобы наша планета всегда оставалась такой?

Ответы детей

Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства;

вовлекает в слушание;

рассказывает, что Солнце – это главная звезда, вокруг, которой вращаются все остальные планеты

ведёт диалог с детьми

Предлагает провести опыт по установлению влияния расположения планет от Солнца на температуру их поверхности

Слушают;

Узнают, что в центре солнечной системы находится Солнце.

Отвечают на вопросы воспитателя

Строятся в одну колонну друг за другом

Высказывают свои предположения

Обогащение знаниевого опыта;

Проявление интереса к Солнечной системе

 

Проведён опыт по установлению влияния расположения планет от Солнца на температуру из поверхности

IV. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования

- Ребята, наше виртуальное космическое путешествие заканчивается. Возвращаемся домой на Землю. Звучит музыка.

- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?

- А что было самым интересным?

- Вы довольны собой?

- Что бы вы ещё хотели узнать?

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу);

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

Список использованной литературы:

1. Миры детства: конструирование возможностей. Об-П 76 разовательная программа дошкольного образования Т.Н. Доронова [и др.]; науч. руководитель А.Г. Асмолов и Т.Н. Доронова – М.: АСТ: Астрель, 2015 – 225 с.

2. И.С. Батова «Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Старшая группа, - Зима»;

3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические аспекты преемственности дошкольного и школьного уровней образовательно-воспитательной системы.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

Конспект образовательной ситуации « в открытой системе» с детьми среднего и старшего возраста. Тема: « Моя семья»

Конспект образовательной ситуации  « в открытой системе» с детьми среднего и старшего возраста.  Тема: « Моя семья»...

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной игры обучающей системы «Играй и развивайся» на тему «Поможем Петушку собрать фрукты» (овощи) в младшей группе

Конспект образовательной деятельности с использованием игрового компьютерного комплекса "Играй и развивайся" на тему "Поможем Петушку собрать фрукты" ...

Конспект образовательной деятельности по пластилинографии в старшей группе по теме: «Солнечная система»

Создание творческой, коллективной работы «Солнечная система» в технике пластилинографии, как закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве....

Конспект образовательной деятельности по конструированию с использованием ТИКО – конструктора в подготовительной группе «Путешествие по планетам солнечной системы».

Пояснительная записка: в данном приложении представлена конспект образовательной деятельности по конструированию с использованием ТИКО – конструктора в подготовительной группе «Путешествие...