Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Мини-музей "Чудеса из глины." Гончарное ремесло"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лаврентьева Ольга Сергеевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ""Мини-музей "Чудеса из глины". Гончарное ремесло".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема: «Мини – музей “Чудеса из глины”.

Гончарное ремесло».


Цель: познакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа.

Задачи:

закрепление знаний детей о народных промыслах;

формировать "образ музея", углублять интерес к художественным музеям, прикладному искусству, закрепление правил поведения в музее;

уточнение и расширение знаний детей по теме: «Посуда»; формировать бережное отношение к посуде;

Уточнение и расширение знаний детей по теме “Глиняная игрушка” - дымковская, филимоновская.

расширение и активизация словаря по лексической теме «Посуда», “глиняная игрушка”, активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция, выставка; обогатить словарь детей словами: гончар, гончарство; совершенствовать умение отвечать на вопросы;

формировать культуру эстетического восприятия художественного образа при просмотре произведения;

продолжать развивать координацию речи и движений; зрительное восприятие

совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

Материалы и оборудование: предметы быта: глиняные горшки, кувшин для кваса, крынка для молока, глиняные плошки, глиняные игрушки (дымковские, филимоновские, авторские); глина, стеки, дощечки для лепки, стаканчики с водой, губки, салфетки.

Предварительная работа:

Беседа «Путешествие в прошлое посуды».

Беседа и просмотр презентации “В гости к Дымковской игрушке”

Просмотр презентации “Филимоновская игрушка - свистулька”

Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино горе».

Ход ООД.

1. Организационный момент.

-Ребята, я приглашаю вас сегодня в свой мини музей “Чудеса из глины”.

-Посмотрите внимательно и скажите, чем похожи все эти изделия (что у них может быть общего? (Ответы детей)

-Верно, все эти изделия сделаны из одного материала.

-А кто же их создал? (Ответы.)

-Чтобы узнать (проверить) верно ли ваше предположение давайте расшифруем это слово. Но чтобы мы смогли все вместе выполнить это задание, необходимо разделиться на две команды. А помогут нам в этом четные и нечетные числа. (Дети делятся на две команды и собирают слово с двух сторон на магнитной доске из своего комплекта карточек)

ГОНЧАР

1 2 3 4 5 6 (Читают)

-Правильно, есть такая древняя профессия – гончар, а что означает это слово, вы узнаете, посетив мой мини - музей “Чудеса из глины”

2. Основная часть.

Динамическая пауза.

В. – Сегодня наши ушки слушают и все слышат. Глазки наши смотрят и все видят.

Игра «Собери осколки»

В. - Пока я к вам сюда спешила, со мной приключилась беда. Часть моей посуды, которую я несла вам показать – разбилась. Поможете мне ее собрать?

Д. - Поможем.

В. - Тогда дружно, все вместе возьмем осколки посуды и соберем. (Дети собирают разрезанные карточки)

В. - Молодцы, быстро справились. А как вы думаете, почему моя посуда разбилась?

Д. - Она хрупкая.

В. – Как вы думаете, из какого материала изготовлена эта посуда?

Д. - Из глины.

В. - Совершенно верно. Эта посуда из глины, значит она какая….

Д. - Глиняная.

В. - А что такое музей?

Ответы детей.

В. - Музей – это место, где хранятся старинные, редкие вещи или предметы. Но прежде, чем мы пойдем в музей я хотела бы вспомнить правила поведения в музее. (Показываю знаки, запрещающие использовать напитки и еду, громко разговаривать, использовать ролики, бегать, трогать музейные экспонаты руками). В музее работает человек, который все знает о музее и предметах, которые в нем хранятся. Как называется эта профессия?

Д. - Экскурсовод.

В. - Совершенно верно. Сегодня экскурсоводом в нашем мини музее буду я.

В. - Вы сегодня пришли в музей глиняной посуды и игрушек. Предметы, которые выставлены в музее называются экспонаты.

С давних времен наша земля славилась народными мастерами. В древней Руси умели и ткать, резать по дереву, вышивать, изготавливали глиняную посуду. Это мастерство передавалось из поколения в поколение.

- Эта посуда изготовлена из глины, поэтому имеет коричневый цвет. Иногда глину раскрашивали. Во многих русских деревнях до сих пор пользуемся этой посудой. Это кувшин для кваса, это крынка для молока, это глиняные горшки и плошки, глиняная кондюшка, глиняная ваза. ( Рассматривание  и рассказ об экспонатах посуды мини-музея).

В. - А на этой полке нашего музея расположились необычные экспонаты.

Послушайте про них рассказ:

В некотором царстве в Российском государстве среди полей, лесов и рек жили смелые и умные, весёлые и красивые мастера. Нашли они глину чудесную и стали лепить из неё красивые игрушки, расписывать их ярким узором.

И славятся эти игрушки на весь мир. Как называются эти игрушки (дымковские, филимоновские).

В.-Из чего они сделаны?

Д.- Из глины.

В.- Как вы думаете, кто мастерил эти игрушки? Ответы детей.

В. - Глиняную посуду и игрушки изготавливает гончар. И теперь я вас приглашаю в гончарную мастерскую.

В.- Гончар – это мастер по выделке глиняной посуды. (Показ иллюстрации с изображением гончара, работающим за гончарным кругом)

-Что же необходимо ему для работы? Без чего он не сможет обойтись? (Ответы детей)

-Верно, основной материал для его работы - это глина.

-А вы знаете, откуда берут глину? (Ответы)

-Глина — добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки. Она является продуктом земной коры, это остатки гор и образуется в результате их разрушения, и в процессе выветривания.

-Бывает она разного цвета: красная глина, белая глина, глина для производства фарфора, огнеупорная глина и глина из песчаника (песка)

-Как вы думаете, почему именно глину используют мастера?

Экспериментальная деятельность.

-Посмотрите, вот у меня кусочки глины возьмите их, потрогайте, обследуйте её, какая она? (твердая, шершавая, крошится, трескается, не пачкает руки) Давайте попробуем залить её водой (заливают) и через некоторое время посмотрим, что с ей стало.

-А в этой мисочке глина, которая уже постояла в воде. Какая она? (липкая, пластичная, пачкает руки, легко меняет форму, скользкая)

-Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Глина — единственный в своем роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве.

Изготовление настоящего глиняного изделия процесс достаточно долгий: сначала происходит приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка, сушка на воздухе или обжиг в печи.

-А сами изделия мастера изготавливают различными способами: формовка изделий вручную и формовка изделий на гончарном круге. (Показ иллюстрации)

-Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы.

-Работа на гончарном круге требует мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки — чаще всего на воздухе. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет раскрашивание и декорирование.

-Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа.

- А вы как думаете, достойны эти мастера почета? (ответы)

-Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения С. Я. Маршака о работе гончара.

(Чтение стихотворения «Гончар сидит за верстаком.)

В конце дороги у горы
Копают грунт машины.
А вот готовят гончары
Горшки из красной глины.
Гончар сидит за верстаком
И мнет руками мягкий ком,
Вертящийся на диске,
И ком становится горшком,
Кувшином или миской.

Чтоб глина сделалась тверда,
Чтоб из нее ушла вода,
Стоят горшки и кружки
На полках для просушки.

А для того, чтоб стал красив
Горшок из глины красной,
Его должны мы, просушив,
Покрыть глазурью ясной.

Теперь горшок пора обжечь,
И в первый раз идет он в печь.
Горшок выходит из огня
Румянее и краше,
Готовый с завтрашнего дня
Варить борщи и каши.

Один в другом стоят горшки,
И ждут они отправки.
Их повезут грузовики
К дверям посудной лавки.

Итак, гончарство – изготовление посуды и других изделий из глины.

Практическая деятельность под музыкальное сопровождение.

В. - А сейчас я предлагаю вам побыть мастерами гончарного дела. Гончарным кругом мы сегодня пользоваться не будем. А вот свои ручки к работе подготовим. Вначале смажем руки кремом. Теперь подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки, руки потираем.

Руки, руки согреваем и к работе приступаем»

В. - Давайте познакомимся какими способами мастера лепят посуду?

 - Из целого куска способом вдавливания, ленточным способом, способом кругового налепа (из валиков), способом выбирания глины стекой.

В. - Давайте подробно познакомимся с последовательностью выполнения лепки тарелки способом вдавливания (рассматривание технологической карты и практический показ лепки).

Дети: (ответы детей сопровождаю показом образца)    

1 катаем шар из глины

2 прилепляем его к доске

3делаем углубление в шаре

4 расплющиваем стенки тарелки, придавая им определённую форму.

5 наша тарелка, вылепленная способом вдавливания готова.

Проходите за столы мастера. Приступайте к работе. (Включаю музыкальное сопровождение. Во время работы напоминаю детям смачивать изделие водой)

При выполнении работ не забывайте русские пословицы: «Поспешишь, людей насмешишь», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Дело мастера боится». (Готовые работы детей выставляю на поднос)

Вот какая красивые тарелки у вас получились. Поставим их на стол, для того чтобы они подсохли. Затем тарелки раскрасим.

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Ребята, давайте с вами вспомним, что я организовала в нашей группе?

А какие экспонаты я разместила в музее?

Скажите, кто такой гончар и что он делает?

Что мы с вами делали из глины?  

Для чего мы лепили посуду из глины? (Для нашего музея)

Ребята, я предлагаю спросить у своих родителей, бабушек и дедушек есть ли у них глиняные изделия и принести их в наш музей, узнать их историю и рассказать детям.

Используемая литература:

 Н.А.Ветлугина «Художественное творчество в детском саду»;

А.Н.Усова «Русское народное творчество в детском саду»;

Н.К.Шевчук «Дети и народное творчество»;

Ю.С.Аракчеев «Чудеса из глины»;

Использование ИКТ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром

Знайка приглашает в путешествие. Занятие по ознакомлению с окружающим миром. (подготовительная к школе группа) Программное содержание: Продолжать знакомить детей с родным городом; закреплять зна...

конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим в рамках проекта"Рыбы"

конспект обобщающего занятия по проекту "Рыбы" в подготовительной логопедической группе....

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Откуда к нам хлеб пришел?"

Материал будет полезен воспитателям и родителям.  Конспект содержит приложение с пословицами и загадками о хлебе....

конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим

конспект занятия в подготовительной группе на тему "Луговые цветы"...

«Перелетные птицы» Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и конструированию из бумаги

Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде....

Конспект занятия в подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия "Осень проходит, зима на пороге..."

- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно их подмечать.- Продолжать учить детей устанавливать связи между сезонными явлениями в ...