Ознакомление с окружающим миром Деревья Прибайкалья
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тёткина Екатерина Григорьевна

Занятие направленное на создание условий для формирования первичных представлений о деревьях сибирской тайги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya_pribaykalya.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО педагога

Тёткина Екатерина Григорьевна

Возрастная группа

Средняя 4 – 5 лет

Время

20 минут

Тема ОД

Ознакомление с окружающим миром: Деревья Прибайкалья

Цель

создание условий для формирования первичных представлений о деревьях сибирской тайги

Задачи

познакомить детей с хвойными деревьями Прибайкалья, активизировать и обогатить словарь новыми словами  

развить интерес к природе родного края, любознательность, расширять кругозор

воспитать интерес к окружающему миру, любовь к природе

Технология

Личностно ориентированная

Методы и приемы

Словесные: вопросы к детям, беседа, загадки;

Наглядные: иллюстрации и макеты деревьев;

Практические: составление изображения.

Оборудование

Птичка кедровка, иллюстрации и макеты деревьев, кедровые орехи, камешки, д/и «Половинки деревьев»

Структура

Этапы

Ход занятия

Организационный момент

Круг встречи:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький росток!

Мы живём в краю родном –

В гости вас к себе зовём.

Вводная часть

- Ребята, когда я шла на работу, увидела на нашей кормушке птичку, она сидела грустная и уставшая и я пригласила её к нам в группу. Хотите познакомиться с ней?

- Меня зовут кедровка, живу в тайге, питаюсь орешками, я спрятала их под кедром, но к сожалению, я немного сбилась с пути в поисках еды, помогите мне вернуться домой и найти мой кедр где спрятаны орешки.

- Ребята, поможем птичке? Где она живёт?

А что такое тайга?

- Как мы можем попасть в тайгу?

- Давайте полетим на самолете.

Физминутка: «Самолёты»

Самолёты загудели (вращение перед грудью руками, согнутыми в локтях)

Самолёты полетели (руки расправить)

То как птица он летит (машут руками)

То по воздуху кружит (кружатся)

А теперь пора спускаться

И на место приземляться. (садятся на стульчики)

Основная часть

-Мы с вами прилетели в лес, а называется этот лес «тайга».

А знаете почему? Да потому, что здесь растет очень много хвойных деревьев (деревья с иголочками).

Под каким деревом кедровка спрятала свою еду?

А вы знаете как он выглядит?

Давайте познакомимся с таёжными деревьями.

Загадки:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Елка)

Ель легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу. Каждый год вырастает новый ярус веток. С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их. Как вы думаете, хорошо это? Хорошего в этом мало. Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Хорошо, что сейчас ставят искусственные елки. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.

Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино.

Хоть колюча, но не ёлка,

Подлинней её иголки,

А кора тонка, красна!

Та красавица – ... (сосна)

Сосна очень высокое, стройное, с красивым золотистым стволом дерево, богатое смолой.  Сосна известна за свои лечебные свойства.

Полезны сосновые почки и хвоя. Их тоже заваривают и пьют как чай. Попил – и простуды как не бывало! Из сосновых почек, хвои и шишек делают лекарство, помогающее победить болезни.

Колючая, пахучая,

Зелёная она,

Шишки вертикально,

Растут её всегда! (пихта)

Пихта – очень высокое дерево. Оно хорошо растет в глухой тайге. Иголки пихты (или хвоинки по-другому) забирают из земли очень мало воды.

Из хвоинок пихты делают пихтовое масло, которым лечат от простуды. Также получают разные лекарства. Человек использует еще и древесину пихты, она очень крепкая.

Это дерево такое

Вроде сосен, вроде ёлок, 

Но зимою без иголок. (лиственница)

Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.

И девчонки, и мальчишки

Все иметь хотели б шишки –

На орешки очень щедр,

Богатырь – сибирский … (кедр)

Кедр – или его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины. Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.

На ветках вырастают кедровые шишки.

Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают.

- Ребята мы нашли нужное нам дерево?

Давайте посмотрим на месте ли запасы нашей кедровки?

Игра «Отбери орехи от камней»

- Орешки высыпались из шишки и смешалась с камнями нужно помочь кедровке их собрать.

Заключительная часть

- Посмотри кедровка сколько орех дети собрали для тебя, кушай и набирайся сил.

Кедровка благодарит детей и дарит им карточки с игрой.

Дидактическая игра «Найди половинку»

Детям раздаются карточки с изображением половины дерева, нужно собрать изображение и рассказать о дереве.

Спасибо большое кедровка за чудесную игру, нам пора возвращаться в группу.

Садимся в самолёт.

Физминутка: «Самолёты»

Самолёты загудели (вращение перед грудью руками, согнутыми в локтях)

Самолёты полетели (руки расправить)

То как птица он летит (машут руками)

То по воздуху кружит (кружатся)

А теперь пора спускаться

И на место приземляться. (садятся на стульчики)

- Что интересного вы сегодня узнали?

- Где мы побывали? Кому помогали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Дерево и куст »

Конспект  открытого НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Дерево и куст »...

Конспект Н.О.Д. по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Рассматривание веток деревьев".

Задача педагога - сделать процесс обучения занимательным и интересным. А для этоголучше всего подходит игра - ведущий вид деятельности.Не изучать природу нельзя , ведь она помогает ориентироваться в ж...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее дерева); показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении пре...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) Тема: «Моя родословная. Генеалогическое дерево»

Цель непосредственной образовательной деятельности: способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности.    З...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Деревья и кустарники на нашем участке"

Предоставлен материал по ознакомлению с окружающим миром "Деревья и кустарники на участке"...