Социально - значимый проект для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности " КНИГА - НАШ ЛУЧШИЙ ДРУГ"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Глушко Екатерина Николаевна

            Цель проекта:формирование у детей интереса к книгам. Развитие воображения, творческих способностей через творческую деятельность. Привитие правильных жизненных ценностей с помощью художественной литературы, русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_proekt.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Социально - значимый проект для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности

" КНИГА - НАШ ЛУЧШИЙ ДРУГ"

Подготовила и реализовала: воспитатель Е.Н.Глушко

Цель проекта: формирование у детей интереса к книгам. Развитие воображения, творческих способностей через творческую деятельность. Привитие правильных жизненных ценностей с помощью художественной литературы, русских народных сказок.

Тип проекта: долгосрочный.

Срок реализации: с 15 декабря 2020 г. по 15 апреля 2021 г.

Участники проекта: воспитатель старшей группы, дети старшей группы, родители, работники детской библиотеки станицы, старший воспитатель детского сада.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность проекта: Печатная книга - что это? Некоторым детям они даже не знакомы... Нет, дома они есть практически у каждого ребенка, но вот что это? Зачем оно нужно? Как этим пользоваться, увы, знают не все дети. Особенно остро этот вопрос стоит сейчас, когда нас окружают со всех сторон гаджеты, когда ребенок практически с пеленок погружен в планшет или телефон и даже уже не в телевизор. Когда дети не знают кто такие "Наф-Наф", "Нуф-Нуф" и "Ниф-Ниф" или "Волк" и "Красная шапочка". Очень малое количество семей действительно уделяют время чтению книг ребенку хотя бы перед сном. А ведь как ребенок научится мыслить воображать, фантазировать? Зачем ему это? Ведь в компьютерных играх и мультфильмах уже все придумали. А прочтите-ка вы ему "Гуси-лебеди" или "Двенадцать месяцев" и побеседуйте после прочтения произведения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?" Тут уж любой ребенок призадумается что? как? и возможно ли? И это лишь маленький толчок к тому, чтобы прививать любовь к книгам с раннего детства. С помощью книги можно научить, можно дать наставления, можно заставить задуматься над своими поступками... А можно просто представить себя в роли любого персонажа и помечтать о том, как ты бы себя повел.

С помощью этого проекта хотелось бы сблизить детей и их родителей, напомнить родителям об их беззаботном детстве. И, конечно же, хоть на чуть-чуть сделать процесс воспитания легче и интереснее.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

- подбор литературы (художественная, методическая);

- подбор наглядного материала (рисунки, фотографии, плакаты, книги, разнообразные виды театра, презентации, мультфильмы);

- заготовки для сюжетно ролевых, дидактических игр;

- рисунки, поделки и книги для выставок.

Необходимые условия для реализации проекта:

- вовлечение и заинтересованность детей и их родителей;

- методические разработки.

Методы проекта:

- словесные - чтение сказок, стихотворений, рассказов, загадок; пересказ прочтенного отрывка; составление сказки "наоборот"; рассматривание иллюстраций к сказкам и составление рассказа по картинкам;

- творческие - создание иллюстрации к сказке; театральная деятельность;

- наглядные - показ презентаций, мультфильмов, картин, иллюстраций, выставок;

- игровые - настольные игры, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры - драматизации;

- практические - совместные действия воспитателя и детей - изготовление закладок, "лечение" книг.

Задачи:

- развивать у детей интерес к книгам

- развитие связной речи

- способствовать обогащению словарного запаса детей, подталкивать детей к сочинительству и пересказу

- напомнить детям о разнообразии и назначении книг (научные, художественные и т.п.)

- обогатить знания детей о создателях книг, о писателях, иллюстраторах, оформителях.

- познакомить детей с историей создания сказок.

- формировать у детей интерес к рассматриванию книг, к использованию книги как источника новой и полезной информации.

- организовать экскурсию в детскую библиотеку станицы.

- научить детей "лечить" книги и заботиться о них, не допуская их "болезни"

- создать пространственно-развивающую среду, побуждающую интерес к книгам, (доступное расположение, книги по жанрам, самообразование)

- создать условия для развития творческих способностей, воображения и фантазии: рисования, разыгрывания театральных постановок.

- приобщить родителей к деятельности группы через совместное домашнее чтение детям, анкетирование, консультирование через буклеты и интернет – ресурсы.

Наличие межпредметных связей:

В ходе проекта происходит интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие

- социально-коммуникативное развитие

- речевое развитие

- физическое развитие

- художественно-эстетическое развитие

Задачи по работе с родителями:

- ознакомить родителей с темой и планом проекта;

- способствовать обогащению знаний у родителей о пользе чтения книг для развития познавательных и творческих способностей детей;

- привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами и участию в воспитательном процессе

- сблизить детей и родителей.

Ожидаемый результат проекта:

- речевое творчество детей: чтение стихов, пересказы сказок, придумывание сказок;

- выставки работ детей и фотовыставки детей и родителей

- дети смогут самостоятельно играть в дидактические игры и пользоваться пособиями;

- дети научатся любить и беречь книги, а также "лечить "их и пользоваться закладками для книг;

- у детей должен сформироваться интерес к книгам литературных произведений и сказкам;

- дети познакомятся с новым названием "Библиотека" и смогут применить его в одноименной сюжетно-ролевой игре;

- у детей появятся любимые сказочные герои и любимые произведения;

Этапы проекта:

Для реализации данного проекта в группе была создана развивающая среда

1 этап – подготовительный.

Постановка целей и задач проекта. Проведена предварительная работа с детьми и родителями, а именно опрос детей на тему "Моя любимая книга" и анкетирование родителей на тему "Читаем детям". После обработки полученной информации и выявления проблемы было проведено изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий, проведен подбор наглядного и игрового материала.

2 этап – практический.

Поиск ответов на поставленные вопросы и решение их через интеграцию разных видов детской деятельности: игровых обучающих ситуаций, творческих занятий, игр, чтения.

Формы организации работы 2 этапа:

Речевое развитие

Тематические беседы:

Опрос детей "Моя любимая сказка"

Беседа "Что такое книга?" история создания книги с презентацией о развитии письменности – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок).

Диалог "Нужно ли беречь книгу?"

Беседа "Где могут жить книги?"

Беседа «Книга - наш друг».

Беседа «Ты, Кубань, ты наша родина»

Знакомство с пословицами:

Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится.

Испокон века книга растит человека. Кто читает, тот много знает. (использование наглядного материала - плакаты с изображением смысла пословиц)

Эмоционально-речевая разминка «ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ». Заучивание пословиц и поговорок с помощью мнемотаблиц.

Экскурсия по детскому саду «Книги наших друзей». Посещение соседних групп, для ознакомления с новыми книгами, с возможными местами их хранения. Какая литература имеется у младших дошкольников и у детей подготовительных групп.

Экскурсия в районную детскую библиотеку.

Знакомство с русскими народными, казачьими и авторскими сказками.

Культурная практика «Русские сказки в творчестве В. М. Васнецова»

Рассматривание иллюстраций к детским произведениям.

Участие детей под присмотром родителей в онлайн викторинах

«Герои зимних сказок».

Чтение русских народных, авторских, казачьих сказок, художественных произведений детских писателей и поэтов.

Просмотр мультфильмов по мотивам прочитанных сказок и литературных произведений.

Загадывание и отгадывание загадок на тему «Книга».

Практическая деятельность:

Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница»;

Придумывание собственной сказки, рисование иллюстрации по ней и пересказ по этим иллюстрациям

Лепка и рисование «Мой любимый герой сказки».

Аппликация «Закладка для книг»; «Варежка»

Рисование «Стоит в поле теремок»; «Домики трех поросят», «Чебурашка», «Серый зайчишка», «Царевна – лягушка», «Аленушка».

Раскрашивание раскрасок «Моя любимая сказка».

Театрализованная деятельность:

Сценка «Как лесные жители готовятся к Новому году», «Белочка готовится к зиме», «Медвежонок собирает урожай».

Пальчиковый театр по русским народным сказкам.

Инсценирование сказок «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок».

Игра – драматизация «Колобок»

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Собери сказку», «Закончи предложение», «Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», «Сложи картинку», «Из какой сказки герой?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Библиотека», «Книжный магазин»

Подвижные игры:

«Гуси-лебеди». «Хитрая лиса». «Совушка-сова». «Кот и мыши».

Работа с родителями

Консультации:

«Как заинтересовать ребёнка чтением», «Зачем детям читать сказки?»,

«Книга в жизни ребенка».

Анкетирование «Читаем детям».

Рекомендации родителям:

Родители должны суметь ответить на любой вопрос о книгах, сказках и сказочных героях. Для этого они должны знать какие произведения читают в детском саду, и обсуждать их дома.

3 этап – обобщающий (заключительный).

Поведение итогов проекта. Обобщение результатов работы.

К данному проекту приложены фотографии лучших работ детей и родителей, фотоматериалы игровых ситуаций, и большинства проведенных в рамках проекта мероприятий.

В ходе реализации проекта будут достигнуты предполагаемые результаты:

- родители совместно с детьми проведут работу над воспитанием любви и бережного отношения к книгам.

- дети познакомятся с разными жанрами книг.

- дети научаться на иллюстрациях узнавать персонажей знакомых произведений и пересказывать сказки по этим иллюстрациям.

- организованы экскурсии и выставки художественной литературы по различным темам, фотовыставки родителей и детей.

- дети будут участвовать в театральных постановках по знакомым им сказкам.

Список литературы:

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003.

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

Зябкина В.В., Микляева Н.В. и др. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой: метод. пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: УЦ «Перспектива», 2010.

Антипина Е.А. «Театрализованные представления в детском саду» «Сфера», Москва, 2010

Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.

Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9.

Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004.