ТЕМА: «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: формирование у обучающихся представлений о природе как естественной среде обитания человека.

Задачи:

1. Расширять представления обучающихся о последствиях деятельности человека, его влияния на природу (вырубке лесов, мелиорации болот, загрязнения атмосферы).

2. Развивать умения обучающихся устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, давать оценку действиям, оценивать результаты учебной деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе и разумному использованию природных богатств.

 

Тип занятия: изучение нового материала.

Оборудование:

1) инструктивные карточки;

иллюстративный материал к игре «Сортировка мусора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_priroda_i_chelovek.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

Цель: формирование у обучающихся представлений о природе как естественной среде обитания человека.

Задачи:

  1. Расширять представления обучающихся о последствиях деятельности человека, его влияния на природу (вырубке лесов, мелиорации болот, загрязнения атмосферы).
  2. Развивать умения обучающихся устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, давать оценку действиям, оценивать результаты учебной деятельности.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе и разумному использованию природных богатств.

Тип занятия: изучение нового материала.

Оборудование:

  1. инструктивные карточки;
  2. иллюстративный материал к игре «Сортировка мусора».

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Солнышко

Солнце рано встаёт ( руки  поднять вверх)

И лучи нам подаёт ( руки вытянуть вперёд).

Крепко держим мы лучи ( ладошки прижать друг к другу)

Очень, очень горяч ( трём ладошку о ладошку).

Лучики горячие

Скачут по лужайке ( кисти рук опускать и поднимать).

Попытаемся поймать

 Мы их на полянке ( хлопки в ладоши).

 

  1. Повторение ранее изученного материала
  • Рассмотрите картинки. Найдите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Выполните задание по инструктивной карточке.

Работа по инструктивной карточке

  • Давайте проверим, как вы выполнили задание. Но сначала поменяйтесь карточками друг с другом и проверьте выполнение задания. Взаимопроверка

  1. Определение темы занятия

Послушайте одну сказку:

Маша и Медведь

Экологическая сказка

В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.

Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.

И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.

И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.

Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!

Нет места мусору

  • Итак, давайте попробуем определить тему нашего занятия.
  • Правильно! Сегодня на занятии мы будем говорить о природе и роли человека в природе, а также определим проблемы, связаные со здоровьем нашей планеты.
  • Что необходимо для существования жизни на Земле?

(Солнце, воздух, вода и почва).

  • Солнце, воздух, вода, почва – это окружающая среда.

  1. Изучение нового материала
  • А чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим схему «Значение природы для людей» в инструктивной карточке. Расшифруйте схему. Расскажите по схеме о значении природы для людей.

Микроитог: природа – это среда обитания человека; природа – это кладовая ресурсов, необходимых человеку для жизни.

  • Все живое на земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом.
  • Давайте попытаемся определить, какое же место занимает человек в мире природы, как влияет деятельность человека на природные процессы, на окружающую среду.
  • Ученые, делая снимки нашей планеты, увидели тревожные факты. 
  • Выхлопные газы автомобилей загрязняют воздух.
  • Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата.
  • Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются.
  • Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.
  • Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.
  • Все эти тревожные факты составляют экологические проблемы.

Дидактическая игра «Хлопаем - топаем»

Если я прийду в лесок и сорву ромашку?

Если съем я пирожок и выброшу бумашку?

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу, колышек подставлю?

Если разведу костер и тушить не буду?  

Если сильно насорю, и убирать не буду?

Если мусор уберу, банку закопаю?

Очень я люблю природу, ей я помогаю.

  • Проблема мусорных свалок существует и в больших городах, которые окружены большими мусорными горами. Мусор некуда вывозить. Его пытались сжигать, но загрязнялся воздух, и люди в городах заболевали. Мусор зарывали в землю, но оказалось, что он долго разлагается в земле.

Игра «Сортировка мусора»

  • На какие группы можно разделить отходы? Да, это пластик, бумага, металл, стекло и пищевые отходы. Посмотрите, на доске мусорные баки, на каждом из них есть надпись, которая указывает, какие отходы можно положить в него. На столах конверты, в которых находятся карточки с изображением отходов. Рассортируйте и разложите их по мусорным бакам.

  • Молодцы! Все хорошо справились с заданием.

Итог занятия

  • Почему происходят экологические катастрофы? Что необходимо сделать человеку, чтобы их не было? Как каждый из нас может улучшить экологию города?

Давайте выйдем все во двор,

Очистим мы земной ковёр

От мусора, нечистоты,

Кругом посадим мы цветы.

И станет больше доброты,

Надежды, веры, теплоты.

Любить друг друга нам всегда!

Мы смоем грязь, уйдёт беда.

  • Давайте вспомним слова писателя Михаила Пришвина «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значить охранять Родину!»

 Рефлексия.

  • У каждого из вас есть лепестки разного цвета. Если вы считаете, что на занятии было интересно, и вы узнали много нового и можете поделиться этими знаниями с другими людьми, то выберите красный лепесток.
  • Если же вы считаете, что вам было интересно, но много из того, о чем говорили на занятии вам было уже известно, то – жёлтый.
  • Кто считает, что занятие было неинтересным и вас ничто не заинтересовало, тот выберет синий лепесток.
  • А теперь соберём цветочки из выбранных лепестков.

 Цветы украшают природу, а ваши цветочки пусть украсят наше занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по теме: «Природа и человек»

Интегрированная  непосредственно- образовательная деятельность по теме: «Природа и человек». Интеграция образовательных  областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Художественное творчест...

Занятие по экологии в подготовительной группе на тему «Природа и человек»

Занятие по экологии в подготовительной группе на тему «Природа и человек»...

План-конспект занятия по связной речи Для детей 4-5 лет на тему: «Осенние изменения(в природе,для человека, животных)»

План-конспект занятия по связной речиДля детей 4-5 лет на тему: «Осенние изменения(в природе,для человека, животных)» Тема недели: «Осенние изменения(в природе,для человека, животных)» Цель:...

Тема: «Природа — это дом человека, животных, птиц, деревьев и растений».

Занятие  по экологии Тема: «Природа — это дом человека, животных, птиц, деревьев и растений».Задачи: Формировать элементарные представления о живой природе; содействовать расширению представ...

Конспект занятия на тему: «Природа и человек. Лето» с детьми старшего дошкольного возраста.

Знать и различать объекты живой и неживой природы, уметь их называть; владеть навыком диалогической речи, употреблять в речи синонимы и антонимы; выполнять физические упражнения из разных исходных пол...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Природа и человек»

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Природа и человек»...

«Природа и человек. Человек часть природы»

Разработка конспекта занятия  ЗОЖик».Тема: «Природа и человек. Человек часть природы»Форма проведения: занятие-играНаправление деятельности: спортивно-оздоровительноеЦель: форми...