Познавательно-исследовательский проект в старшей группе на тему: «Снеговик-озорник»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Какой ребенок откажется слепить снеговика? Лепка снежной бабы любимое занятие детворы в зимние деньки. И снеговики получаются каждый раз разные: веселые, грустные, любопытные и мечтательные.

       Снеговик в классическом представлении – это три снежных кома: большой (живот), средний (грудь) и маленький (голова). Руки снежного человечка чаще всего делаются из веток, но бывают скульптуры и с ручками из снега. Сейчас это кажется незыблемой классикой, тем не менее, такой стандарт для снеговиков был неофициально принят лишь в XIX веке. Раньше он выглядел по-другому. Когда произносишь слово «снеговик», представляется смешной человечек из снега, символизирующий приход зимы и Новый год. А ведь так было не всегда. Современный снеговик и снеговик в старину – совсем разные персонажи, которые раскроются детям в нашем проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_snegovik.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 12 «Рябинушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский

проект в старшей группе

на тему: «Снеговик-озорник»

Составила: воспитатель

Ермолаева Т.Ф.

2022 г.

Содержание

Пояснение

Тема проекта

«Снеговик-озорник»

Тип проекта

Педагогический

Вид

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Дети старшей группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Группа

Старшая группа «Солнышко»

Сроки реализации

Одна неделя

Актуальность разработки проекта

        Какой ребенок откажется слепить снеговика? Лепка снежной бабы любимое занятие детворы в зимние деньки. И снеговики получаются каждый раз разные: веселые, грустные, любопытные и мечтательные.

       Снеговик в классическом представлении – это три снежных кома: большой (живот), средний (грудь) и маленький (голова). Руки снежного человечка чаще всего делаются из веток, но бывают скульптуры и с ручками из снега. Сейчас это кажется незыблемой классикой, тем не менее, такой стандарт для снеговиков был неофициально принят лишь в XIX веке. Раньше он выглядел по-другому. Когда произносишь слово «снеговик», представляется смешной человечек из снега, символизирующий приход зимы и Новый год. А ведь так было не всегда. Современный снеговик и снеговик в старину – совсем разные персонажи, которые раскроются детям в нашем проекте.

Цель проекта

Создать условия для формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста к истории возникновения Снеговика, как зимнего персонажа.

Задачи проекта

Образовательные задачи:

  • Развивать интерес у детей к истории появления снеговика, с его особенностями внешнего вида;
  • обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах;
  • ознакомление и закрепление свойств и состояний воды (снег, лёд).

Развивающие задачи:

  • развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание;
  • учить отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять, сравнивать, делать самостоятельные выводы;
  • способствовать развитию творческого потенциала детей и их родителей.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
  • воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты

  • Повышение познавательной активности детей;
  • Проявление интереса к природным явлениям;
  • Создание выставки детских работ.
  • Заучивание коротких стихов про снеговика.
  • Показ мультфильмов и познавательного видео.
  • Проведение развлечения.
  • Оформление группы и участка на заданную тему.

Форма реализации

  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
  • работа с родителями.

Используемые  виды деятельности

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности

  • Выставка детских работ «Веселые снеговики» (изготовление поделок из разного материала).
  • Тематическое занятие «Наш друг Снеговик».
  • Оформление группы к Новому году.
  • Оформление зимнего участка «Забавные снеговики».

Содержание проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми.

Подбор мультфильмов, познавательного видео, музыкальных игр, связанных  с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Совместное с детьми изготовление поделок по теме «Веселые снеговики» для выставки и украшения группы; оформление зимнего участка на тему: «Забавные снеговики».

2 этап. Практический

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познавательное развитие

Развивать интерес у детей к истории появления снеговика, с его особенностями внешнего вида; обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах; ознакомление и закрепление свойств и состояний воды (снег, лёд).

Закрепить правила поведения в холодное время года.

Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание; учить отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять, сравнивать, делать самостоятельные выводы; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;

воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе.

  • Рассматривание альбомов: «Зима», «Зимние забавы», «Какие разные снеговики»
  •  Беседы: «Зима. Зимние забавы», «Что можно построить из снега?», «Кто такой снеговик?», «Какие разные снеговики», «Когда появился снеговик?», «Добрый или злой?», «Снег и лед», «Как построить снеговика?», «Снежная баба и Снегурочка», «Интересная информация о снеговике».
  •  Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада; наблюдение за снегом, снежинками, льдом, сосульками.
  •  Загадывание загадок о зиме.
  • Экспериментирование 

Определение свойства воды, снега и льда.

  •  Дидактические игры 

«Скажи какой?», «Продолжи предложение», «Исправь ошибки», «Что будет, если», «Подбери логические пары», «Расставь по порядку», «Закончи пословицу о зиме», «Сложи снеговика», «Найди отличия», «Наоборот», «Собери снеговика», «Что зимой бывает», «Снежинки», «Что спрятано за сугробами?», «Отгадай по описанию», «Когда это бывает?», «Подбери слово», «Доскажи словечко», «Назови 10 зимних слов», «Назови зимние месяцы», «Подбери признаки», «Исправь ошибки», «Продолжи предложение», «Расставь слова по порядку».

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать  несложные сюжеты произведений; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. 

  • Сюжетно-ролевые игры: «В лесу», «На катке», «Зимние забавы», «Лепим Снеговика», «Новый год».

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во

время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания.

  • Творческое рассказывание детей по темам «Как построить снеговика?», «Какие разные снеговики».

Рассматривание сюжетных иллюстраций «Зимние забавы», серии сюжетных картин «Дети строят снеговика», составление описательных рассказов.

  • Дидактические игры: 

«Скажи какой?», «Продолжи предложение», «Исправь ошибки», «Что будет, если», «Наоборот», «Отгадай по описанию», «Когда это бывает?», «Подбери слово», «Доскажи словечко», «Назови 10 зимних слов», «Подбери признаки», «Продолжи предложение», «Расставь слова по порядку».

  • Составление описательных и сравнительных рассказов о Снеговике и Снежной бабе, о Снеговике и Снегурочке, о Снежной бабе и Снегурочке.
  • Чтение художественной литературы. 

     Загадки про зиму.

  • Чтение и заучивание стихотворений о снеговике: «Нос морковка, уголь – глазки», «Три шара, ведро, морковка», «Выйду я на улицу», «Снеговик мой заболел», «Раскраснелась детвора», «Мы слепили снежный ком», «На полянке – снег, снег», «На бумаге я рисую», «Зачем искать его в горах?», «Я слепил снеговика», «У него морковкой нос», «Жил да был снеговичок», «К нам снеговик пришел домой», «Снеговик-снеговичок», «Из пушистого снежка», «Удивился снеговик», «На дворе полно снежка», «Мы слепили снеговик», «Вот слепился снеговик», «Снеговик собрался прочь», «Новый год!», «Задача наша нелегка», «Снеговик письмо шлет другу», «На полянке снег», «Снеговик-снеговик».

   

  • Чтение произведений:  

«Находчивый друг» Ирис Ревю, «Сказка про непослушных снеговиков», «Как снеговики солнышко искали», «Сказка о снеговиках» В.Глухих, «Сказка про Снеговика» Сотникова Р.Н., «Снеговик» Скребицкий Г., «Сказка про снеговика: почему опасно быть непослушным», «Как друзья снеговика спасали», «Любопытный снеговик», «Сережа и снеговик» М.Шкурина, «Снеговик» Г.Х.Андерсен, «Снеговик – почтовик» В.Сутеев.

Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. Учить изображать тундру, полярное сияние. Подбирать цвета заснеженного поля, ночного неба с проблесками северного сияния. Передавать в изображении фактуру шерсти северного оленя (кусочки серой и белой пряжи). Продолжать знакомить с частями тела животного, с особенностями внешнего вида северного оленя (голова вытянутая, на голове длинные рога, овальные уши, большие глаза, овальное туловище, четыре длинные, тонкие, прямые ноги с копытами, короткий хвост). Учить вырезать из прямоугольников овалы; собирать животное из частей, передавая позу, движения; составлять композицию. Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемого животного (серый с белой «гривой»); развивать умение ритмично наносить точки с помощью ватных палочек, изображая снегопад; развивать эстетическое восприятие. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.   Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

способствовать развитию творческого потенциала детей и их родителей.

  • Драматизация сказки: «Снеговик-почтовик».
  • Рисование: «Снеговик - озорник».
  • Аппликация: «Снеговики».
  • Лепка: «Снеговик печенье».
  • Просмотр мультфильмов «Когда зажигаются елки?», «Снеговик - почтовик»; познавательного видео про историю появления снеговика.

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать умение бегать в разных направлениях. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

  • Подвижные игры: 

«Снеговик», «Снежки», «Замороженные», «Льдинки, ветер и мороз», «Не будите медведя», «Снег кружится», «Дед Мороз», «Зимние забавы», «Не заморозь руки», «Снежинки и ветер», «Не упади на льду!», «Снежная карусель», «Зима пришла», «Берегись, заморожу!», «Найди Снегурочку», «Мороз Красный нос», «По снежному мостику», «Снежиночки-пушиночки».

  • Физкультминутки:

 «Снеговик», «Лепим мы снеговика», «Снегурочка в лесу жила», «Зимушка – зима», «Летом мороз в морозилке живет», «Колет лед ледокол».

  • Пальчиковые игры: «Мы с тобой снежок слепили», «Раз, два, три», «Копаю, копаю, лопаткой снежок», «Ветер тучу-мельницу», «Маша варежку надела», «Белый пух», «Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Снеговик», «Зимой», «Пришла зима», «Падал снег на порог», «Снежки», «Взяли дети белый ком», «Снежинка».

 

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Веселые снеговики»;

- изготовление украшений по теме для оформления группы к празднику;

- разучивание стихотворений о снеговике;

- оформление зимнего участка на тему «Забавные снеговики».

3-й этап. Заключительный.

  • Поощрение участников выставки «Веселые снеговики».
  • Подведение итогов проекта, оформление группы и участка.
  • Тематическое занятие «Наш друг Снеговик».

Дети знают и называют:

- историю появления Снеговика;

- День Снеговика – 18 января;

- отличительные признаки северного и лесного оленя;

- признаки зимы, зимние забавы;

- дети стали более самостоятельны;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «СНЕГОВИК - ОЗОРНИК, КОЛОБОК – СНЕЖНЫЙ БОК »

Предварительная работа:  Рассматривание иллюстраций по теме, чтение рассказов о зиме, чтение и заучивание стихов,  прослушивание музыкальных произведений, наблюдения на прогулке, загадывание...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Сценарий новогоднего утренника в группе раннего возраста «Снеговик – озорник»

Новогодний утренник для детей 2-3 - х лет с участием деда Мороза и Снеговика....

Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе Тема: «Снеговик-озорник»

Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группеТема: «Снеговик-озорник»...