итоговое
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лещук Антонина Геннадьевна

дети с помощью глобуса перемещаются в прошлое, настоящее и будущее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл итоговый НОД781.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»

Конспект занятия в старшей группе №4

Сохраним жизнь на Земле.

C:\Users\User\Desktop\ЭКОЛОГИЯ\6742_ba7a3bb10b5191859b517fdf96cc4e5c.jpg

                                     Подготовила:

                                                                                                 воспитатель

                                                                                               Лещук А.Г.

Саранск

2022

Итоговое занятие в старшей группе №4 за 2011-22 уч.г.

Сохраним жизнь на Земле.

Образовательная область: познавательное развитие.

Форма образовательной деятельности: итоговый ООД.

Вид занятия: экологическое воспитание.

Цель: Обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности о причинении вреда живому миру планеты Земля.

 Задачи:

   Обучающие: Обобщить знания детей по экологическому воспитанию. Дать детям полное представление о «Красной книге». Выявить причины вымирания животных. Формировать экологическую культуру у детей. Закреплять навыки составления композиции

   Развивающие: Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения. Развивать мелкую моторику пальцев рук, навыки свободного общения со взрослыми и детьми, эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес.

  Воспитательные: Воспитывать бережное отношение и сочувствие к живой природе.

  Интегрируемые образовательные области:

ОО «Речевое развитие»

    Развивать умение детей слушать рассказ о морских коровах.  Побуждать детей к ответам на вопросы педагога. Продолжать работу по обогащению словаря.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

    Закреплять знания правил безопасности, представление об опасных предметах. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

ОО «Познавательное развитие»

    Обобщить знания детей по экологии. Продолжать знакомить с Красной Книгой. Развивать восприятие, умение выделять свойства предметов. 

ОО «Физическое развитие»

    Совершенствовать физические качества посредством разнообразных форм двигательной деятельности, развивать активность.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    Развивать воображение при составлении композиции, воспитывать любовь к природе.

Словарная работа:

Активизация в речи слов: морские коровы, динозавр, мамонт, водоросли, кораблекрушение, браконьер, нефть, коллаж, исчезающие, вымирающие.

Закрепление в пассивном словаре слов игры «Море волнуется раз»

Предварительная работа: Проведение ООД по экологии. Знакомство с Красной книгой. Прогулки. Составление коллажа. Просмотр слайдов с изображением

редких животных, птиц, растений, насекомых, древних животных. Проведение дидактических игр по экологии, физминуток, подвижных игр.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: оборудование для проведения эксперимента (2 миски с чистой водой, мусор, масло, 2 перышка, пинцет), красная книга России, глобус.

Раздаточный материал: картинки с изображением природного мира, кисточки, клей, клеенки, салфетка, два листа форматом А-3

Оборудование: проектор, экран, слайды, колонка.

Форма проведения: групповая

Методические приемы

Словесный: организационный момент, художественное слово, объяснение, беседа, чтение рассказа, игры, поощрение.

Наглядный: показ древних животных, редких и исчезающих видов природного мира,

Практический: проведение опыта, самостоятельное выполнение детьми коллажа.

Мотив детской деятельности: проблемно-игровой

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Воспитатель:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй милая земля!

Здравствуйте мои друзья!

В.  Ребята, посмотрите пожалуйста, и скажите, что у меня в руках!

Дети обращают внимание и отвечают.

В.  Правильно, это глобус – модель нашей планеты Земля. Кто населяет нашу планету? (ответы детей) Да ребята, нашу планету населяют мир людей, мир животных, растительный мир.  Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. И животные были совсем другие. Вы хотите поближе познакомиться с древним миром планеты? Я приглашаю вас в небольшое путешествие в прошлое. Садитесь в нашу машину времени. (Кручу глобус)

Дети активно эмоционально настроены. Дети усаживаются на стульчики перед экраном.

2.Основная часть.  

2.1 В. Раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные (какие?) (ответы детей) динозавры, мамонты. (показ слайдов) C:\Users\User\Desktop\нод спасем землю\1.jpg

В. Все эти древние животные вымерли. Как вы думаете, почему они вымерли? (ответы детей) Начался ледниковый период, было очень холодно, животные лишились воды и питания. Это и привело

к их вымиранию.

2.2 В. Неизвестный автор написал рассказ об одном виде животных, которые вымерли по вине человека.

Читаю рассказ «Морские коровы» (показ слайдов)

C:\Users\User\Desktop\нод спасем землю\27.jpg C:\Users\User\Desktop\нод спасем землю\28.jpg  C:\Users\User\Desktop\нод спасем землю\29.jpg  C:\Users\User\Desktop\нод спасем землю\30.jpg  C:\Users\User\Desktop\нод спасем землю\31.jpgC:\Users\User\Desktop\нод спасем землю\32.jpg

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение корабль.

Моряки спаслись, но им, грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками.  Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода.

      Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой. Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись,

что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

2.3 В. Ребята, это очень грустный рассказ, я смотрю вы все загрустили, я хочу поднять вам настроение и приглашаю вас на подвижную игру «Море волнуется раз»: надо изобразить фигуру какого-нибудь древнего животного.

2.4 В. Ребята, нам необходимо вернуться обратно в наше время, чтобы больше узнать о том, как живут животные сейчас. Занимайте места в машине времени. (Кручу глобус) Очень много видов разных животных и птиц были уничтожены людьми. Одних истребили охотники или браконьеры. Кто такие браконьеры? (ответы детей) Люди выстраивают большие города и заводы на земле, где обитают животные. Ради красивых перьев исчезают птицы. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: что животные, птицы, растения могут совсем исчезнуть. Чтобы этого не случилось ученые решили внести редкие виды животного мира в Красную книгу. Вы уже знаете немного о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета? C:\Users\User\Desktop\нод спасем землю\33.jpg

Дети активно демонстрируют свои знания

В.  Предлагаю вам посмотреть какие животные уже начинают исчезать с нашей планеты и занесены в Красную Книгу. (Просмотр слайдов)

В.  Ребята, как и с помощью чего человек может навредить живой природе и животному миру?

Дети отвечают и поясняют свой выбор.

2.5 Дид. игра «Опасности»

В. Сейчас на экране будут появляться картинки, если вы увидите на экране опасные предметы или действия людей, то вы закачаете головой, а если не опасные, то будете хлопать в ладоши.

Дид. игра «Опасности».  Дети выполняют задание.

В. Да, все верно. С помощью всех этих предметов люди загрязняют водоемы, моря, океаны, которые необходимы для жизни подводных обитателей и водоплавающих. Огромные киты, дельфины выбрасываются на берега. Водоплавающие птицы погибают от нефти и масла, которые вытекают из затонувших кораблей. Но, самое главное, что эти предметы так же наносят огромный вред и самому человеку. Если люди не будут соблюдать правила безопасности в лесу, на дорогах, водоемах, то в скором времени они тоже будут относиться к вымирающему виду. Назовите пожалуйста, что является самым необходимым для жизни человека, животного мира, мира растений. Дети отвечают

В. Да! Конечно это вода!

2.6 Опыт «Загрязнение воды».

На столе 2 емкости с чистой водой, мусор, чернила, масло растительное.

В. Предлагаю провести эксперимент, по загрязнению воды.

Предложить детям самостоятельно опустить предложенные предметы в одну из емкостей. Вылить масло и чернила. Обратить внимание детей что произошло с чистой водой. Выяснить будет ли она пригодна для жизнедеятельности.

Опустить перышко в емкость с чистой водой, второе в емкость с грязной водой. Обратить внимание детей на то, птица которая попадет в грязную воду в скором времени погибает и морские жители тоже. (слайды)

2.7 В. А сейчас я предлагаю перенестись в будущее, присаживайтесь в машину времени. (Просмотр слайдов)

2.8 Коллаж «Придумай свой мир»

В. Ребята, вам понравилась природа в будущем? Мне тоже нет. Мы можем с вами это исправить, если будете беречь ее и любить. Предлагаю вам сейчас придумать свой мир, используйте те картинки, которые вам необходимы. На столах предложены на выбор детей картинки цветов, деревьев, насекомых, птиц и животных.

Картинки раскладывают на бумаге картины будущей природы.

3.Заключительная часть. 

В. Молодцы. Красивые картины получились. Я думаю, что когда вы вырастите, то природа будет именно такой, ка на этих картинах. Ну. А нам пора возвращаться в настоящее. Присаживайтесь в машину времени, кручу глобус. Вот мы снова в нашей группе.

4.Рефлексия.

В. Ребята, вам понравилось путешествие?

В. Ребята, расскажите пожалуйста, как некоторые виды животных попали в Красную книгу! Как люди могут им помочь?

5.Дальнейшая разработка темы.

В. Предлагаю вам каждому нарисовать свое любимое животное, которое бы вы хотели сохранить. Потом из ваших рисунков мы составим свою «Красную книгу».

6.Литература.

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева (и др.). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  4. Кнушевицкая Н. А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  5.  Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

6.Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. [Текст]: книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство: Гном и Д», 2002. – 96 с. ISBN: 5-296-00051-Х.

МАДОУ «Детский сад №42»

Самоанализ итогового занятия

 старшей группы №4.

Образовательная область

 «Познавательное развитие».

Тема: «Сохраним жизнь на Земле»

Подготовила:

Лещук А.Г.

воспитатель высшей категории

Саранск

2022

Самоанализ ООД в старшей группе «Сохраним жизнь на Земле»


Цель: Обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности о причинении вреда живому миру планеты Земля.

 Задачи:

   Обучающие: Обобщить знания детей по экологическому воспитанию. Дать детям полное представление о «Красной книге». Выявить причины вымирания животных. Формировать экологическую культуру у детей. Закреплять навыки составления композиции

   Развивающие: Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения. Развивать мелкую моторику пальцев рук, навыки свободного общения со взрослыми и детьми, эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес.

  Воспитательные: Воспитывать бережное отношение и сочувствие к живой природе.


         Анализ целей и задач.

Занятие проводилось в старшей группе. Присутствовало – 13 человек. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

    Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно по основе, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.              Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме .
             На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
            Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
           Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста –25- 30 минут (с учетом разного возраста детей). Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают смену деятельности. Беседа,

 просмотр животного мира, чтение рассказа «Морские коровы» - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время проведения опыта с водой, работа с

составлением коллажа – стоя. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.

           В ООД были интегрированы образовательные области:

ОО «Речевое развитие»: познакомила детей с рассказом «Морские коровы», использовала слова для обогащения активного словаря: динозавр, мамонт, водоросли, кораблекрушение, браконьер, нефть, коллаж, исчезающие, вымирающие.

 ОО «Социально-коммуникативное развитие»: в виде дидактической игры закрепила правила безопасности, провела опыт по загрязнению воды.

 ОО «Познавательное развитие»: закрепила знания по экологии, по умению выделять свойства предметов.  

ОО «Физическое развитие»: провела малоподвижную игру «Море волнуется раз,..».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: предложила составить коллаж «Придумай свой мир»

        В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
         Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
         Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

      На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т.д.
       Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. ООД своей цели достигло. Недочеты: немного не хватило времени из-за того, что дети активно отвечали на вопросы (опрашивала всех желающих).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект итогового досуга во второй младшей группе

Итоговый досуг с использование мультимедийной презентации " В гости к бабушке и дедушке" Презентация не моя, найдена на просторах интернета...

Итоговый педcовет "Итоги работы детского сада за 2010-2011 учебный год"

В материале представлены: план педсовета + презентация в формате pptx...

Конспекты итоговых занятий с использованием схем Т.А.Ткаченко

Цель занятия -  учить детей составлять описательные рассказы с использованием схем-моделей Ткаченко Т.А. Занятия составлены  для детей обычных групп, но могут использоваться и в работе с дет...

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Итоговое дистанционное родительское собрание в средней группе «Итоговое родительское собрание. Вот, что мы умеем!»

Цель родительского собрания: познакомить родителей с достижениями и успехами детей; подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей....

Итоговое родительское собрание "Мы знаем, мы можем" (просмотр итогового занятия для родителей)

Итоговое интегрированное занятие в средней группе «Всё мы знаем и умеем»Тема: «Всё мы знаем и умеем»Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений дете...