Исследовательско-игровой проект в средне-старшей группе № 3 «Умные росточки»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Цель проекта: научить детей выделять пшеницу и рожь из видов злаковых культур, определять качественные характеристики зёрен (структура поверхности, форма, цвет), свойства, научить ухаживать за ростками, дать информацию о применении человеком.

Использовать самые разные виды деятельности детей: игровую, экспериментирование, конструирование, рисование, лепку.

Проблема проекта: Многие дети не имеют понятия как выглядят зёрна пшеницы и ржи, не могут их отличать и называть. «Как выглядят зёрна пшеницы и ржи?», «Как их сажать», «Как они растут», «Как их использует человек?»

 

https://youtu.be/ZFPvtQ7SmYc

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_umnye_rostochki.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательско-игровой проект в средне-старшей группе № 3 «Умные росточки»

Авторы проекта: Ильюшенко Р.Г., Храпина И.А.

         Привлеченные специалисты:

  • музыкальный руководитель Мешалкина С.В.,
  • физкультурный руководитель Шуровская Т.Е.

Тип проекта: информационно-исследовательский, игровой.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.

Место проведения: помещение группы, спортивная площадка, участок для прогулок.

Сроки проведения: с 04.08.2022-26.08.2022г.

Количество участников проекта: 18 детей группы и их родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Вид проекта: групповой, семейный.

     

Цель проекта: научить детей выделять пшеницу и рожь из видов злаковых культур, определять качественные характеристики зёрен (структура поверхности, форма, цвет), свойства, научить ухаживать за ростками, дать информацию о применении человеком.

Использовать самые разные виды деятельности детей: игровую, экспериментирование, конструирование, рисование, лепку.

Проблема проекта: Многие дети не имеют понятия как выглядят зёрна пшеницы и ржи, не могут их отличать и называть. «Как выглядят зёрна пшеницы и ржи?», «Как их сажать», «Как они растут», «Как их использует человек?»

Познавательное развитие

• Способствовать формированию интереса к экологии, к процессу прорастания зёрен.

• Познакомить детей с жизнью растений.

• Воспитывать бережное отношение к природе и труду человека.

• Уточнить и расширить представление детей о пшенице и ржи.

• Расширить представления о растительном мире.

• Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Речевое развитие

• Обогащать и расширять словарный запас детей. Познакомить с новыми словами: гумус, лаборант, укоренение.

• Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование числительных с существительными, с глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.)

• Развивать умение составлять рассказ о росточке.

• Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих.

Социально – коммуникативное развитие

• Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта

• Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

• Способствовать соединению деятельности каждого воспитанника друг с другом, с воспитателем, с группой.

Художественно – эстетическое развитие

• Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции.

• Привлекать детей к оформлению выставок в группе.

• Познакомить детей с песнями о хлебе различных композиторов, обогащать внутренний мир ребёнка посредством детских музыкальных произведений;

Физическое развитие

• Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения подвижных игр и упражнений.

• Развивать пальчиковую моторику в процессе рисования и лепки.

Планируемые результаты:

Повышение уровня знаний по экологии у детей;

Освоение детьми процесса прорастания пшеничных и ржаных зерен в условиях детского сада.

 

                            Подготовительный этап.

-Родители приготовили землю, песок;

-заготовили зёрна пшеницы и ржи; проводили беседы с детьми дома об опытных лабораториях, о профессии лаборанта;

-родители вместе с детьми выполняли домашние задания: подбирали материалы по темам «Злаки», «Интересно о растениях»;

-воспитатели готовили пособия и инвентарь: колоски из картона, лупы, контейнеры для ростков (на каждого ребёнка), презентацию;

-подготовили материал: стихи и загадки о злаках;

-муз. Рук. подбирала музыку и песни, движения для муз. игры;

-физ. Рук. подбирала игры, и готовила инвентарь для их проведения.

                                 Основной этап.

-Дети, играя, знакомились со злаковыми культурами;

-провели цикл занятий и дидактических игр о растениях, цветах, злаках, травах (СРИ «Магазин цветов», ДИ «Собери букет», «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Собери растение».;

-рассматривали иллюстрации с видами злаковых культур и обсудили по вопросам;

-организовали посадку в почву зёрен ржи и пшеницы;

-ухаживали за росточками;

-исследования, опыты.

                         Заключительный этап.

-Итоговое занятие лепка «Цветочки в горшочке»;

-подарок «Росточки в горшочке»;

- видео-презентация проекта.

                                                    Опыты.

  1. Изучение почвы: земля, песок.

а) Почва – верхний слой земной коры, способный производить урожай, «живая земля». Почва снабжает растения питанием, водой, воздухом, обладает плодородием.

Берём лупу и рассматриваем землю. Что видим? Обнаружили много разных мелких организмов, о существовании которых дети и не подозревали. Увидели кусочки перегнивших листьев, веточек и травы – перегной или по-другому гумус - невероятно полезные для растений вещества.

       б) Трогаем почву руками. Какая она? Тёплая (её нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет светло-серый или светло-коричневый, пропускает воду и воздух. Земля состоит из песка, глины, в ней есть камни. Если вскопать, она станет рыхлой, в ней быстро прорастут семена, корни будут свободно ветвиться. Земля отличается по цвету, качеству корней растений, по форме и величине комочков. Комочки – частицы, склеенные между собой, как кирпичики цементом.

в) Польём землю из лейки (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать её, рассмотреть. Земля потемнела, стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала мокрой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

г) Растворяем почву в большом количестве (0,75 л. банка) воды. Видим ниточки-корешки, которыми растения высасывают из почвы питательные вещества, воду, воздух; др. Вывод: почва нужна растениям, чтобы укрепляться в ней корнями и расти. Чем темнее почва, тем больше в ней перегноя – гумуса и тем она пригоднее.  

  2. а) Рассматриваем песок через лупу: коричнево-жёлтого цвета, рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зёрен кварца, полевых шпатов и мелких частиц иных твёрдых минералов. Форма песчинок разная. Возьмём песок в руки – он сыпучий. Горсть сухого песка выпустим струйкой в одно место. В месте попадания образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Вывод: песок сыпучий, может двигаться. Понаблюдать «песочные часы».

б) Разровняем площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности насыплем песок через сито. Погрузим без надавливания в песок какой-нибудь тяжёлый предмет (ключ) и карандаш. Обратим внимание на глубину следов, оставшихся от предметов на песке. А теперь встряхнём песок. Проделаем с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок предметы погрузились вдвое глубже, чем в рассеянный. Вывод: рассеянный песок плотнее разбросанного. Отпечаток тяжёлого предмета будет на нем более отчётливым.

в) Польём песок из лейки. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

На банку ставим воронку, положим немного ваты, до половины насыпаем песок. Нальём доверху воды. Наблюдаем: песок хорошо пропускает воду. Вода маленькой струйкой просачивается в банку. Вывод: песок рыхлый, хорошо пропускает воду, быстро высыхает.

Попробуем скатать «колбаски» - не получается, в шарик тоже не скатывается. Песок скрипит. Если разбавить песок большим количеством воды (в баночке), то получится «каша-малаша». Из песка можно строить, лепить что-нибудь.

3. а) Рассматривание семян пшеницы и ржи и посадка его в перегной. Дети рассматривают семена через лупу: продолговатые, золотистого и серебристого цветов, пшеница – гладкие, рожь - шершавые; трогают руками: тёплые, немного покалывают острыми концами.

Дети опускают пророщенные зёрна в землю: берут одно семя, втыкают его глубоко в землю, чтобы только кончик был виден. Другое воткнем близко от первого, рядом еще одно. Засыпаем семена землей, поливаем и ставим на окно, где много света и тепла.

 

Конспект исследовательской деятельности

Цель:

Закрепить и обогатить знания детей о росте растений, организовать наблюдение за прорастанием семян в почве.

Учить самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы.

Воспитывать любовь и уважение к природе, бережное отношение к земле и ее обитателям. Вырабатывать навыки ухода за растениями: копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями.

Словарная работа:

 Ввести в словарь детей новые слова: гумус, лаборант, укоренение.

Предварительная работа:

 За два дня до занятия залить зёрна небольшим количеством воды.

Вести наблюдение за прорастанием семян и развитием растений, зарисовать результаты.

Рассказ воспитателя о профессии лаборанта.

Чтение произведений художественной литературы о злаковых культурах.

Просмотр презентации о злаковых.

Материал и оборудование:

Стаканчики с землей, емкости с проросшими семенами, пинцет, увеличительные стекла (лупы), пакет с почвой, совочки, воронки, прозрачные баночки, зёрна пшеницы и ржи, вода в лейке, альбомные листы, карандаши, мелки, аудиозапись для создания музыкального фона на занятии,

 Ход занятия.

Воспитатель вносит в групповую комнату емкости с проросшим зерном.

- Ребята! На прошлой неделе мы с вами приступили к новым экспериментам. В чем они состояли?

Дети: Мы залили зёрнышки водой, для того, чтобы они проросли.

В-ль: Что такое опыты, и как называется профессия людей, которые их проводят?

Дети: Опыты – это когда проводятся исследования, наблюдения. Профессия – лаборант.

В-ль: А чем обычно занимаются лаборанты?

Дети: Проводят опыты в лабораториях, следят за изменениями внешнего вида растений и веществ во время опытов и устанавливают их причины, размер растений, их количество, записывают все полученные результаты.

В-ль: Перед нами была поставлена познавательная задача: понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытными экземплярами. Итак, ребята, взгляните на наши тарелки, где мы с вами замочили зёрна. Что вы видите?

Дети: В тарелках выросли ростки. Это проросли зёрна.

В-ль: В какую почву мы с вами сейчас посадим проростки?

Дети: В землю (чернозем).

В-ль: Что мы увидим, если рассмотрим землю в лупу?

Дети: Мы видим кусочки перегнивших листьев, веточек и травы.

В-ль: Эти перегнившие вещества невероятно полезны для растений. Называются они гумусом. Именно гумус – перегной - делает землю пригодной для роста растений. Поэтому в емкости с землей ростки зеленые и крепкие. Потрогайте руками почву и скажите, какая она.

Дети: Теплая (ее нагрело солнце), сухая (в руках рассыпается), цвет светло-серый.

В-ль: Что произойдет, если почву полить?

Дети: Она станет темной, мокрой и уплотняется.

В-ль: Что происходит с почвой в большом количестве воды?

Дети: Она растворяется, вода становится мутной, грязной, непрозрачной. В ней видны какие-то корешки, ниточки (это остатки от корешков растений). Этими корешками растения всасывают из почвы питательные вещества, воду.

В-ль: Земля нужна растениям, чтобы укрепляться корнями и расти. Чем темнее почва, тем больше в ней перегноя – гумуса и тем она пригоднее для растений, в ней больше питания, необходимого растениям. Это мы подтвердим опытным путем.

Реб.: А мы возьмем росточек и в землю поместим, питательной средою растение укрепим.

В-ль: Что ж, посмотрим, что из этого получится. Пересадим растения в контейнеры с землёй. Мы ее уже приготовили. Что мы сейчас сделаем? (Дети проговаривают процесс пересадки).

Дети: Возьмем нашу вспомогательную палочку-выручалочку, сделаем в земле отверстие, затем очень аккуратно, чтобы не задеть корешки, посадим в приготовленные стаканчики. Аккуратно придерживая росточки, мы их засыпаем и поливаем.

В-ль: Обратите внимание на корешки наших росточков, какие они.

Дети: Беленькие, длинные, их очень много и растут они из одного места, ветвистые.

Во время самостоятельной деятельности детей педагог читает стихотворение:

Чтоб смог росточек распуститься,

В земле он должен поселиться.

А мы польем его водицей –

Пускай скорее укрепится,

Пусть солнышко его согреет,

Пусть урожай скорей поспеет.

В-ль: Теперь вы будете ухаживать каждый за своим растением, наблюдать за ним.

Физминутка.

Уж ты семечко-зерно                                        Дети опускаются на корточки.        

Ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое,

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли,                            Дети медленно встают,

Ты, росток, скорей расти.                               «вырастают»,

Как весною в ранний час                                 потягиваются.

Семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы:                         Поднимают руки над головой,

«Здравствуй, солнце, это мы!».                      машут кистями рук,

Мал росток, еще ребенок,                               опускают руки вниз, наклоняют

Только-только из пленок.                               Голову в разные стороны.

 В-ль: А сейчас, ребята, нам необходимо зафиксировать результаты наших наблюдений. Присаживайтесь за свои рабочие столы. Возьмите, пожалуйста, в руки по два карандаша.

Пальчиковая гимнастика.

Карандаш в руках катаю,                                 Катать карандаши между

Между пальчиков верчу.                                  ладошек.

Непременно каждый пальчик                          Поворачивать карандаш

Быть послушным научу.                                   между пальцами.

Пальцы делают зарядку,                                   Сжимать и разжимать кулачки.

Чтобы меньше уставать,

А потом они в листочке

Будут росточки рисовать.

В-ль: Нарисуйте ту среду, в которой лучше всего, комфортнее будет расти нашим росточкам. (Во время работы детей следить за осанкой, включить тихую музыку для создания фона).  

            Линия длинная нужна,

            Линия вырасти должна,

            И случились чудеса –

            Вдруг из линии простой

            Вырос росточек молодой.

                                                           

        Готовые работы дети раскладывают на столах. Рассматривают рисунки друг у друга, объясняют, где какие ростки выросли и почему.

В-ль: Огород наш так хорош,

           Сорняков в нем не найдешь.

           Возле речки, на пруду,

           На поляне и в саду, -

           Всюду выросли ростки

           Небывалой красоты.

Теперь мы с вами знаем, что самая хорошая почва для растений – земля, наполненная перегноем – гумусом. Сейчас мы пойдем на прогулку и понаблюдаем за клумбами, которые радуют глаз.

Игры с физкультурным руководителем:

Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.

Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.

Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.

Ход:

В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.

Собери урожай

Количество игроков: 2 команды
Дополнительно: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.

Подсолнухи.

Цель: развитие внимания, ритмичной выразительной речи.

Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:

«Солнце светит, дождь идет, Семечко растет, растет. К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек. Небосвод весь обегая, Солнце светит, не моргая.

Земледелец, не зевай, Перемены отгадай!»

Музыкальные игры и песни с музыкальным руководителем:

Музыка Михаила Протасова, Слова Владимира Нестеренко.

О чём мечтают зёрна

О чём мечтают зёрна

Пшеничные в земле?

О дождиках проворных, (2 раза)

О солнце и тепле.

Припев:

Дождик, дождик льёт,

Всё вокруг растёт.

Солнышко светлее –

Зёрнышкам теплее.

Мечтают, чтоб не трогал

Ни град, ни суховей,

Чтоб летом было много (2 раза)

Хороших ясных дней.

О чём мечтают зёрна

Пшеничные в земле?

Стать колосом отборным (2 раза)

И хлебом на столе

Цель: формирование у детей устойчивого интереса к музыке, желание знакомиться с разнообразным репертуаром по заданной теме.

Задачи:        образовательная: познакомить детей с песнями о хлебе различных композиторов, обогащать внутренний мир ребёнка посредством детских музыкальных произведений;

        развивающая: развивать музыкальные способности детей (чувство ритма, интонационную выразительность при исполнении песен, слуховое восприятие), расширять музыкальный кругозор.

Конспект занятия по лепке в средне-старшей группе «Цветочки в горшочке»

Программные задачи: закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной формы; учить передавать характерные особенности строения и окраски цветка; развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, доводить начатое до конца; воспитывать интерес к живой природе.

Материалы: пластилин разного цвета, стеки, доски для лепки, салфетки, комнатные растения.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите, у вас дома растут комнатные растения? (ответы детей).

Воспитатель: А для чего люди разводят комнатные растения? (ответы детей: цветы создают уют, обогащают воздух кислородом).

Воспитатель: Все верно ребята, а какие комнатные растения растут у нас в группе? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы уже поняли, комнатные растения бывают цветущие и не цветущие. Я предлагаю слепить очень красивый цветок - фиалку. Фиалка – это цветущее комнатное растение. Давайте ее хорошенько рассмотрим. Какие цветы у фиалки? (ответы детей: красивые, нежные).

Воспитатель: А, какие они по цвету?  (ответы детей: розовые, фиолетовые).

Воспитатель: Какая у цветка серединка? (ответы детей: желтая).

Воспитатель: Правильно, у нашей фиалки розовые или фиолетовые цветки с желтыми серединками. А еще у фиалки могут быть белые цветки. Что есть еще у фиалки? (ответы детей: листья, стебель).

Воспитатель: Какие листья у фиалки? (ответы детей: зеленые, опушенные).

Воспитатель: Какие стебли у фиалки? (ответы детей: зелёные).

Воспитатель: Чтобы наша фиалка так красиво цвела, за ней необходимо ухаживать. Давайте вспомним, как это нужно делать? (ответы детей: поливать, с листьев смахивать пыль кисточкой, потому что у фиалки опушенные листья, а их протирать нельзя).

Воспитатель: Что у фиалки находится в земле? (ответы детей: корни).

Воспитатель: Корни растений должны дышать, а для этого мы должны рыхлить землю острой палочкой.

Воспитатель: Где живет наша фиалка? (ответы детей: в горшке).

Воспитатель: Какого он цвета? (ответы детей).

Воспитатель: Растения чувствуют доброту и ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Давайте немного отдохнем.

Физминутка «Незабудки».

Под окошком у Анютки (Руки согнуть в локтях, кисти рук перед собой)

Распустились незабудки. (пальцы обеих рук собраны в щепоть)

На цветочках-лепесточках- (раскрыть кисти, растопырить пальчики)

Неба синие кусочки, (руки в стороны.)

Серединки-донышки – (Соединить пальцы обеих рук, округлить.)

Маленькие солнышки.

Пролетала пчелка, (Короткие взмахи руками-крылышками.)

Золотая челка. Села на цветок: (Присесть, руки положить на колени,)

Ну-ка, где медок? (покрутить головой вправо-влево.)

Выглянуло солнце, (Встать, согнуть руки в локтях и высоко)

Разогрело донце, (поднять руки, пальчики-лучики растопырить.)

Медок сварило – (Круговые движения правой рукой.)

Пчелку накормило. (Короткие взмахи руками-крылышками.)

А Анютка - быстроножка (Легкий бег.)

Все увидела в окошко. (Покрутить головой вправо-влево.)

Воспитатель: Ребята в первую очередь нужно слепить горшок. Из пластилина скатаем шар, делаем в нем углубление, и вытягиваем края. Для стебелька и листьев используем пластиковую заготовку. Для серединки цветка отщипываем небольшой кусочек жёлтого пластилина, скатываем в шарик, расплющиваем, и налепляем на стебель. Далее берем розовый или фиолетовый пластилин, отщипываем пять маленьких кусочков, раскатывает в тоненькие колбаски, и начинаем формировать плоские лепестки. Затем объединяем их в одно изделие, располагая на серединке.

Воспитатель: Ребята давайте перед работой разомнем наши пальчики

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне, Руки в вертикальном положении ладони прижаты друг к другу, округлить пальцы

Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальчики в стороны.

Всем лепесткам красоту и питанье Ритмичное движение пальцев- Вместе - врозь.

Дружно дают под землей корешки. Положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести.

Дети приступают к работе.

Подведение итогов: Рассматривание цветов, выставка детских работ.

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в первой младшей группе «Умные пальчики»

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх. Формировать сенсомоторные способности детей на основе предметно-развивающей среды....

Творческо – исследовательский проект для средне–старшей группы «Мы - маленькие огородники!»

В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. Поскольку мы работаем с детьми средне – ...

Краткосрочный проект для детей младшей группы "Умные игры"

Проект разработан в помощь педагогам и родителям...

Проект для средней, старшей и подготовительной групп "День Победы"

Проект для средней, старшей и подготовительной групп "День Победы"...

Проект во 2 младшей группе "Умные игры"

Проект "Умные игры" с использованием технологии Воскобовича В.В. "Сказочные лабиринты игры"....

*ПРОЕКТ тематической недели науки в детском саду Хочу все знать" проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)*

Совершенствование работы детского сада по познавательному развитию детей дошкольного возраста путем вовлечения их в практико-познавательскую деятельность; развитие познавательной активности и любознат...

Краткосрочный исследовательско – игровой проект в средней группе «Умные росточки».

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста.Мы знакомим детей с окружающим миром,...