Исследовательская работа «Путешествие капельки»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Липатова Елена Викторовна

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!»

Исследовательская работа «Путешествие капельки»

                                                                                                             Авторы: Тылипцева Даша

                                                                                                                                  Горбачева Ангелина

Руководитель: Липатова Елена Викторовна

воспитатель высшей категории

МБДОУ «Детский сад №6

г.Калининска Саратовской области»

г.Калининск

2021 г.

Актуальность:

     Дети, по своей природе, любознательны, активны, им все хочется знать, поэтому они постоянно задают вопросы.  Их интересует всё на свете. Одним из первых природных материалов, с которым встречается ребенок в своей жизни, самым близким и доступным является вода. Она дает ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытье рук, тела, для стирки белья, для поливки растений.

Детям очень нравится проводить  эксперименты с водой.

Мы решили расширить имеющиеся понятия о воде у детей. Так появился проект «Путешествие капельки», который в доступной форме, для детей средней группы, рассказывает о круговороте воды в природе.

Цель исследовательской работы:

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать, углубить и расширить знания детей о воде. Показать детям  свойства воды при помощи опытно - экспериментальной деятельности;

- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;

- познакомить детей с различным состоянием воды в природе (дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т. д.)

Развивающие:

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

- развивать наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы на основе полученного результата;

- расширять словарный запас детей.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к живой природе.

- воспитывать интерес к познавательной деятельности;

- воспитывать потребность в сотрудничестве со взрослым и сверстниками.

Продолжительность исследовательской работы: краткосрочный (1 неделя).

Тип исследовательской работы: познавательная, творческая, исследовательская, индивидуальная.

Участники исследовательской работы: дети средней подгруппы, воспитатель.

Возраст детей: 4 - 5 года.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Материально-техническое оснащение:

Фотоаппарат, компьютер, мультимедиа.

Наборы для экспериментирования, для детского художественного творчества.

Подбор художественных произведений.

Предполагаемые результаты:

-  углубление знаний и представлений детей об окружающем мире, в том числе и о воде;

 –  формирование понятий о состоянии воды в зависимости от времени года;                

–  углубление знаний о круговороте воды в природе;

-   сохранение интереса к дальнейшему экспериментированию.

Этапы проектной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей в проекте

Постановка проблемы

Везде и всегда нас окружает вода. А что такое – эта вода? Как она попадает к нам? Почему идёт дождь, и вода в реке не вытекает совсем? Все эти вопросы, которые задают дети, очень увлекательны. И чтобы ответить на них – требуется много сил.

Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, снег и др.), показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Раскрыть некоторые свойства воды, обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Так, путем логической цепочки мы предположили, что мы много не знаем о воде.

Дети выявили проблему: «Почему летом идет дождь? Зимой снег? Куда делась вода из лужи?».

Постановка проблемы

Определение цели деятельности

На данном этапе с помощью наблюдений и бесед был выявлен уровень сформированности знаний у детей о значении воды в жизни человека и представлений о том, что вода важна для всех живых существ; что вода находится вокруг нас независимо от времени года.

Вовлечь детей и родителей в процесс изучения свойств воды.

Дать знания детям о воде и ее свойствах.

Конкретный замысел

Дать знания о воде, ее свойствах, значении для всего живого.

Познакомить с различными опытами с водой.

Планирование

Понедельник - Просмотр мультимедийной презентации «Вода».

Мультфильм « Круговорот воды в природе путешествие капельки»

Просмотр презентации и мультфильма, беседа, направленная на выявление знаний детей о воде.

Вторник –  Организация познавательной деятельности детей.

На данном этапе использовали следующие формы работы с детьми:

- беседы, рассматривание иллюстраций;

- чтение художественной литературы;

- комплекс организованной образовательной деятельности;

- проведение опытов;

- наблюдения;

- проведение занятия «Путешествие капельки»

- подвижная игра «Ручеек»

- пальчиковая игра «Дождик, дождик веселей»

- дидактические игры

Дидактические игры:
«Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?», «Где спряталась вода?»

Игровые упражнения:

«Ручеёк», «Волны», «Подскажи словечко». Хороводная игра «Ходит капелька по кругу».

Чтение:   Сказки: «Как люди речку обидели», «Родник», Мария Шкурина «Сказка про капельку»).

Рассматривание плакатов: «Ходит Капелька по кругу», «Кто живет в воде».

Знакомство с загадками. 

Разучить стихотворения  

Т. Маршаловой  «Вы слыхали о воде?»

Пальчиковая игра «Дождик, дождик веселей»

Среда -  день творчества.

Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

«Рисование «Живые облака»,

«Снежинка» (рисование пластилином), «Снеговик» (рисование ватными палочками).

Подвижная игра  «Караси и щука».

Четверг -  организация опытно – экспериментальной деятельности.

Подготовить необходимый материал для проведения опытов и экспериментов.
Проведение инструктажа с детьми по охране жизни и здоровья ребенка.

Занимательные опыты с водой

Опыт №1 «Откуда берётся вода?».

Опыт №2 «Помощница вода».

Опыт №3  «Вода нужна всем».

Опыт №4  «Вода бывает тёплой, холодной и горячей».

”Опыт №5 «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

Опыт №6   «Пар — это тоже вода».

Опыт №7  «Откуда берётся иней?».

Опыт №8 «Почему исчезает вода?»

 Опыт 9 «Ходит капелька по кругу».  

Пятница – организация познавательной деятельности на прогулке.

Консультация для родителей «Экспериментирование и опыты с водой с детьми»

Наблюдение на прогулке.

Экспериментирование дома.

Реализация проекта и постоянная рефлексия

Ежедневно, индивидуальная и самостоятельная работа в режимных моментах, взаимодействие с родителями, работа над сказкой «Путешествие Капелек» см. приложение №1

Ежедневно - обсуждение «Что нового мы сегодня узнали и где это нам пригодится»

Совместная деятельность педагога и воспитанников.

Анализ результатов и презентация

Выявление сильных и слабых сторон в проекте, степени заинтересованности детей, знания и навыки детей, которые сформировались в ходе реализации исследовательской деятельности.

Впечатления детей.

Список литературы  

   Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области», разработанная  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

http://nsportal.ru/ - выбор стихов, опытов

maam.ru   - выбор опытов, игр

infourok.ru  - выбор стихов

youtube.com – выбор мультфильмов

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.

Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2012.

Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Средний дошкольный возраст. – М. : Пед. общество России, 2005

Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет: практическое пособие» ТЦ «Учитель», 2002,

 Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

 Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. «Организвция опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»

Рыжова, Н.А. Волшебница вода Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников / Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997

Приложение №1

Сказка «Путешествие Капелек»

Высоко-высоко в небе жили-были две подружки - Капельки. Они были маленькие и легко летали по воздуху. Однажды капельки встретили других маленьких капелек. Их было много, они пригласили их поиграть вместе с ними.  Капельки  стали кружиться, они кружились все быстрее и быстрее и превратились в маленькое облачко. Легкий ветерок понес облачко по небу. День ото дня облачко становилось все больше и больше и превратилось в большую тучу. В тучке капелек было так много, что они уже не могли держаться вместе и пролились на землю дождем.

Одна Капелька упала на землю и попала в лужу, а другая Капелька отстала от других капелек дождя и попала в ручеек.

- «Ну, вот и все, - подумала первая Капелька, - больше я никогда не увижу свою подружку».

- «Как жаль, что мы потерялись» - думала другая Капелька.

Вскоре дождь закончился. Выглянуло солнышко и пригрело землю. Лужа под жаркими лучами солнца стала испаряться, другими словами – превращаться в пар. Капелька опять стала легкой, и плавно парила вверх к облакам. «Я лечу…», - прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от Земли, то почувствовала, что становится прохладно.

«По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», - подумала Капелька…

А ее подружка вместе другими капельками начала путешествие вместе с ручейком. Ручеек влился в речку, речка потекла в море, а море слилось с океаном. А вместе с ними и Капелька. . Но солнышко осветило всю Землю. Протянуло лучики-ладошки к Капельке,  превратилась наша Капелька в пар и вернулась Капелькой воды на небо. Она долго летала в поисках своей подружки и нигде не могла ее найти.

Подул холодный северный ветер. Ветер стал сгонять капельки в облако, облако опять превратилось в тучку и капельки стали падать на землю маленьким холодными льдинками – снежинками. Днем, когда пригревало солнышко, снежинки таяли, а ночью от мороза превращались в лед. Так продолжалось всю долгую холодную зиму.

Но вот на землю пришла весна. Солнышко своими горячими лучиками растопило лед и снег, превратив все в воду. Воды было много, и под жарким солнцем она стала превращаться в пар и легкие капельки воды опять полетели на небо. И тут случилось чудо! Две подружки, две маленькие Капельки опять встретились.

- «Как я рада тебя видеть. Разве ты не погибла?» - сказала первая Капелька.

- «Что ты, я столько путешествовала, столько увидела и узнала нового. Я все тебе расскажу»,- ответила другая Капелька.

Они решили, что теперь никогда не потеряют друг друга. Они были очень счастливы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект "Путешествие капельки"

Проект "Путешествие капельки " помог на доступном и интересном для детей материале решить важнейшие задачи: формирование познавательной и творческой активности, интеграция задач речевого раз...

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности "Путешествие капельки воды" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формировать  представления детей о воде  и её свойствах через исследовательскую деятельность....

Конспект НОД с использованием исследовательского метода "Путешествие капельки"

Тема НОД: путешествие с капелькойПрограммное содержание:Цель: создание условий для знакомства со свойствами, назначением и применением воды. Образовательные задачи.1. Продолжать знакоми...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №135 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развит...

Познавательно-исследовательский проект "Путешествие капельки"

Цель проекта: Формирование начальных форм экологической культуры. Формирование навыков исследовательской деятельности....

НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности " Путешествие капельки"

Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности. Подготовительная группаВоспитатель : Филипенко Е.П.Тема: «Путешествие капельки» Цель: Уточнить представление о т...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие капельки".

Цель: продолжать знакомить детей со  свойствами воды; расширять представления о значении воды в жизни человека. Развивать способность анализировать, сравнивать, делать умозаключения, строить логи...