Проект "Огород на подоконнике"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Сыч Евгения Юрьевна

Проект "Огород на подоконнике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ogorod_konechnyy.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»

г. Белгорода

Познавательно - исследовательский проект

в средней группе общеразвивающей направленности №5

 «Огород на подоконнике»

Воспитатели:

Устьянова А.А.

Сыч Е.Ю.

2022 г.

Содержание:

I. Введение… …………………………………………………………………...…3

2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..3

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..5

4.  Этапы реализации проекта программы……………………………………....7

6. План мероприятий ………………………………………………………..……7

7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12

8. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13

9. Выводы …………………………………………………………………….….13

10. Литература …………………………………………………………..………14

11. Приложение .....................................................................................................15

Введение

        Весна – прекрасное  время года. Интересно наблюдать за изменениями  в природе. Постепенно исчезает снег, журчат ручьи, птицы возвращаются из тёплых стран. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

      Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

       Работа над проектом  пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

     «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»

                                                                        В.А. Сухомлинский

       Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.

       Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность создания проекта

      Одной из основных задач, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является трудовое воспитание дошкольников. Трудовое воспитание дошкольников  – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.

       Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное – ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное – если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно.

       Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о необходимых условиях для роста растений, о том где они растут; их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.       Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, научатся отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего "лечения". Научившись понимать  состояние растений, ребенок  будет сочувствовать и ухаживать.

       Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Только объединившись можно добиться положительных результатов!

   Одной из главных целей образования  в детском саду  является подготовка воспитанника, способного к успешному продолжению обучения в начальной школе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в условиях вызовов быстро меняющегося мира.

      Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Огород на подоконнике». Предварительный мониторинг показал, что 80% родителей имеют садовые участки, но в посадке и выращивании овощей и зелени ребенка не привлекают. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о растениях, нет четкого представления о витаминах для нормального функционирования организма, не сформированы знания о профессиях, связанных с сельским хозяйством, овощеводством и садоводством, не сформированы целостные представления о здоровой пище. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению многих родителей (70%) ребенок еще очень мал   для этой трудовой деятельности. Всего лишь 14% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 18%- исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний в области трудового воспитания и обучения детей.

        На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 26% родителей, низкий уровень - 74%.

       Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на обогащение  познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.     Цель проекта: формирование у детей среднего дошкольного возраста основных поведенческих навыков, направленных на формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для овладения навыками культуры здорового питания и развития свободной, творческой личности ребенка.

Тактические цели:

1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «культурное растение» через различные виды деятельности.

2. Сформировать понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами - витаминами.

3.  Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи проекта:

1. Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде. Формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

2. Познакомить с  витаминами и их наличие в овощах.

3. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков). Развивать познавательные и творческие способности.

4. Обобщить и систематизировать полученные знания о культурных растениях.

5. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

6. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

7. Привлечь родителей к совместной деятельности по изучению трудового воспитания дошкольников.

Ожидаемые результаты

1. У детей сформированы осознанные потребности в общении с природой.

2. Сформированы представления о культурных растениях, об их уходе, о росте растений в комнатных условиях.

3. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.

4. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.

5. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.

6. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.

Продукт

       Выставка рисунков и поделок "Витамины в нашем огороде". Совместная детско-родительская высадка огородных культур в огород на улице.

ПРИНЦИПЫ  ПРОЕКТА

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

       Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на  10  недель: с 29.03.2022г. по 03.06.2022г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Выявление первоначальных знаний детей о культурных растениях. Подбор литературы о чистоте, здоровье, болезни, питании, фотографий, плакатов, рисунков.

29.03 -30.03

2.

Практический этап

Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «культурные растения», «огород», «полезные продукты», «витамины», «сельское хозяйство», «овощеводство», «садоводство»

31.03 - 06.06

3.

Обобщающе - результативный этап

Подведение итогов: высадка огородных культур

01.06

4.

Презентация проекта

Организация выставки семейного фотоальбома «Простые рецепты для правильного питания»

03.06

План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

Игра-хоровод «Огородник и воробей»,  «Овощи», «Сортируем овощи», «Собери урожай»,  «Что сажают в огороде»

«У Лариски две редиски», «Апельсин», «Огород», "Овощи",  " Фрукты", " В нашем огороде", "Салат", " На базар ходили мы", "Репка", "Капуста"

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Подвижные игры

Пальчиковые игры

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Цель:  расширять знания о пользе витаминов, закрепить знания о полезных и вредных продуктах. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

 

«Таблетки растут на грядке»

Цель: формирование знаний об овощах, познакомить с понятием витамины, вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь.

«Что необходимо роста растений»,

«Об овощах и фруктах», «Неизвестная Морковь», Правило ухода за овощами»

Цель: Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о культурных растениях. Подвести детей к пониманию того, что люди выращивают овощи и фрукты для пищи.

Беседы

«Картинки-загадки», «Разрезные картинки»,

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

«Фруктовый сад»

Цель : развивать речь, навык классификации; познакомить с растительным миром.

"Вершки-корешки" (разрезные картинки),  «Овощи», Лото «Фрукты-овощи», Домино «Огород»

Цель: развивать внимание, память, логическое мышление.

Настольно-печатные  игры, работа с родителями

 

«Картинки-загадки»

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

«Варим суп, компот, борщ»

Цель : развивать речь, навык классификации; познакомить с растительным миром.

«Кто чем питается?»

Цель: развитие мелкой моторики рук , познавательного интереса, способствовать расширению и активации словаря, а также развитию памяти и мышления.

«Кто чем питается?»

Цель: Закреплять представления детей о пище животных.

«Детки на ветке»

Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Дидактическая игра «Какое время года?»

Цель :учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цель : активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Дидактические игры, работа с родителями

«Повар», «Летнее кафе»

Цель: формировать у детей представление о профессии повара. Познакомить с профессией повар, со значением труда повара, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками. Обогащать знания о столовой посуде. Развивать память, связную речь, логическое мышление, творческие способности детей Воспитывать уважение к труду и результатам труда повара.

«Овощной магазин», «Обед для  для кукол»

Цель: формирование представлений о правильном здоровом питании для нормальной жизнедеятельности организма, о культуре питания; о профессии продавца и связи между профессией и здоровом образе жизни.

Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями

«Огород на окне»

Цель: Формировать представления детей о разнообразии растений и способах их посадки.

НОД

3.

«Познавательное развитие»

ФЭМП

Тема: «Овощи и фрукты»

Цель:совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры ,независимо от их размера.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема: «Овощи с грядки»

Цель : создание благоприятных условий для математического развития детей средней группы (4-5 лет).

НОД

Экспериментальная деятельность

«В почве есть воздух»

Цель: показать, что в почве есть воздух.

«Хитрые семена»

   Цель: познакомить ребенка со способами проращивания семян.

«Что внутри»

    Цель: Показать ребенку, что стебель может проводить воду к листьям.

«Живой кусочек»

Цель: Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

«Сад душистых трав»

Материал: керамические горшки, земля, растения шалфея, базилика, розмарина, мяты, луковичной травы, совок, лейка.

«Посадкой лука

Материал: три одинаковые баночки для посадки луковиц ( старые непроливайки) и три луковицы.

«Ветка в вазе»

  Цель: показать значение воды в жизни растений.

НОД

Конструирование

Тема: «Здоровей-ка»

Цель : Учить детей строить из конструктора по схеме.

Тема: «Морковка для зайчика»,

Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, память, воображение.

НОД

4.

«Речевое развитие»

Тема: «Овощи и фрукты — полезные продукты»

Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах, как о витаминосодержащих продуктах питания.

Тема: «Полезная еда»

Цель: Формирование представлений детей о полезной пище.

Разучивание песни «Есть у нас огород», пословиц, поговорок, потешек, песен, загадок об огороде, овощах и фруктах.

«Составление рассказов об овощах по моделям», «Как я помогаю на огороде»

Составление сказок о луке «Как лучок появился на грядке»

Рассказывание детей по картине

 «Огород»

Викторина «Загадки с грядки»

НОД

Чтение художественной литературы

Пересказ сказки  «Сказка о здоровом питании» В.И. Ковальчук

Цель: учить детей пересказывать небольшое по обьему произведение; добиваться последовательности в изложении содержания.

Чтение: «Капуста» А. Ивойлова, «Как у бабушки на грядке» Л. Громова,

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С.В.Михалков «Овощи»; В.Коркин «Что растёт у нас на грядке», А.Прокофьева «Огород»; русская народная сказка «Вершки и корешки», А. Барто «Морковный сок», И. Токмакова «Купите лук», украинская сказка «Колосок», Э Успенский «Как капусту растили» 

А.Максакова «Посадила в огороде»,

 Т. Казырина «А у нас в саду порядок», Г.

 Юдина “Сказка о том, как овощи воевали”

Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, о труде людей на огороде.

Придумывание сказок про овощи.

совместная деятельность в режимных моментах

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка (из соленого теста)

1. Тема: «Морковка для зайки»

Цель: Развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного творчества с применением пальчиковой гимнастики.

«Овощи на тарелке»

Цель: Развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного творчества с применением пальчиковой гимнастики.

НОД

 

Аппликация

Тема: «Овощи в магазинной тележке»,

Цели: Продолжать знакомить детей с предметами круглой и овальной формы.

 Тема: «Консервирование овощей»

Цели: Продолжать знакомить детей с предметами круглой и овальной формы.

НОД

Рисование

 «Наш лучок» (нетрадиционное)

Цель: Освоение нового способа рисования, нетрадиционное рисование методом «тычка».

 ««Овощной суп»

Цель: Познакомить с многообразием овощей, местом их выращивания, обогащать словарь по теме «Овощи», умение различать их по внешнему виду, цвету.

НОД

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
  • Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
  • Боровская Э.  «Здоровое питание школьника»,  «Эксмо» 2010 г.
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  • Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006
  • Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
  • «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия), составитель Н.И.Крылова
  • Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.
  • Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
  • Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г.
  • Ресурсы сети Интернет
  • https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-zdorovoe-pitanie-zalog-zdorovya-918231.html
  • https://www.babyblog.ru/library/article/ppitanie-vnbspdetskom-sadup
  • https://pitanierebenka.ru/zdorovoe-pitanie-v-detskom-sadu
  • https://mbdou-52.ru/wp-content/uploads/2019/05/Proekt-Ogord-na-podokonnike.pdf

Учебно-методические ресурсы:

  • Игротека;
  • Аудиотека;
  • Библиотека
  • Фонотека

Материально-технические ресурсы:

  • Ноутбук;
  • Опытно-экспериментальная зона;
  • Достаточное количество мебели;
  • Магнитофон.

Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Риски и пути преодоления рисков

Риски

Пути преодоления рисков

Нежелание родителей принимать участие в проекте

Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми».

Недостаток демонстрационного материала

Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет.

Выводы:

       Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о культурных растениях и здоровом образе жизни. Занятия, игры, продуктивная деятельность  обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

       В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература

1. Антонов Ю.Е. Истоки социально-оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник» //Медработник дошкольного образовательного учреждения №1 /2009

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

4.Гогулан Н. «Законы полноценного питания», Москва 2007г.

5. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.– М.: Издательство «Скрипторий» 2003», 2007.

6. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века /под ред. Ю.Е. Антонова и др. М., 2003

7. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.

8.  Монтиньяк М.А. Секреты здорового питания детей / М.: Оникс, 2006.

9. Фолькер Г.С. Энциклопедия правильного и здорового питания / М.:Зебра Е, 2008.

10. Уайт Е. «Основы здорового питания», «Эксмо», 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

Огород на подоконнике.

Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...

Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).

Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....