Консультация на тему: «Создание условий для позитивной социализации воспитанников в ходе режимных моментах»
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Белоусова Елена Александровна

Консультация на тему: «Создание условий для позитивной социализации воспитанников в ходе режимных моментах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Создание условий для позитивной социализации воспитанников в ходе режимных моментах»

 «Ребенок — это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты».

Сергеева Т.В.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». 

Л.Н. Толстой

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на создание условий для успешной социализации дошкольников при сохранении неповторимых личностных характеристик в режимных моментах  каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

Принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей, как система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка, называется «индивидуализация».

А процесс приобщения детей к культуре общества, к соблюдению принятых в нём правил и норм, формирование у него системы ценностей, позволяющей успешно выполнять свои социальные роли и взаимодействовать с окружающими людьми, называется «социализация».

Являясь двумя важными компонентами процесса социального развития, социализация и индивидуализация оказывают друг на друга огромное влияние. Это проявляется, например, в возможности свободной, творческой и интеллектуально развитой личности найти своё место в обществе и успешно реализовывать свой потенциал, но, с другой стороны, человеку, оценивающему свои достоинства выше достижений других людей, трудно найти с окружающими общий язык. Потребность в соблюдении норм и правил, принятых в обществе, может помочь реализации личностных задатков в социально приемлемой форме, а может затормозить проявление индивидуальности. Всё будет зависеть от приобретённого человеком личностного опыта, от социальной ситуации его развития.

Осуществляя образовательный процесс в детском саду, необходимо помнить, что каждый ребёнок неповторим, у каждого есть свои физиологические и психологические особенности, и, в соответствии с этим, возможности; свои интересы, склонности, потребности. Организуя фронтальные и групповые формы образовательной деятельности, необходимо охватить вниманием всю группу детей, не упуская из виду каждого конкретного ребёнка, но, к сожалению, это получается не всегда.

Конечно, меньше временных и душевных затрат требуют регламентированные виды деятельности, авторитарный подход, субъект - объектная форма взаимодействия. Быстрее сформировать послушание, чем дисциплину; проще провести занятие, чем руководить творческой игрой; легче научить ребёнка отвечать на вопросы, чем задавать их. Но такая педагогическая позиция не может привести к балансу двух компонентов: социализации и индивидуализации, и не способствует гармонизации развивающейся личности.

Помочь в решении этой проблемы могут следующие подходы к построению образовательного пространства ДОУ.

Прежде всего, это педагогическая позиция взрослого. Если педагог считает себя непререкаемым авторитетом, истиной в последней инстанции, в его речи, обращённой к детям, постоянно звучат такие фразы как: «Ты неправильно думаешь», «Так не бывает», у дошкольников постоянно будет возникать чувство неуверенности в себе, что сильно затрудняет развитие самостоятельности, а значит и социальную адаптацию. Отойти от этого позволит осознание взрослыми того факта, что не только дети учатся от нас, но и мы, работая с детьми, перенимает их нестандартный взгляд на окружающий мир, их удивительную способность находить простой выход из сложной ситуации. Часто, выслушав ребёнка и поняв логику его рассуждений, мы принимаем его позицию, соглашаемся с его точкой зрения. Взрослый должен исполнять роль партнера, а не учителя.

Партнерская позиция заключается в нашей работе с детьми в бытовой ситуации, учебной деятельности,  игры в предложении: «Давайте сделаем…, попробуем». Такая позиция предполагает включенность взрослого в деятельность наравне с детьми.

Вторым важным аспектом является создание развивающей предметно-пространственной среды, доступной, понятной, интересной, привлекательной для детей, обладающих разными возможностями и потребностями: мальчики и девочки; дети разных национальностей; дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья; дети с разным типом темперамента и условиями семейного воспитания и т.п. Конечно, это тесно связано с финансовой проблемой в образовании, но психолого-педагогическая сторона вопроса является все-таки приоритетной.

Основные функции развивающей предметно-пространственной среды: организующая, воспитательная, развивающая.

Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать эту среду и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей предметно-пространственной среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Например – коробка с конструктором.  Коробка одна, желающих много. Для нас это замечательная ситуация формирования опыта взаимодействия детей. Именно в общем любимом деле можно показывать и подсказывать детям способы общения друг с другом.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.

Существуют некоторые проблемы в расположении центров детской активности, неумение организовывать пространство группы.

Например: кубики/ролевые игры – материал для построек рядом с уголком ряженья, плюс машинки для обыгрывания, чтобы игра напрашивалась сама. Природа/наука, математика/счет – удобно организованные центры интересов. Все должно быть под рукой. Хаотичной активности не должно быть.

Еще одна проблема: места уединения. Причина: непонимание значения, место расположения. Должна быть – мягкая, комфортная, уютная. Должно быть в поле зрения педагога, в том числе на улице (палатка, домик со шторками, ширма). В спальне – нет.

Что должны знать все дети? Если шторы задернуты, то я уединился, если нет – то можно использовать для игры. Либо другой опознавательный знак понятный для других. Использовать на небольшое количество времени. Правило: уступи другому. Воспитатель должен видеть уединение ребенка. В этот момент спросить настроение у ребенка.

Приходя в группу, дети должны усвоить набор правил, которые необходимо соблюдать. Проблема у педагогов есть: неумение четко формулировать и визуализировать правила. Повышенная потребность педагога в контроле и регламентации деятельности детей. Поэтому все центры должны быть продуманы, чтобы детям было удобно себя организовывать. От этого и не будет строгого контроля педагогами.

Необходимо озвучивать правила, они должны быть четкие. И дети, и родители, и педагоги должны знать и выполнять эти правила. Если правила меняются, то четко регламентировать. Закрепить: рисунки, схемы, в родительских уголках информацию.

Если правила едины и в группе и дома, то ребенок будет адекватен и чувствовать себя комфортно. Если педагог не донес до детей и родителей правила, то эти правила не работают. Правила начинают работать с 3,5 лет. И родители должны проговаривать эти правила и дома станет легче. Правила должны быть и у бабушек, но могут быть другие. Это с ребенком обговорить.

Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе если:

- распространяются на всех детей группы без исключения;

- детям понятен их смысл и необходимость;

- предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне.

Дети различаются по уровню своей готовности соблюдать правила. Одним из самых эффективных способов заинтересовать детей в соблюдении правил является: привлечение самих детей к определению этих правил, их изменению и принятию по мере необходимости. Соблюдение правил помогает детям регулировать отношения со сверстниками.

Ещё одним немаловажным фактором в решении вопроса социализации-индивидуализации дошкольников является организационный аспект.

Организация режимных моментов часто сводится к рутинному выполнению обязанностей по самообслуживанию, хотя приём пищи и подготовка к нему, одевание на прогулку и укладывание спать несут в себе богатый образовательный ресурс. Использование всех его возможностей расширяет педагогический потенциал, усиливает интерес детей и повышает эффективность образовательного процесса, поскольку напрямую связан с практической деятельностью.

Помещение приёмной комнаты – это комната встреч, делового и бытового общения, рассматривания и обсуждения творческих работ  детей в детском саду и вместе с родителями дома. Помещение включает следующие творческие находки, реализующие принципы социализации и индивидуализации:

Индивидуальная картинка ребёнка, сопровождающая ребёнка и в группе, и в спальне и в умывальной комнате.

«Солнышко» с личной фотографией, которое каждое утро встречает, а вечером провожает ребёнка домой.

Стена, полки, стол личных успехов ребёнка в творческой деятельности с педагогами и родителями.

Информационные стенды, тетради рекомендаций специалистов, индивидуальные папки личных достижений.

Не всегда в педагогическом процессе используются возможности игры. Понятно, что игра является ведущим видом деятельности ребёнка от 3 до 7 лет. Понятно, что личностное развитие детей этого возраста осуществляется только в игре. Но, несмотря на эти непреложные истины, социальные запросы со стороны родителей и школьных учителей к детскому саду ориентированы на приоритет познавательного развития и подготовку к школе в плане приобретения специфичных знаний, умений и навыков, а не в плане развития мотивации и личностных качеств, важных для принятия позиции школьника и облегчения адаптации к школьному обучению. Это вынуждает воспитателей проводить с детьми занятия за столом, приближенные к школьным, обучать дошкольников чтению, письму, счёту. В результате, на пороге школьного обучения дети уже не хотят учиться, им это надоело в детском саду. А универсальными навыками учебной деятельности они так в полной мере и не овладевают. Чтобы преодолеть эту ситуацию, необходимо вести разъяснительную работу с родителями, демонстрировать им успехи детей в разных образовательных областях и показывать, какое положительное влияние оказывает интеграция направлений развития на становление личности ребёнка-дошкольника и его готовность к школьному обучению.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. 

При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Большинство современных родителей - люди грамотные, хорошо разбирающихся в том, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому наставления, пропаганда педагогических знаний не будет для них полезной и не принесет положительных результатов.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Педагогу пригодятся в данном случае не только педагогический такт, но и человеческие качества, необходимые для того, чтобы успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Обучение детей в игре не сводится только к построению занятий в виде подбора дидактических игр. Прежде всего, личность дошкольника развивается в творческих играх: сюжетно-ролевых, театрализованных, конструктивных, если они действительно являются творческими: возникают по инициативе детей, не регламентированы взрослым, стимулируют проявление детского творчества.

Вообще поощрение инициативы детей в общении, игровой, изобразительной, музыкальной, трудовой, познавательной и других видах деятельности имеет большое значение для социализации и индивидуализации детей, так как позволяет почувствовать уверенность в себе, проявить свои способности, внести вклад в общее дело, получить общественное признание и занять достойное место в группе сверстников.

Таким образом, построение образовательного пространства дошкольной организации должно отвечать требованиям концепции воспитания лидера для удовлетворения потребности современного общества в самостоятельных и ответственных, в творческих и инициативных, в разносторонне развитых членах, обладающих организаторскими и коммуникативными способностями.

Рекомендации для воспитателей

Помните, что:

1. Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным.

2. В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения соц. норм и правил с учетом его состояния и интересов.

3. Навязывание своих правил и требований против воли детей - это насилие, даже, если ваши намерения благонравны.

4. Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у детей.

5. Тихий застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

6. Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от физического и психического насилия – это демагогия и опасная практика.

Рекомендации для воспитателей

1. Принимайте каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих детей нет. Есть плохие родители и плохие педагоги.

2. В профессиональной деятельности опирайтесь на добровольную помощь детей, включайте их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

3. Будьте затейниками и участниками детских игр и забав.

4. В затруднительных для ребенка ситуациях ориетируйтесь на его возрастные и индивидуальные особенности, будьте всегда вместе с ним, а не делайте вместо него.

5. Привлекайте родителей к образовательному процессу и обращайтесь к ним за поддержкой в случаях нестандартной ситуации.

Рекомендации для воспитателей

В профессиональной деятельности опирайтесь на возрастные нормы поведения детей.

3 года:

- нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правилам;

- всячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослых;

- более удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые;

- взаимодействие со сверстниками складывается удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны;

- нуждается в оценке своих действий взрослыми;

- может достаточно понятно выражать свои мысли и заявлять о своих потребностях. Но роль жестов в общении еще значительна;

- часто не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует против подобных предложений;

4 года.

- в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым. Коллективные игры предпочитаются всем другим занятиям;

- нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов инициативен, любознателен, с удовольствием и безбоязненно участвуют в поиске выхода из затруднительных положений;

- тяжело и неадекватно переносит отверженность сверстниками;

- может проявлять заботу о младшем или животном;

- может проявлять сострадание и заботу о близких.

5 лет.

- соблюдает распорядок дня и с удовольствием его поддерживает,

- разоблачает любое отступление от принятого распорядка в поведении взрослых. Но с удовольствием выслушивает объяснения и допускает внесение изменений, если его привлекают к обсуждению;

- с удовольствием ябедничают;

- интересуются оценкой своего труда со стороны сверстников и взрослых;

- удерживает принятую на себя роль до окончания игры;

- проявляет сострадание и заботу о близких.

6 лет.

- испытывает потребность в сотрудничестве и умеет подчинять свои интересы правилам игры;

- предпочитает постоянных партнеров для совместных игр, предпочтения могут перейти в дружбу;

- активно интересуется отношением к себе окружающих, может солгать;

с большим удовольствием ябедничает;

- непоседлив, но может подчинить свою активность не очень отдаленным целям;

- может занять младшего интересным для него занятиям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для успешной социализации воспитанников посредством компонентов детской субкультуры

Мир детства существует как субъективная реальность со своими отличительными особенностями восприятия и познания окружающего. Поэтому я считаю, что необходимо преодолеть некоторый авторитаризм в воспит...

Создание условий для позитивной социализации детей первой группы раннего возраста.

Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....

Создание условий для позитивной социализации детей раннего возраста.

Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Дошкольное образователь...

Сообщение «Создание условий для позитивной социализации дошкольников»

quot; Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста " В. А. Сухомлинский...

«Стратегия воспитания личностного развития дошкольников для создания условий их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества»

Современные стратегии и подходы к воспитанию детей раннего дошкольного возраста, предъявляемые в дошкольном образовательном учреждении, меняют систему управления воспитания, определяют необходимость в...