Методическая разработка "Куда исчезает вода".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Контанистова  Татьяна  Казимировна

Методическая разработка по познавательному развитию для детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuda_ischezaet_voda.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №47 комбинированного вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

Тема: «Куда исчезает вода»

Автор- составитель:

                                                                                         Воспитатель

                                                                                                   Контанистова Т.К

Санкт-Петербург

2022г

Образовательная область:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и речевое развитие.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 5-6 лет

Формы непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность

Формы организации: подгруппа

Цель: Расширить  представления детей  об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании.

Задачи: 

Образовательные:

- расширить представления детей о воде, ее признаках и свойствах;

- расширить представления детей о роли воды в жизни человека и живых организмов;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами;

- закреплять правила безопасности при проведении опытов.

Развивающие:

- развивать навыки проведения лабораторных опытов;

- развивать умение анализировать и обобщать;

- развивать интерес к экспериментированию;

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать внимание, мышление, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитывать экологическую грамотность и бережное отношение к воде, как  основному природному ресурсу;

- воспитывать желание общаться в коллективе сверстников;

- воспитывать умение учитывать мнение партнера, отстаивать свое собственное мнение.

Словарь новых слов: испарение

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:

Аудиозапись, конверт, письмо, глобус, термос, зеркало, газовая горелка, стакан с водой, ложка.

Предварительная работа: Беседы на тему «Где можно встретить воду», «Кому нужна вода», «Кто живет в воде». Чтение рассказов, стихотворений, сказок о воде, рассматривание иллюстраций, проведение исследований, опытов с водой, наблюдение за водой на прогулке.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Звучит нарезка музыки (журчание ручейка, шелест листьев, щебетание птиц)

Педагог: Читает стихотворение

«Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть!

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!»

Педагог: Показывает глобус.  Кто знает, как называется  этот предмет?

Педагог: Как вы думаете, что такое глобус?

Педагог: Предлагаю рассмотреть глобус.

Педагог: Какие цвета вы видите на глобусе?

Педагог: Как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом, желтым, коричневым, голубым?

Педагог: Как вы считаете, какого цвета на глобусе больше всего? Почему?

Педагог: Что такое вода?

Педагог: В каком состоянии бывает вода?

Педагог: Как вы думаете, кому нужна вода?

Педагог: Зачем вода растениям?

Педагог: Зачем вода животным?

Педагог: Как человек использует воду?

Педагог: Где мы встречаем воду в природе?

Педагог: Какая вода нужна человеку?

Педагог: Где в природе, мы можем встретить пресную воду?

Педагог: Как вы думаете, что люди должны сделать, чтобы пресная вода не исчезла?

Педагог: Молодцы!

Стук в дверь. Ангелина Александровна – помощник воспитателя приносит конверт.

Педагог: Ребята, как вы думаете, кто нам прислал письмо?

Педагог: Вы хотите узнать?

Педагог: Читает письмо «Это я Незнайка, я тут ни, причем вода сама исчезла. Утром я налил в стакан воду и поставил на подоконник. На улице было очень жарко, и мы с друзьями отправились на озеро купаться, когда вечером я прибежал домой, воды в стакане не было. Ребята, помогите узнать, куда исчезла вода.

Педагог: Что будем делать? Как нам поступить?

Педагог: Как вы думаете, исчезла вода из стакана?

Педагог: Как мы можем помочь Незнайке и узнать, куда исчезла вода?

Педагог: Ребята, а вы хотели бы стать волшебниками и творить чудеса? Как это можно сделать?

Динамическая пауза. Игра – перевоплощение (звучит волшебная музыка)

Педагог: Ребята, вот вы и превратились в волшебников, а что делают волшебники?

Педагог: Предлагаю вам помочь Незнайке и отправиться в нашу волшебную лабораторию.

Педагог: Ребята, что вы видите на столе?

Педагог: Прежде чем начать наше исследование, предлагаю вспомнить правила безопасности при работе с газовой горелкой.

Педагог: Что мы можем сделать?

Педагог: Начинаем проводить опыт, наливаю воду в ложку, держу над пламенем горелки (через некоторое время вода начала закипать и стала испаряться)

Педагог: Что сейчас происходит? Что вы видите?

Педагог: Как вы думаете, куда делась вода?

Педагог: Какой мы можем сделать вывод?

Педагог: При нагревании вода испаряется  и превращается в пар.

Педагог: Ребята как вы думаете, могла ли у Незнайки испариться вода в стакане?

Педагог: Ребята, предлагаю провести еще один опыт. Что вы видите на столе?

Педагог: Для чего люди используют термос?

Педагог: Вы сможете самостоятельно открыть термос?

Педагог: Почему ?

Педагог: Начинаем проводить опыт, термос предварительно наполнен кипятком, открываю термос, из него выходит пар.

Педагог: Что вы видите, что происходит?

Педагог: Откуда пар в термосе?

Педагог: Какой мы можем сделать вывод?

Педагог: Сильно нагретая вода превращается в пар.

Педагог: Ребята, а вдруг это не вода в термосе?

Педагог: У меня есть еще один способ это проверить? Начинаем проводить опыт. Открываю термос и накрываю его зеркалом, держим некоторое время в таком состоянии. Поднимаю зеркало ( на зеркале образовались капли воды) .

Педагог: Что вы видите? Что происходит?

Педагог: Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале.

Педагог: Что в термосе?

Педагог: Какой мы можем сделать вывод?

Педагог: Вода испаряется, превращается в пар.

Педагог: Получились ли у нас опыты?

Педагог: Значит, может вода испариться? Как вы думаете, а у Незнайки, куда делась вода из стакана?

Педагог: Ребята, предлагаю написать Незнайке письмо и объяснить, куда исчезла вода.

Рефлексия:

- что было интересного, необычного?

- для чего мы проводили опыты?

- что больше всего запомнилось?

Педагог: Благодарит детей за работу.

Дети: Слушают стихотворение в исполнении педагога

Дети: Глобус

Дети: Модель Земли, только маленькая.

Дети: Дети вместе с педагогом рассматривают глобус.

Дети: Голубой, желтый, коричневый, зеленый.

Дети: Леса, пустыни, горы, моря, реки, океаны.

Дети: Голубого, потому-то на нашей планете много воды.

Дети: Вода это жидкость, которая не имеет ни цвета, формы, вкуса, запаха.

Дети: Жидком, твердом газообразном.

Дети: Людям, птицам, животным, растениям.

Дети: Чтобы получать питательные вещества для жизни. Чтобы не погибнуть, чтобы расти и развиваться.

Дети: Чтобы не погибнуть.

Дети: Пьет, готовит, стирает, убирает, поливает растения, моется, купается.

Дети: В реках, озерах, океанах, морях, болотах, лужах, тучах, колодцах.

Дети: Чистая, питьевая, пресная.

Дети: Реки, озера, водохранилища.

Дети: Не загрязнять водоемы, не сбрасывать отходы, беречь, экономить.

Дети: Почтальон, воспитатель, друзья, сказочные герои.

Ответы детей.

Дети: Слушают чтение письма.

Дети: Высказывают свои мнения.

Дети: Пролилась, кто-то выпил, кот хвостом смахнул.

Дети: Провести эксперимент, опыт.

Дети: Сказать заклинание, взять волшебную палочку, топнуть, хлопнуть, покружиться.

Дети: Изображают волшебное превращение.

Дети: Колдуют, превращают, помогают.

Дети: Горелка, стакан с водой ложка.

Дети: Не мешать друг другу, не толкаться, руками не трогать горелку.

Дети: Провести какой-то эксперимент.

Дети: Наблюдают за проведением эксперимента.

Дети: Вода забурлила, появились пузырьки, слышен шум, появился пар.

Дети: Пропала, высохла, испарилась, улетучилась.

Дети: Делают свои умозаключения.

Дети: Высказывают свои предположения (было очень жарко, весь день вода стояла на подоконнике она могла испариться)

Дети: Термос.

Дети: Чтобы чай, кофе, вода не остыли.

Ответы детей.

Дети: Он горячий, можно обжечься, открывать могут только взрослые.

Дети: Наблюдают за проведением эксперимента.

Дети: Идет пар, дым.

Дети: Высказывают свои предположения.

Дети: Делают свои умозаключения.

Дети: Да, нет, не знаю.

Дети: Наблюдают за проведением эксперимента.

Дети: Стекло запотело, появились капли воды.

Дети: Проводят пальчиками по зеркалу.

Дети: Вода.

Дети: Делают свои умозаключения.

Дети: Да.

Дети: Испарилась.

Дети: Рассматривать глобус, превращаться в волшебников, проводить опыты.

Дети: Чтобы узнать куда делась вода у Незнайки.

Дети: Вода может испаряться, опыты, термос, горелка, превращение, глобус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Исследование воды"

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознат...

Методическая разработка "Без воды- ни туды ни сюды" летний досуг для разновозрастной группы в период ЛОК.

Заключительное мероприятие проводилось в заключении недели посвященной воде, водным обитателям, и прочее. Группа была разновозрастной из деток средней,старшей и подготовительной групп. Дети с активным...

(Методическая разработка) Презентация "Вода"

ЗАДАЧИ:1.Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.) 2. Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов 3. Поз...

Методическая разработка проекта «Водичка-водичка».

Методическая разработка проекта «Водичка-водичка».Воспитание бережного отношения к водным ресурсам....

Методическая разработка "Неизвестная вода"

Развитие у детей стремление к практическому познанию воды; воспитание бережного отношения к воде, как  источнику  жизни. Задачи: -Расширение и уточнение представления детей о воде,...

Методическая разработка "Живая вода или для чего нужна кровь"

Цель: Познакомить детей с сердцем и его функции в организме человека, рассказать детям о кровеносной системе нашего организма. Объяснить, что сердце сжимается и разжимается, работает, как н...

Методическая разработка занятия "Водичка, водичка, умой мое личико..." для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

Данный материал представляет собой конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста, от 3 до 4 лет. Занятие направлено на формирование у детей потребности в соблюдении чистоты рук и тела и опр...