Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Бородинское сражение 1812 год»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Василенко Елена Геннадьевна

Знакомство дошкольников  с Днем воинской славы России – 8 сентября  проходит через знакомство  с Бородинским сражением 1812года.      Представление о   событиях Отечественной войны 1812 года, показ героизма русских солдат и простого народа формируют познавательный интерес к истории России, воспитывают  чувства любви и уважения к защитникам Родины. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Тема:  «Бородинское сражение 1812 год»

Воспитатель: Василенко Елена Геннадьевна

Цели:                                                                                                               Формирование начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний. Знакомство с Бородинским сражением 1812 года.

Задачи:

Образовательные:                                                                                              Познакомить детей с Днем воинской славы России – 8 сентября 1812 года – Бородинское сражение.                                                                                        Дать представление о   событиях Отечественной войны 1812 года.       Показать героизм русских солдат и простого народа. Формировать познавательный интерес к истории России.                                    Развивающие:                                                                                                        Развитие внимания, воображения, физической активности. 
Воспитательные:                                                                                         Воспитывать  чувства любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра картин, посвященных Бородинскому сражению.                                                                              Воспитывать в детях чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя о войне, о врагах, нападавших на Русь.                           Чтение отрывков из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»; рассказов С. П. Алексеева о героях Отечественной войны 1812 г.

Рассматривание иллюстраций о войне; портретов героев Отечественной войны 1812г.

Материалы и оборудование: 

Карта России.

Портреты героев войны 1812г.: Кутузов М.И., Давыдов Д. В., Багратион П.И., Барклай де Толли М.Б..
 Выставка литературы по данной теме.
Мультимедийный проектор, экран, презентация «Бородинское сражение 1812 год».
Атрибуты для игр: мячи, кегли, обручи, канат и т.д. 
Поднос с бородинским хлебом.

Ход занятия:

1. Мотивация

- Я очень люблю путешествовать. А вы любите путешествовать? 

- Куда можно совершить путешествие? (В страны,города, на море…)

- Я предлагаю совершить необычное путешествие в прошлое нашей страны.

 - Как называется наша страна? ( Россия).

Показ карты

- Как раньше называли Россию? (Русь)

- А в каком селе мы живем? (Филимоново).

- Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. О таком историческом событии начала 19 века мы с вами узнаем сегодня. И так в путь.

2. Основная часть.

1 слайд-портрет Наполеона

Воспитатель: В далекой стране Франции появился новый император. Звали его Наполеон. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. Но его иначе как «великий император»«великий полководец» не называли. Захотелось ему стать властелином всей Земли. И начал он воевать. Много государств покорилось ему – он завоевал почти все страны Европы. Но ему этого было мало. Огромные просторы России манили его. Подчинить себе Россию, а там и Индия, и Китай будут его. И вот напал он на Россию. Но не покорились ему земля русская, не покорился ему народ русский. Стеной встал он на защиту Родины и дал отпор врагу. Война с Наполеоном, с французской армией получила название Отечественной, так как все русские люди: и бедные, и богатые, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества.

2 слайд- портрет М.И. Кутузова

- Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. М. И. Кутузов участвовал в военных походах. В июне 1774 при штурме он получил ранение в голову, и его правый глаз перестал видеть. Он носил черную повязку. Солдаты уже давно его знали и любили. Они говорили«Пришел Кутузов бить французов!» Кутузов остановил русскую армию возле села Бородино под Москвой, где произошло самое знаменитое сражение.

3 слайд- иллюстрация Бородинского сражения

8 сентября 1812 года М. И. Кутузов решил дать бой армии Наполеона у деревни Бородино. Кутузов выбрал удачное место для сражения.

4 слайд- Карта

Справа русские войска были защищены рекой, а слева – за короткое время солдаты соорудили земляные укрепления – редуты и флеши.

 И вот нашел большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

Давайте посмотрим, как были одеты солдаты русской и французской армии. Чем они отличались? (ответы детей).

5 слайд

Воспитатель : И вот битва началась! Врагов было в два раза больше.

И только небо засветилось,                                                                                    Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом…

И молвил он, сверкнув очами:

“Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!”

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Физминутка «Гусары»

6 слайд

Воспитатель : Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение.

Вам не видать таких сражений.                                                                             Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала.

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый.

Наш рукопашный бой.

Воспитатель : Только темная ночь остановила бой. Наполеон потом сказал: «Самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!» Русских было намного меньше, чем французов, и Кутузов приказал отступить, чтобы сохранить войска и потом вновь ударить по врагу. «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна, - эти слова Кутузова вошли в историю. Гордо вошёл Наполеон в Москву и стал ждать, когда к нему явятся русские. Но никто к нему и не думал идти на поклон. Москва была пуста. Жители ушли из нее.

Напрасно ждал Наполеон                                                                          Последним счастьем упоенный.                                                                          Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:                                                                                          Нет, не пошла Москва моя                                                                                        К нему с повинной головою                                                                                                   Не праздник, не приемный дар                                                                                      Она готовила пожар                                                                                                 Нетерпеливому герою.

7 слайд- иллюстрация Пожара Москвы

Воспитатель : Город горел. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир. Но никто ему мира не предлагал. Французам нечего, было, есть, они мёрзли, и тогда Наполеон решил уйти из Москвы, так и не дождавшись покорности русского народа. Кутузов заставил Наполеона идти по той же дороге, по которой наполеон пришел в Россию. А там все было разрушено и пусто. Французские солдаты мёрзли. Голодали. Во время одного из боев на реке Березине Наполеон чуть не попал в плен. И тогда он бросил своё войско и убежал во Францию. Так и не удалось ему покорить Россию!

8 слайд

Воевали с французами не только солдаты и богатые, но и бедные люди, которые шли в партизаны. Одна простая женщина, Василиса Кожина, подняла на борьбу с врагом женщин и даже детей, и они смогли взять в плен много французов.

9 слайд

Многие защитники Отечества прославились на века своей храбростью, смелостью и умением владеть военным искусством! Это Главнокомандующий русской армии генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, Генерал-фельдмаршал Петр Иванович Багратион,Генерал-фельдмаршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, Генерал от кавалерии Николай Николаевич Раевский, Генерал от кавалерии Матвей Иванович Платов, Генерал-лейтенант, предводитель партизан, поэт Денис Васильевич Давыдов! (портреты)

Воспитатель: Ребята как наш народ во все времена сохранял память о войнах, об исторических событиях: строил памятники, храмы, сочинял стихи, песни.

10 слайд- Показ иллюстрации памятников войны

-В честь  Бородинского сражения воздвигнуто много памятников. Сразу же после войны русские люди стали собирать деньги на постройку храма в честь победы над французами. Этот храм построили и назвали Храм Христа Спасителя, потому что люди верили, что Бог им помог 

(Показ иллюстрации Храм Христа Спасителя).

Здесь можно увидеть, как проходило знаменитое Бородинское сражение 

(смотрят изображение Бородинской панорамы). Это Бородинская панорама, которая находится у нас в Бородинском музее.

11 слайд

Так же в Бородино есть памятник посвященный М. И. Кутузову и памятник французской армии. А в Москве есть Триумфальные ворота (смотрят фотографию). Через эти ворота проходили русские войска, возвращавшиеся с победой из Франции. Триумф – это значит победа. Поэтому ворота так и называются – Триумфальные.

12 слайд

Об этой войне было сложено много стихов и песен, написано много книг. Знаменитый русский поэт М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино». Послушайте небольшой отрывок.

Ребенок:    Скажи-ка,дядя,ведь не даром                                                                                Москва, спаленная пожаром,                                                                               Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:                                                                                           Не многие вернулись с поля.                                                                                              Не будь на то господня воля,                                                                                    Не отдали б Москвы!

Воспитатель : У русских есть одна пословица«Кто с мечом к нам придёт, тот от него и погибнет». Как вы понимаете её?

Русская армия и народ победили в Отечественной войне 1812 года, разгромив войска Наполеона, проявив при этом мужество и героизм. Главное сражение этой войны — Бородинское, навсегда осталось в памяти народа и нашло отражение в различных произведениях живописи, музыке...
 13 слайд

Ведущая: Композитор П.И. Чайковский 1882 г. написал торжественную увертюру под названием «1812 год» для симфонического оркестра (и хора) посвященную победе русских войск и сейчас я предлагаю вам, ребята, послушать отрывок из этого музыкального сочинения.
Дети слушают отрывок из увертюры «1812 год».
Что отражает эта музыка? (ответы детей)
14 слайд

Кто же такие гусары? (ответы детей)
 Да, гусары были отважны и смелы в военных сражения. Они были меткими стрелками, а какие наши мальчики стрелки мы сейчас узнаем. 
  Игра-аттракцион «Меткий стрелок»:
 Каждому игроку дают три маленьких мячика. Условия игры: каждым броском мяча нужно сбить кеглю. 
 Одним из родов войск в той войне была артиллерия, а главным оружие — пушки. Чем же стреляли пушки? (ответы детей)
Приглашаю вас поиграть в игру «Кто быстрее принесёт ядра к пушке».  Роль ядер у нас выполняют мячи, а вы, ребята, смелые артиллеристы. Кто же из вас быстрее приготовит своё орудие к бою?
 В силе не было гусарам равных, и поэтому следующее соревнование «Перетяни канат».
 Ведущая: А как же на поле боя обойтись без санитарки? Следующий конкурс для девочек. Конкурс «Кто быстрее перевяжет бойца?»
 Ведущая: Да, сегодня мы увидели, какие наши мальчик и девочки сильные, ловкие и умелые, именно такими и должны быть будущие защитники Отечества. Молодцы, ребята! 
   Сюрпризный момент                                                                                                      В честь великого сражения осталась ещё одна память – популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб – бородинский (воспитатель показывает поднос с хлебом). Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.                                                                                           3.Итог – рефлексия «Умный клубочек»                                                                                 Вот и подошло к концу наше путешествие. О каком историческом событии мы с вами узнали?                                                                                                        Да, в российской военной и народной традиции Бородинское сражение осталось как символ стойкости и героизма в защите Родины.

«Творческая мастерская» дети предлагают варианты коллективной работы по пройденному событию (изо, лепка, аппликация и др.)

Используемая литература.                                                                       1. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М. : ТЦ «Сфера», 2005г.                                                                                              2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. -М. : ЦГЛ., 2005г                                                                    3. Лермонтов М. Ю. «Бородино».- М. : Детская литература, 1989 г.                 4. БорзоваЛ.П. «История России в картинках, рассказах, путешествиях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия".

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия"....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша страна- Россия"

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и форми...

Конспект нод по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Беседа на тему «Путешествие по родному селу»

Цель: Закрепить и обогатить знания детей о родном селе, его достопримечательных местах.Воспитывать любовь к родному селу. Развивать мышление, творческое воображение, зрительную память, грамматич...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе (1)

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о мало...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе: « Недаром помнит вся Россия».

 Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе: « Недаром помнит вся Россия», посвященному 200-летию Бородинской битве....