Мини-музей «Путешествие в мир тарелок»
методическая разработка по окружающему миру

Сосницкая Людмила Анатольевна

Дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. У детей появляется стремление больше узнать о предметах, которые их окружают. Пользуясь, каждый день посудой, было выявлено, что дети мало знают о ее многообразии. Проблема, которую мы собирались решить, из близкого окружения и адекватна возрасту наших детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_muzey_tarelok.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-музей «Путешествие в мир тарелок»

Профиль музея: познавательный.

Актуальность создания мини – музея: 

Дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. У детей появляется стремление больше узнать о предметах, которые их окружают. Пользуясь каждый день посудой, было выявлено, что дети мало знают о ее многообразии. Проблема, которую мы собирались решить, из близкого окружения и адекватна возрасту наших детей.

Цель: Ознакомление с разнообразием тарелок и способами их применения в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком;
  • Обогащать представление о видовом многообразии тарелок (разные по форме, размеру, материалу, внешнему облику);
  • Закрепить знания о материалах (камень, стекло, дерево, металл и др.).

Развивающие:

  • Расширять словарный запас детей;
  • Развивать познавательный интерес, любознательность, мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, любовь к истории, бережное отношение к посуде.
  • Умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Оборудование: различные по форме и размерам тарелки, лист травы, камни, картинки с пословицами и загадками.

План работы по созданию мини-музея «Путешествие в мир тарелок».

  • Определение темы и названия мини-музея.
  • Сбор и пополнение экспонатов для мини-музея.
  • Оформление выставки экспонатов мини-музея.
  • Проведение экскурсий по мини-музею.

В экспозиции выделены 7 разделов:

  • «Тарелка из листьев растений»
  • «Тарелки из камня»
  • «Тарелка из дерева»
  • «Тарелка из глины»
  • «Тарелка из металла»
  • «Тарелка из стекла»
  • «Тарелка из пластика»

Ожидаемые результаты: Освоение детьми истории возникновения тарелок, доступных знаний о разных видах тарелок; повышение познавательной активности.

Ход экскурсии:

- Здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады вас видеть в нашей группе. Правду сказать, мы очень готовились к вашему приходу. Ведь в нашей группе открылся мини-музей.

- Ребята, что такое музей? (ответы детей: Музей – это место где собраны коллекции разных вещей). Как нужно вести себя в музее? (не шуметь, не бегать, экспонаты руками не трогать, не толкаться, слушать экскурсовода).

- Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы.

Глубокая и мелкая

Зовут её …. Тарелкой

- Действительно, тарелка! Проходите в наш музей.

- Мы в музе тарелок. Что такое тарелка? Тарелка – это посуда. Давайте их рассмотрим. Какие есть у вас дома?

- Посмотрите, на выставке тарелок вдруг оказались камень и лист растения. Хотите узнать, почему? Сегодня я вам расскажу одну интересную историю, и вам все станет понятно.

«Тарелка из листьев растений»

Очень давно, когда не было ни домов, ни детских садиков, ни магазинов, когда люди жили еще в пещерах, произошла эта история. Захотел как-то древний человек поесть. Отправился человек на охоту. Вернулся с добычей, поджарил на костре мясо.  И тут он подумал: на что ему мясо положить? В руках держать горячо, на землю положить – что с мясом будет? (Испачкается мясо.) Подумал человек и решил сорвать большой лист у какого-нибудь растения, чтобы на него положить мясо. Так и сделал. Так что первой тарелкой для древнего человека был листок.

«Тарелка из камня»

Решил человек сделать тарелку из чего-то другого. Посмотрел вокруг себя и увидел много камней. Выбрал из них самый плоский. Вот такой примерно. (Показ плоского камня). Затем целых два дня долбил он камень, чтобы появилось в нем углубление. А для чего нужно углубление? Кто мне скажет? А легко ли ему было долбить камень?

Тяжело пришлось древнему человеку. Вот и готова была каменная тарелка, положил на нее человек мясо, сел и обрадовался, что у него есть теперь такая удобная тарелка.

Через некоторое время человеку эта тарелка стала меньше нравиться. Как вы думаете, почему? Предлагаю взять камень в руки. Какой он по весу (Тяжелый). Легко ли держать такую тарелку в руках, ведь столов тогда еще не было? Значит какой вывод можно сделать (ответы детей).

Вы хотите узнать, что случилось дальше? Слушайте внимательно.

«Тарелка из дерева» (деревянная)

Захотел человек сделать посуду из чего-нибудь полегче – из дерева. Взял он кусок дерева, выдолбил в нем углубление. Получилась удобная тарелка. Она была легкая, да только оказалось, что боятся деревянные тарелки огня, воды и солнца. Давайте поразмышляем, почему? Почему тарелка из дерева боится огня? (Дерево быстро и хорошо горит). А почему тарелка из дерева боится воды (От воды дерево разбухает и теряет форму). И почему тарелка из дерева боится солнца? (Высыхает и трескается)

Что же было дальше?

Шло время. Человек научился строить дома, шить одежду и многому другому. И захотелось человеку, чтобы предметы, которыми он себя окружил, были не только удобными, но и красивыми. И решил человек украсить тарелку узорами. Посмотрите какие красивые расписные тарелки! (Показ).

«Тарелка из глины» (глиняная)

Человек умел все больше и больше. Стал использовать для изготовления тарелок глину, а затем эти тарелки обжигались. После специального обжига они становились прочными. (Показ). Глиняные тарелки не боялись огня, воды и солнца, но были хрупкие. Как вы понимаете это слово? Хрупкий – значит очень непрочный, легко ломающийся. Повторите слово «хрупкий» и постарайтесь запомнить.

«Тарелка из металла» (металлическая)

Научился человек использовать металл, и, конечно же, сделал металлические тарелки. (Показ). Такие тарелки легкие, прочные, не горят, не бьются. Но есть у них недостаток. Как вы думаете, что произойдет с металлической тарелкой, когда в ней находится горячая пища?

 «Тарелка из стекла» (стеклянная)

Когда человек научился делать стекло, он стал изготавливать из него тарелки. (Показ). Что вы можете сказать о стеклянных тарелках? Какие они? Стеклянные тарелки красивые, праздничные. Но тоже есть недостаток. Кто догадался, какой? Они хрупкие, легко бьются.

«Тарелка из пластика» (пластмассовая)

Научился человек делать пластик. Использовал его в изготовлении многих предметов. В том числе и тарелки. (Показ). Чем хороши эти тарелки? (Они легкие). Как вы думаете, что произойдет с пластиковой тарелкой, если налить в нее горячую пищу? (от горячего такие тарелки могут плавиться.)

- А для чего столько разнообразных тарелок, ребята? Как вы думаете? Жизнь человека разнообразна, разные тарелки для разных случаев. В наше время люди очень редко пользуются деревянными тарелками и совсем не используют листья растений в качестве тарелок. Зато все остальные тарелки использует, но в разных случаях (походы, пикники, праздники).

- Сегодня мы увидели много разнообразных тарелок. Все они сделаны мастерами. Давайте будем с уважением относиться к таким людям, беречь их труд. А как именно мы можем беречь их труд? (Аккуратно обращаться с тарелками, мыть их, не бить).

- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Спасибо всем, кто посетил наш мини – музей тарелок. Что было для вас самым интересным? Что запомнилось? 

Виды современных тарелок:

1. Суповая - глубокая для употребления холодных или горячих супов, для первого блюда;

2. Столовая - плоский сосуд для использования по любому поводу. В зависимости от глубины и размера выделяют глубокую (идеальна для бульонов, супов, соусов, подлив) и мелкую (для гарниров, закусочных деликатесов);

3. Закусочная - разработана для мелких закусок, нарезок (сыр, овощи, мясо, колбасные изделия);

4. Десертная - применяется для фруктов, ягод и десертов. Мелкие варианты используют для тортов, пирожных и прочих сладостей;

5. Пирожковая - имеет большой размер, используется для подачи порции мучных изделий;

6. Для рыбы (селедочница). Посуда для рыбы имеет узкую, вытянутую к краям форму;

7. Менажница -тарелка, разделенная на несколько отсеков; может быть различной высоты, ширины, подходит для размещения салатов, оливок, маслин, сыров, грибов, солений и прочего;

8. Салатник: порционные салатники – на каждого из гостей, общие – для подачи всего объема салата на стол. Оба варианта уместны, не противоречат столовому этикету;

9. Креманка - изделие небольшого размера глубокой формы на ножке, которое используется для мороженого, фруктовых салатиков, меда, варенья, муссов, желе.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в мини-музей "Медвежонок". Знакомство с Олимпийской символикой 2014 года (Белый медведь)".

Дети отправляются в музей детского сада "Медвежонок". Тут находится множество экспонатов (медвежат), сделанных из разных материалов: пластмассы, плюша, ниток, дерева, камня и др. И подробней познакомя...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Конспект занятия – экскурсии в мини-музей ДОУ «Путешествие в прошлое и настоящее часов-будильников»

Цель: Приобщать детей к музейной культуре через создание в группе музея часов. Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие.Задачи: познакомить детей с историей происхождения часов-будильни...

Перспективный план работы в мини-музее "Путешествие с Колобком".

Перспективный план работы по музейной педагогике во второй младшей группе ДОУ составлялся по технологии Рыжовой Н....

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...

Мини-музей денег "Путешествие в прошлое денег"

Новизна мини-музея заключается в самой постановке вопроса — знакомить с экономическими понятиями (миром денег) детей с дошкольного возраста не только на уровне муниципал...