Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему: «Байкальская нерпа»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Резцова Ольга Сергеевна

Цель: Формирование знаний об эндемике Байкала – байкальской нерпе.

Задачи:

Обучающие: Формировать знания о многофункциональных связях нерпы со средой обитания (водой, воздушно – водной) Формировать знания о движении, питании, защите от врагов, росте и развитии. Дать знания о детёныше нерпе (новое слово белёк), месте обитания.

 Развивающие: Развивать способность детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка

 Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nerpa.docx223.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»

структурное подразделение «Звездочка»

Занятие

по ознакомлению с окружающим 

в средней группе

на тему: «Байкальская нерпа»

Составила:

воспитатель Резцова О.С.

г. Вихоревка 2021г.

 Цель: Формирование знаний об эндемике Байкала – байкальской нерпе.

Задачи:

Обучающие: Формировать знания о многофункциональных связях нерпы со средой обитания (водой, воздушно – водной) Формировать знания о движении, питании, защите от врагов, росте и развитии. Дать знания о детёныше нерпе (новое слово белёк), месте обитания.

 Развивающие: Развивать способность детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка

 Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к природе.

 Предварительная работа: Просмотр видеофильма «Иркутский нерпинарий», Рассматривание картин, журналов, открыток. Беседы.

 Методы: Словесные, наглядные, игровой. Материалы и оборудование: Мультимедийная установка.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, подходите ко мне по ближе. Давайте поздороваемся с гостями.

Пусть наша добрая улыбка, (Руки к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом. (Руки к сердцу)

Напомним вам как важно в жизни, (Руки вперед пальцы растопырить)

Делиться счастьем и добром. (Руки в стороны)

Воспитатель: « Сегодня нас ждёт путешествие, а куда послушайте.

А что то такое, такое голубое,

 Холодное, как льдинка, прозрачно как стекло?

 Быть может, это небо за сосны зацепилось,

 По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,

 Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

 Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

 Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

 А что это такое, всё время в непокое,

 Быть может это туча застряла среди скал?

 А это и не туча, а это и не небо,

 А это и не солнце, а озеро ……. Байкал!

(Видео фильм про Байкал)

Это озеро Байкал. Если посмотреть с самолета оно похоже на месяц. Байкал самое глубокое и большое озеро на всей планете. С одной стороны Байкал окружен лесами, а с другой горами.

Байкал большое как море. Если в море вода соленая и не предназначена для питья, то в озере Байкал пресная, чистая, вкусная и ее можно пить, поскольку она насыщена кислородом.

Озеро Байкал богато рыбой. Здесь водится огромное количество разнообразной рыбы. Это щука, ленок, гальяны, ельцы, плотва , хариус, осетр. Многие виды не водятся ни где в мире кроме Байкала это омуль, голомнянка.

Сегодня ребята мы с вами поговорим и уточним знания о том, что же интересного мы узнали об удивительном озере Байкал и его обитателях.

Вопросы детям:

- На что похоже озеро Байкал? (Если посмотреть с самолёта, похож на месяц.)

- Как переводится слово «Байкал»? (Богатое озеро.)

- Чем богато озеро Байкал? (Озеро Байкал богато рыбой.)

- - Можно ли пить воду из Байкала? Почему? (Пресная, холодная)

- Какая вода по цвету в Байкале? (голубая)

Среди скалистых снежных гор

 Тайгой дикой окружён,

Лежит он чащей голубой.

Седым Байкалом назван он.

Вода в Байкале глубока.

 Чиста вода в Байкале.

Она прозрачна, холодна.

Вкусней найдёшь едва ли!

Воспитатель: Какие рыбы водятся в Байкале? (Щука, карась, елец, хариус, бычки, осётр, омуль, налим, таймень, ленок.)

Воспитатель: Давайте мы сейчас превратимся в рыбок и поиграем.

Физкульминутка:

Рыбки плавают, ныряют в чистой свеженькой воде То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке. То опять плывут в воде. (Дети выполняют движения по тексту, имитируя рыбок.) Дети садятся на стульчики.

(Интерактивная игра «Байкальские рыбки»

Воспитатель: Посмотрите пока мы играли на экране появились рыбки. Давайте и с ними поиграем. Найдем тех рыбок которые живут на озере Байкал.

 Воспитатель: «Ребята, а в озере Байкал живут не только рыбы, но и млекопитающие. Посмотрите на экран.(слайд – нерпа) Конечно, это нерпа.  Ребята, что вы уже знаете о нерпе. (рассказы детей)

(Видео про Нерпу)

Посмотрите на её удивительные глаза. Байкальская нерпа обитает только на Байкале, эта единственная нерпа в мире живущая в пресной воде. Потому нерпа – житель Байкала. Нерпа в воде двигается очень быстро и уверенно, а по твёрдому льду передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности она переходит на скачки. Самый опасный враг нерпы – это человек. Питается нерпа рыбой голомянкой и байкальским бычком, которые также являются жителями. Детёныш нерпы рождается в специально подготовленном логове.  Называют его белёк. Как вы думаете, почему? (шкурка белая) Рождается обычно один детёныш, иногда два. Мать кормит детёныша молоком, заботится о нем. Через 2 – 3 месяца детёныш начинает питаться рыбой. После этого нерпята меняют белую шубку на серебристо- серую, а когда станет взрослым - на буро – коричневую.

 (слайд) Зимой Байкал покрывается льдом, нерпа зимует на льду в логовищах под снегом. В это время нерпа может дышать только через отдушины – продухи – запасные отверстия во льду. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей. Байкальская нерпа снегов не боится За рыбой под лёд на глубину она мчится. Поймает рыбёшку и деткам несёт От голода деток рыбка спасёт..

Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста Где живет нерпа? (ВБайкале)

 Какой формы  тело Нерпы? (Овальной)

Какие части тела вы можете назвать? (Ласты, носик, черные глаза, хвостик)

Чем питается Нерпа? (Рыбой)

Как называется детеныш Нерпы? (Белёк)

Чем питаются детеныши Нерпы? (сначало молоком, а потом рыбой)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы много знаете о Нерпе. А хотите превратиться в Нерпят и поиграть?

Подвижная игра : «Нерпы и белые медведи» (На краю холодного моря находится льдина, на ней будут стоять двое водящих – это «Белые медведи». Мы выберем их считалкой. Остальные ребята будут «нерпы», вы будете стоять по всей площадке. Вы плаваете в холодном море. По команде, «белые медведи», рыча и держась за руки, бегут ловить «нерп». После того как поймали одну «нерпу», отводите ее на льдину, затем ловите другую. После этого, две пойманных «нерпы» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «нерп». Играть будем до тех пор, пока не будут пойманы все «нерпы». Побеждают два последних пойманных игрока, которые и становятся «белыми медведями».

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть нерпами? Что нового вы узнали про них? Давайте и другим  ребятам расскажем.

Елецhttps://animalreader.ru/wp-content/uploads/2015/02/lenok-animal-reader.ru_.jpghttps://rybolovnn.ru/upload/medialibrary/dc2/334_7_2_elets.jpg

Ленок

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c6fe050e218686aee4b017dae92fb319-sr&n=13

Гальяныhttps://newspotok.ru/uploads/posts/2019-02/1549195614_23.jpg

Омуль

осетр

хариус

плотва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему «В весеннем лесу». Педагоги: Ивлева Татьяна Иосифовна, Моисеенко Наталья Николаевна

Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений об окружающей природе....

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему: «Мой город»

Непосредственно образовательная деятельность                 по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему: ...

Конспект занятия - развлечения по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему: "Путешествие по произведениям К.Чуковского"

Через это занятие - развлечение вы выявите и закрепите знания детей о произведениях К.Чуковского....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему "Мишка с зайцем в гостях у детей в детском саду"

Учить понимать смысл загадки и находить отгадку; различать  эмоциональные  состояния (весёлый, сердитый); продолжать формировать положительное отношение к детскому  саду; обобщить знани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познание с детьми средней группы на тему «Байкальская Нерпа».

laquo;Познавательное развитие». Уточнять и расширять знания детей о происхождении «Байкальской нерпы». Сформировать представление о среде обитания; питания млекопитающего. &laq...