Проект «Экология – профессия будущего»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

создать условия для формирования у детей понятия, что человек трудится не только для себя, но и во благо окружающих, для их здоровья и безопасности, и что профессия эколог может стать одной из важной профессии будущего.

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Пестречинский детский сад №1 «Колокольчик» Пестречинского муниципальго района Республики Татарстан

Проект  «Экология – профессия будущего»

(подготовительная к школе группа)

                                               

                           

                                                                                            Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Федосеева Марина Александровна                                                                            

                                                                                 

                                                         

                                                с. Пестрецы 2019г

                                        Содержание.

Введение_________________________________________________________3

Основная часть____________________________________________________4

Этапы проекта____________________________________________________4

Реализация проекта________________________________________________7

Мини проект: Профессии и природа__________________________________7

Мини проект: Красная  книга нашего района________________________8

Мини проект: Прогулка по нашему села ___________________________ 8

Мини проект «Лес и лесничий ____________________________________9

Мини проект: Путешествие по материкам и странам__________________ 9

Мини проект «Экологический сада________________________________10

Мини проект (заключительный):

Эколог –профессия будущего    __________________________________11

Заключение___________________________________________________13

Список использованной литературы_______________________________14

Введение.

   Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи. Рассматривая эти задачи шире, я решила познакомить детей с профессией эколога – как с профессией будущего. В современном мире профессия эколога считается модной, престижной и перспективной, многогранной. Без высшего образования экологу не обойтись. Например, чтобы выяснить истинные причины загрязнений, инспектору нужно быть не только специалистом в области экологии, но и хорошим инженером. Инженерные знания помогают решать проблемы и чисто технического характера. Наиболее шире рассмотрели проблему выживания человека, так как будущность нашего биологического вида ставится под вопрос. Человечество может погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество.  Я  рассказала  детям что, экологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег; изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Показала на примерах как экологи, выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу. Мы педагоги прекрасно знаем, что дети старшего дошкольного возраста большие выдумщики и мечтатели. Конечно же, они часто мечтают о том, кем они будут, когда вырастут. Поэтому именно в старшем дошкольном возрасте необходимо закладывать мотивацию о будущем, которая поможет детям раскрыть себя, научит ориентироваться в потоке социальной информации, понимать, что может навредить окружающей среде, и как ее спасти. Поэтому я разработала данный проект «Экология – профессия будущего», используя разные методы, технологии, эксперименты, исследования, чтобы увлечь, заинтересовать детей.  

                                             

Основная часть

Тип проекта: – познавательно – исследовательский, экспериментальной,  практико – ориентировочный, долгосрочный.

Сроки реализации проекта.

По времени: долгосрочный

Сроки реализации: май – ноябрь 2020 год.

Участники проекта: педагоги, дети, родители группы «Радуга» Муниципального дошкольного образовательного учреждения  детский  сад №1 «Колокольчик» Пестречинского района села Пестрецы.

Цель: создать условия для формирования у детей понятия, что человек трудится не только для себя, но и во благо окружающих, для их здоровья и безопасности, и что профессия эколог может стать одной из важной профессии будущего.

Задачи:

1. Формирование навыков безопасного поведения на улицах села и природе;

2. Формирование привычки к здоровому образу жизни, способствовать накоплению у детей представлений об окружающей среде;

3. Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы; 

4. Расширять представления детей о профессии эколог – как профессии будущего;

5. Учить делать выводы и формулировать их;

6. Развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что не возможно создать;

7. Развивать творчество и воображение;

8. Привлечь родителей, социум к участию в проекте.

9. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

  Этапы проекта

1этап. Подготовительный

1. Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2. Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы

3. Довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявления родителям);
4. Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;
5. Разработать консультации для родителей;
6. Сформировать экологическое сознание, экологическую культуру, добра и милосердия как базисных качеств личности и коммуникабельности.


 2 этап. Разработка мини проектов


1. Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе;
2. Подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия;
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности;
4. Составление плана реализации проекта;

5. Определение содержания деятельности всех участников проекта;

6. Поиск различных средств достижения целей.

2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта  включает в себя:        

1. Работу с детьми.

2. Работу с родителями.

1. Работа с детьми

1. Организованная образовательная деятельность;

2. Образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов;

3. Совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;

4. Самостоятельная деятельность детей.

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта

1. Тематические ООД экологической направленности.

2. Познавательно - исследовательская деятельность.

3. Чтение художественной литературы по проектной тематике.

4. Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видиофильмов.

5. Наблюдение за объектами живой и неживой природы

6. Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.

7. Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.

8. Сочинение экологических сказок и стихов включенных в книгу «Природа зовет на помощь». Викторина «Что, где, когда».

9. Экскурсии и встречи с людьми профессии которых связаны с природой.

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта-

игровая деятельность экологического содержания

1. Сюжетно-ролевые игры;

2. Дидактические игры;

3. Развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры;                                                  4. Театрализованные игры;                            

5. Интеллектуальные игры: КВН, викторина «Что, где, когда»;

6. Экологические интеллектуальные игры: КВН, викторины.

Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе

1. Уход за растениями и посадками в группе, на участке, экологическом саду.

2. Создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями.

3. Поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант).

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта

Продуктивная деятельность       

1. Рисование.                                                                                                                                      2. Лепка.                                                                                                                                    3. Аппликация.                                                                                                                          4. Прикладная деятельность.                                                                                                             5. Конструктивно - модельная деятельность.

6. Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.

Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта

1. Спортивные, подвижные игры.

2. Спортивные досуги, праздники экологического содержания.

Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых

 природоохранных акций на тему

1. «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц)

2. «Огород круглый год»

3. «Цветник на подоконнике»

4. «Сохрани подснежник»

5. «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)

6. «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада).

7. «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево»

8. «Посади дерево и сохрани его»

9. «Спасем елочку».

Выставок творческих работ на тему

1. «Лето. Бабочки. Цветы.»

2. «Природа и творчество»

3. «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» (Фото - работы)

4 .Макеты на тему «Сад будущего»,  «Австралия», «Уральские горы»,(Фото - работы)

5 .«Краски осени» (Фото - работы)

Взаимодействие  с родителями

1. Проведение консультаций  о взаимодействие ДОУ и семьи на тему «Профорентация  детям уже с детского сада. Задумываемся о профессии будущего.» 2. Экологическое образование дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края.

3. Семинара для родителей на тему: «Эколог – профессия будущего».

4. Анкетирование.

5. Оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания связанные с профессиями.

6. Информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет.

7.У частие в выставке поделок «Природа и профессии»,

«Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!», «Цветущий май», «Сад будущего».

9. Привлечение к участию родителей в природоохранных акциях;

10. Проведение праздников, развлечений.

11. Привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.

3 этап. Реализация проекта


Перспективный план по внедрению проектной деятельности (тематические мини - проекты)


                       1 Мини проект- профессии и природа

Цель: Ввести ребенка в мир различных профессий связанных с природой, установить взаимосвязь профессий и экологии. Результаты человеческой деятельности в жизни природы. Дать доступные понятия о том, что знания экологии помогают решить технические проблемы и установить истинные причины высыхание растений и вымирание животных, сохранении здоровой жизни на планете.

1. Сбор информации: рассматривание картинного материала о профессиях связанных с природой, беседы на тему «Кем бы я хотел быть в будущем».

2. Чтение произведений «А что у вас?» С. Михалкова, «Кем быть» В.Маяковского и «Большая книга профессий» Шалаева Г.П.

3. Интервью с работниками детского сада.

4. Продуктивная деятельность: рисование-набросок «Мы мечтаем»

5. Составление модели «Схема рассказа о профессии»

6. Альбом «Моя будущая профессия»

7. Разработка правил поведения в природе.

8.  Как помогает эколог животным и растениям.

9. Беседа на тему «Какие профессии могут навредить природе.».

10. Знакомство с профессиями пчеловода, животновода, лесника.

           

           

2 Мини проект- красная  книга нашего района

Цель: Представление о многообразии животного и растительного мира родного края. Взаимосвязь с профессией эколога.

1. Посещение библиотеки района.

2. Ознакомление с красной книгой нашего района.

3.  Сбор практического материала.

4.  Изучение и вывод почему пропали многие растения.

5. Определить исчезнувшие виды животных. Что мы можем сделать чтобы животные и растения не исчезали.

6. Творческие работы на тему «Растения и животные из красной книги».

7. Акция «Принеси книгу о природе».

3 Мини проект- прогулка по нашему селу

Цель: Представления о родном крае как о природном комплексе с разнообразными ландшавтами. Элементарные сведения об охране природы, защиты экологии нашего села (отрицательные факторы: вытаптывание, загрязнение, неправильное землеиспользование). Нужна ли профессия эколог- как основание здорового образа жизни и нашего будушего.

1. Познакомить детей с природными ресурсами нашего села.

 2. Автомобили и природа.

 3. Беседы о том, как мы можем сохранить деревья,     цветы, птиц на нашей улице.

 4. Почему погибло дерево около автосервеса.

 5.Батарейки в цветнике.

 6. Акция «Сбор использованных батареек»

 7.Создание и распространение листовок «Береги свое село – свою землю».

                             

               

4 Мини проект - лес и лесничий

Цель: Показать важность и значение профессии лесника в настоящее время и для последующих поколений. Эта профессия нужна для того, чтобы охранять природу, живущих в них птиц, зверей, выращивать леса, не только для современных людей, но и для последующих поколений. Ведь лес это лёгкие нашей планеты!   

1.Беседа о профессии лесника.

2. Просмотр презентаций на тему «Лес и его богатства!»

3.Экскурсия в краеведческий музей нашего села. Знакомство с историей нашего лесного хозяйства.

4.Экскурсии в лес вместе с родителями.

5. Природоохранные акции «Лес – наше будущее береги его»

6. Встреча с лесником Пестречинского лесохозяйства (видиоролик встречи).

7.Посадка елочек на участке детского сада.

8. Подбор дидактических игр, разработка сюжетно ролевой игры «Прогулка влесу»

9. Постановка театрализованного представления сказки  «Солнечный лучик».

5 Мини проект- путешествие по материкам и странам

Цель: показать детям в доступной форме проблемы экологии других стран. Задуматься над вопросами: Почему погибают птицы, вымирают животные? Кто в этом виноват? Что мы можем сделать?

1.Просмотр видио фильмов об экологических проблемах дальних стран.

2.Изучение проблем Африки, где люди загрязняют природу химическими отходами и промышленными газами. Австралии – где происходит опустынивание земель из за вырубки лесов. Проблемы Крайнего Севера, Уральских гор.

3. Создание вместе с детьми макетов дальних стран.

4. Беседы на тему «Как мы можем помочь»

5. Акция “Спасм планету от мусора”, “Поможем животным Австралии”.

6. Создание книги «Природа зовет на помощь!».

6 Мини проект - экологический сад

Цель: формирование у детей понимания важности здорового питания для организма через развитие устойчивого интереса и желания детей к процессу исследования и выращивания экологически чистых растений от семян до плодов. Формировать понимание причинно-следственных связей: питание – здоровье; растения – окружающая среда;  растения – уход. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться результата своего труда.

1. Знакомствос профессией садовода.

2. Совместно с родителями посадить экологический сад. Наблюдение и уход за садом.

3. Исследование почвы. Может ли дерево расти в глиняной почве.

4.  Словесные игры: «Я садовником родился», «Опиши цветок»

5.  Дидактические игры. «Найди растение», ,«Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?»,  «Собери букет»

6.  Коллаж «Цветочное царство».

7. Сбор урожая. Ценность экологически чистых продуктов. Почему неследует покупать арбуз у дороги.

7.Мини проект (заключительный) - эколог –профессия будущего

Цель: Знакомство с профессией эколог. Знакомство с новыми терминами в профессии связанными с экологией, и их значении. Используя  полученный опыт и проведении исследовательской деятельности подвести детей к осознанию важности экологических знаний, как основы здоровой жизни людей. Развитие экологического мышления,  как установки профессионального навыка на будущее.

1. Знакомство с профессией Эковожатый – профессия будущего. Раскрыть  понятие  «Эковожатый». Рассмотреть альбомы, фото о создании волонтёрских групп.  выяснить в процессе изучения данной специальности, путем исследования, что данные специалисты создают волонтёрские группы, для работы над улучшением экологии на территории садика. Результаты отметить в дневнике наблюдения.

2. Создать условия для знакомства с профессией - Парковый эколог - это профессионал, в задачи которого входит анализ экологического состояния общественных пространств (парков, скверов, площадей, аллей и др.), разработка и внедрение решений по озеленению, заселению территории животными, птицами, насекомыми и принятие других мер по поддержанию экологического баланса на зеленой территории внутри города. Совместно с родителями провести экскурсию в парки нашего села. Сделать фото местности, рисунки, отметить в дневнике наблюдения особенности местности, растительность, птиц, насекомых. Сделать выводы.

3. Знакомство с профессией - Портовый эколог(видео материал)  – специалист, который занимается мониторингом и контролем показателей экологической безопасности порта, судов, окружающей среды (водной акватории, воздушной среды, прилегающих территорий, популяции растений и животных в акватории и прилегающих территорий). Рассказать детям что, морской порт – это всегда риск для окружающей среды.

4.Знакомство с профессией - Сити-фермер (видео фильм). Специалист по обустраиванию и обслуживанию агропромышленных хозяйств на крышах и в зданиях небоскребов крупных городов. Вертикальные фермы – позволяющие выращивать растения и разводить животных в черте города (профессия ближайшего будущего).

Заключение

         Во время реализации проекта, получены разнообразные знания не только по экологии, а именно что  Экология - профессия будущего. У детей повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, расширились знания о профессиях связанных с природой, значимости экологии в жизни человека. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему   миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями)  сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании при-родных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безо-пасного поведения в повседневной жизни. а самое главное в реализации проекта мы убедились в том, насколько актуальна тема изучений профессий в дошкольном возрасте.  Проект заинтересовал детей и взрослых, задуматься над своим будущим и профессий нашего будущего.

Список использованной литературы

1.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет Старшая группа ; в 2ч - О.А. Воронкевич – СПб : Детство – пресс, 2002

2.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, подготовительная группа – Волгоград: Учитель, 2012

3. Красная книга Пестречинского района. Составители: районное методическое объединение учителей биологии, географии, химии Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, 2019год.

4.Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова – Москва 2008

5.Материалы интернет – сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка по экологической тропе" в рамках городского проекта "Экология и культура - будущее России"

Сценарий экологического праздника проведённый в рамках городского проекта "Экология и культура - будущее России"...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...

Практико – ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «Профессии прошлого – профессии будущего».

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий в дошкольной педагогике разработана недостаточно...

Проект"Экология- профессия будущего "

Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие дейс...

Проект "Экология - профессия будущего"

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей ср...

Консультация для родителей и воспитателей «Клипмейкер – профессия будущего!», посвященная науке и технологиям в рамках предметной недели «Мир профессий» в ДОУ (в рамках XVIII-го областного педагогического марафона)

Консультация для родителей и воспитателей «Клипмейкер – профессия будущего!», посвященная науке и технологиям в рамках предметной недели «Мир профессий» в ДОУ...

Проект по ранней профориентации дошкольников "Профессии прошлого - профессии будущего"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонно...