Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Путешествие капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гафарова Эльвира Тасимовна

Открытое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan.docx243.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

               «Детский сад комбинированного вида №56 «Ландыш»

Муниципального образования городской округ Республики Крым

                                               

Конспект непосредственной образовательной

   деятельности в средней группе

    на тему:  «Путешествие капельки»

C:\Users\Руслан\Desktop\аттестация 2022г\фото занятие путешествие капельки\1.jpg

                                                         

                                                     

                                                              Подготовила воспитатель

                                                                       1 категории: Гафарова Э. Т.

                             г. Симферополь, 2022 г.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Форма - проведения: занятие - путешествие.

Цель: Закрепить знания детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.

Задачи:

Образовательные: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека; Закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса) . Дать детям знания о круговороте воды в природе.

 Развивающие: Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, активизировать потребность в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания и способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать.

Воспитательные: Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Материал: капли воды (большие и маленькие) изготовленные из бумаги, три ёмкости для опыта, молоко, вода, камешки, лимон; дидактическая игра «Кто живет в воде», волшебный квадрат Воскобовича, макет  круговорот воды в природе, презентация «Путешествие капельки».

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Предварительная работа: заучивание стихов о воде; просмотр видеоматериала про значение воды в природе, рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за  цветами (полив).

Ход занятия:

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем привет и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

Доброе утро! Все вместе!

Дети: Доброе утро!.

Стук в дверь. Второй воспитатель вносит каплю воды  (Звучит аудиозапись звука ручейка.)

Воспитатель берёт капельку

Воспитатель: Ой, а кто ты?

Капелька : здравствуйте! Я маленькая Капелька воды.

Воспитатель: здравствуй, капелька. А что случилось, что тебя так расстроило?

Капелька : Я потерялась!

Воспитатель: Как это произошло?

Капелька : Сейчас я вам покажу сказку обо мне, а вы поможете её рассказать. Хорошо?

Презентация «Путешествие капельки».

Воспитатель:

Жила-была маленькая Капелька воды.

Была она чистой, веселой и… какой еще могла быть капелька? (звонкой, прозрачной, озорной, хрустальной, весёлой).

Капелька очень любила путешествовать. Однажды  весной,  когда пригрело  ласковое … (солнышко,  начал  таять… (снег,

маленькая Капелька проснулась, зазвенела радостно, и отправилась в далекое путешествие.

Она встретилась с … (правильно,  с ручейком,  который  бежал по камешкам между  гор.

В ручейке Капелька нашла себе сестричек, и побежали он быстро, а потом все быстрее и быстрее, и прибежали они к большой, гордой, полноводной, (правильно речке). А на речке плыла лодочка

Волшебный квадрат «лодочка»

Лодочка плывет по речке

Оставляя на воде колечки

   Речка несла свои спокойные волны к далекому, соленому… (да, к морю).

И Капелька с сестричками попали в это волнующееся море.

Тут они решили отдохнуть и поиграть на волнах.

Какие были волны? (большие, бурливые, пенные, высокие, игривые)

Покажите, как шумело море – махи рук вперед с произнесением звуков:

ш-ш-ш и назад – шух, шух.

6.    Гимнастика для глаз.

За - За - За - берегу свои глаза.    Прослеживать взглядом движения пальца   

                                                                    Вправо-влево.

Зу - Зу - Зу - я увидела осу.          Описать в воздухе рукой большой круг.

Са - Са - Са - на носу сидит оса.       Коснуться пальцем кончика носа,

                                                                          Проследить взглядом.

Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай.  Быстро поморгать глазами.

Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай.  Крепко зажмурить глаза.

Но тут солнышко протянуло свои теплые лучики к Капельке, и она стала легкой, как… что? (пух, вата).

И поднялась Капелька на небо, на белое, пушистое… (облачко).

Физ-минутка: Пальчиковая игра «Облако»

Маленькое облако по небу плывет – пальцы в замок

Маленькое облако ветерок несет – качаем вправо, влево

Поднимает облако на утес могучий - сцепленные руки поднять и потянуть вверх

Превращает облако в грозовую тучу – развести руки и потрясти

Там Капельке стало грустно и холодно, ведь она хотела снова играть. Поэтому она огорчилась и… как вы думаете, что она сделала? (заплакала, и упала на землю весенним дождиком.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап  (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

Покажите, как капает маленький дождик (тихонько пальчиками по полу).

Капелька упала на травку… какая могла быть травка? (зеленая, молодая, мягкая) и стала капелька росою.

Капелька скатилась с травки на землю, а потом и под землю. Там было темно и холодно.

Но Капелька не испугалась, потому она была… какой, как вы думаете? (смелой, решительной).

Она отыскала выход на поверхность земли, и опять встретилась, как вы думаете с кем? Конечно же, с ручейком. Обрадовался ручеек, увидев снова веселую, чистую Капельку.

Капелька отдохнула немножко и опять побежала путешествовать. Ведь она такая непоседа!

Динамическая пауза «Ручеек, речка, море».

Побежали, побежали

Наши малыши.

Побежали, побежали

Словно ручейки (бег друг за другом змейкой)

Ручейки весенние там и тут

Нашим детям весело

Песенку поют.

Речка, реченька (перестраиваются в пары, бегут парами)

Говорливый голосок.

Разольется по лужку

Не пройти нигде дружку.

Речка, реченька бежит

К морю синему спешит.

Все в кружочек соберемся (собираются в круг, берутся за руки)

Раз, два, три!

Вот какое наше море

Посмотри.

Волны подымаются,

Волны опускаются,

Капельки-сестрички

На волнах качаются.

Вот и мы с сестричками-капельками играли на морских волнах. Волны были такие большие! Мы так разыгрались, что я потеряла своих сестричек, и теперь ищу их. Скажите, может быть, они у вас?

Воспитатель: дети, давайте поможем Капельке отыскать ее сестричек. Подскажите, где можно их увидеть в нашей группе?

(на столе лежат значки-капельки. Вызванный ребенок берет значок, подходит к объекту с водой, прикрепляет его и объясняет, для чего здесь нужна вода).

В уголке природы: лейка.

Ребенок: вода нужна растениям, они живые и без воды погибнут.

Умывальная комната.

Ребенок: вода нужна, что бы мыть руки, лицо, игрушки.

Мойка.

Ребенок: вода нужна, что бы мыть посуду.

Кувшин с водой.

Ребенок: вода нужна для питья.

Воспитатель: Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе.

Воспитатель: Ребята,  Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

Дети: Деревьям, птицам, животным, растениям

Дид.игра  «Кто живет в воде .»

   А еще ребята знают, где есть вода в природе.

как можно назвать воду в озере, в болоте…

- в реке – речная

- в озере – озерная

- в море – морская

- в океане- океаническая

- в болоте – болотная

- в кране – водопроводная

- дождь – дождевая

- в роднике - родниковая и т. д.

Воспитатель: видишь, Капелька, как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек.

Капелька : спасибо ребята, теперь я знаю, где искать своих сестричек.

А может быть вы поможете ещё отыскать родственные мне слова.

Д/и «Родственные слова» (по наводящим вопросам воспитателя).

Воспитатель:

-ласково скажем? (водичка).

-Транспорт, передвигающийся по воде? (водный).

-А сказочный герой? (Водяной).

-Река вышла из берегов и затопила деревню. Что произошло? (наводнение).

-Как сказать одним словом:

-вода поворачивается (водоворот,

- вода падает (водопад);

-в воду лазает (водолаз);

-вола проведена (водопровод,

- воду возит (водовоз).

Воспитатель: Видишь, Капелька, сколько у тебя слов-родственников.

Капелька : хорошо, когда столько родственников. Но я среди них младшая, и пока что знаю о себе очень мало. Расскажите обо мне, какая же я, какими свойствами обладаю?

Воспитатель: Мы с ребятами много о тебе говорили, изучали, проводили опыты. И сейчас расскажем о тебе.

Воспитатель: На столе два стакана. Что в них?

Дети: Вода и молоко.

Воспитатель: Правильно, а как вы догадались?

Дети: Вода прозрачная, а молоко нет

Воспитатель: Хотите проверить правда это или нет.

Опыт№1. «На определение прозрачности воды»

Воспитатель: Положим в стаканчик с водой камушки. Ульяна положи видно их?

Дети: Да. 

Воспитатель: А теперь такие же камушки мы положим в стаканчик с молоком. Ваня положи. Видно их?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какое молоко? Какая вода? Мы в этом убедились?

Опыт №2 «На определение цвета воды»

Воспитатель: У меня есть разноцветные полоски. (на всех) Если поднести полоску к воде, то найдём подходящий цвет и определим цвет воды. Попробуйте сами.

Воспитатель: Ну, что ребятки, подошла ли какая-нибудь полоска по цвету?

Дети: Нет

Воспитатель: Так какая же вода? Есть ли цвет у воды?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит вода- бесцветная.

Воспитатель: Но вода может быть не только прозрачной, она может быть мутной, грязной, если бежит ручейком по песку или по земле.

Воспитатель: А я знаю ещё одно волшебное свойство воды. Хотите узнать какое?

Опыт № 3 «На определение вкуса воды»

Воспитатель: Ребята, есть ли вкус у воды?

Возьмите трубочки и попробуйте воду. Какая она на вкус?

Дети: безвкусная

Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса.

А теперь понюхаем воду и узнаем пахнет вода или нет.

Дети: Нет запаха

Воспитатель: Верно, получается, что вода не имеет запаха.

А что будет если мы положим кусочек лимона? Проверим?

Дети: Вода стала кислая, горькая. 

Воспитатель:

Правильно теперь вода поменяла вкус, потому, что мы добавили туда лимон. Вода приобретает вкус того вещества которое мы добавили.

А если теперь мы ее понюхаем, то изменился ли запах у воды?

Дети: Да, вода стала пахнуть лимоном

Воспитатель. Правильно, а почему?

Дети: Потому, что лимон пахнет.

Воспитатель: Да, потому, что у лимона есть запах.

Значит теперь какие мы можем сделать выводы?

Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее мы добавили.

Капелька стала весёлой и ей совсем не страшно. Что же Капелька о себе узнала?

Дети: Что вода: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.

Воспитатель: Но бесцветной, без вкуса и запаха она может тогда, когда чистая. На земле осталось очень мало чистой воды.

Люди берут воду для заводов, фабрик из реки, а выливают в неё воду загрязнённую, испорченную, в которой уже не могут жить растения и животные. Иногда люди моют в водоёмах машины, выбрасывают туда остатки пищи, бумагу, осколки стекла, банки из - под консервов. Все это вредит жизни водоёмов, они заболевают. Вода становится отравленной. Поэтому воду нужно ценить, беречь, расходовать экономно.

Человек запомни навсегда:

Символ жизни на земле – вода!

Охраняй её и береги,

Мы ведь на планете не одни.

Исчезли реки и моря.

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдёт немало лет,

И нет водицы, нет, нет, нет.

Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь.

А как мы можем беречь воду?

Дети: Плотно закрывать кран, чтобы не тратить её просто так, не засорять ручейки, речки, моря.

Капелька : спасибо, ребята, я услышала о себе очень многое.

Дети:

Вы слыхали о воде? 

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

    Воспитатель: Капелька, а ты знаешь, что мы с ребятами не только рассказали о тебе, но и нашли твоих потерявшихся сестричек.

Капелька : где же они?

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, перед каждым из вас есть стаканчики с водой. Мы с вами говорили о том, что вода (бесцветная, чистая, прозрачная). А теперь подумайте и скажите, что в воду нужно добавить, чтобы она стала цветной? Правильно, добавить краску.

Выберите ту закрашенную воду, которая вам больше нравится, возьмите кисть и опустите ее в стаканчик с водой, аккуратно размешайте краску.

Воспитатель: А на листиках, лежащих перед вами, спрятались сестрички нашей гостьи Капельки. Чтобы их увидеть, намочите кисть в окрашенной воде, и закрасьте всю поверхность листа.

Дети выполняют работу, у каждого проявляется рисунок объекта,

где содержится вода (облако, снежинкакапельки, снеговик и др.)

Какая водичка у тебя получилась? В каком состоянии? (в жидком, в твёрдом (замёрзшем, в виде пара)

Воспитатель: Вот и нашлись твои сестрички, Капелька.

Воспитатель спрашивает у некоторых детей, какое изображение у него проявилось.

Капелька : Большое спасибо, ребята, за то, что нашли моих сестричек.

Сюрпризный момент

А на память о нашей сегодняшней встрече я хочу вам подарить вот эти кисточки, они помогут вам нарисовать ещё очень много замечательных рисунков. А ещё вот такие волшебные раскраски, для которых совсем не нужны краски, а достаточно просто воды.

Воспитатель: Давайте поблагодарим капельку. Нам было очень приятно с тобой познакомиться, Капелька. Нам с моими сестричками опять пора в путешествие.

До новых встреч, ребята.

(Капелька «уходит»).

Итог занятия.

Воспитатель: а мы, ребята, давайте вспомним, как в природе путешествует вода.

Дети:

1. В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

2. То в снег превратится, то в лед,

Растает – и снова в поход!

3. По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

4. Вокруг оглянитесь

Вас окружает везде и всегда

Хором: Эта волшебница вода!

Воспитатель: Дети, а что вам особенно запомнилось в нашем сегодняшнем путешествие? О чём вы вечером расскажите своим родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: "Путешествуем по улицам города

Путешествуя по улицам города, дети знакомятся с правилами дорожного движения и с работой светофора....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Путешествие в страну здоровячков».

Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятием «правильное» или «здоровое питание». Формировать у детей представление о необходимости заботы о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по теме «Путешествие по поселку Чернянка».

Конспект огранизованной образовательной деятельности для работы с детьми среденей группы по нравственно-патриотическому воспитанию...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на тему: «Путешествие в страну Здоровья»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по теме «Путешествие в осенний лес» ( с использованием игровых технологий)

Цель.  Продолжать формировать представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения и экспериментальную деятельность. Уточнить знание детей о видах деревьев, диких живо...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В средней ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «Путешествие по сказкам»

                        Тема: «Путешествие по сказкам»  Цель: Формировать положительное отношение к русским народным...