Познавательно- исследовательская деятельность. Конспекты.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зинченко Елена Алексеевна

"Песок, свойства песка". (старшая группа).

"Знакомство со свойствами песка и глины" (старшая группа)

"Животные и песок" (старшая группа)

"Воздух, его свойства" (средняя группа)

"Свойства песка и глины" (средняя группа)

Лаборатория экспериментов для педагогов "Что? Как ? и "Почему?"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш»

Конспект ООД в старшей группе.

Тема: «Свойства песка и его применение».

Подготовила и провела:

                                                                                                                                             Зинченко Е.А.

2022 год

 

Цель: расширение знаний детей о свойствах песка и его применении.

 

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка.
  2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, мышление, внимание, наблюдательность.
  3. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  4. Закрепить знания о применении песка.
  5. Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.

 

Предварительная работа:

  1. Беседы: «Песочные часы, «Где можно найти песок.
  2. Рассматривание фотографий с видами построек из песка.
  3. Наблюдение и игры с песком на прогулке.
  4. Чтение произведений Н. А. Рыжова «Не просто сказки», О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».

 

Оборудование: «Волшебный мешочек» с песком, контейнеры с песком, лупы, лейки с водой, иллюстрации, трафареты следов животных

 

Ход занятия:

 

  1. Организационный момент

 Воспитатель: Ребята у меня есть « Волшебный мешочек», а что в нем? (предлагает детям  на ощупь определить, что там находится). Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д…

 

Отгадайте загадку

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже

 - Ребята, что это? (песок).

Подумайте, где можно увидеть песок? (на пляже, в песочнице, в пустыне, на стройке). Верно (повесить иллюстрации)

- Что же такое песок? Об этом мы узнаем  в нашей лаборатории.

 

  1. Опыты.

Подойдите все к первому столу.

 

Опыт №1. Из чего состоит песок?

Воспитатель:

- Ребята, как можно,  узнать из чего состоит песок? (его надо рассмотреть).

- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? (нам поможет лупа)

-Давайте рассмотрим.  Что вы видите? Из чего он состоит? (песок состоит из песчинок, и у песчинок разная форма).

- Давайте возьмём песок в руки. Что чувствуете? (песок сыпучий).

Вывод: Итак, из чего состоит песок? (из песчинок). Какой он? (сыпучий).

 

Опыт №2. Песок сухой и мокрый.

- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)

- От чего сухой песок становится мокрым? (от воды)

Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать? (налить воды).

-А теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту.

Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус (дети пробуют). Получается? (да)

-А теперь с сырым (дети пробуют) Получается? (нет)

- Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись).

Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.

-Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить куличики)

Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет.

 

Опыт № 3. Следы на песке.

- Переходим к следующему столу (на столе ёмкости  с сырым и сухим  песком, трафареты следов животных)

Попробуйте оставить след на сухом и мокром песке. Что вы заметили? (остались следы на мокром песке).

- Ребята, а кто может оставлять следы на песке? (люди, животные, транспорт ).

Вывод: На мокром песке остаются следы.

 Давайте перейдём к следующему столу и рассмотрим фотографию  (на столе лежит фото «Песок в пустыне»)

-А кто же здесь оставил узоры на песке? (ветер)

 

Опыт №4. Движение песка.

-Когда дует ветер, он переносит песок с одного места на другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Ещё говорят «песок движется».

Давайте и мы сейчас превратимся в ветерок и будем дуть на песок через трубочку. Легонько дуем. (Дуем сначала на сухой песок, а заем на сырой).

-Какой песок нам удалось легко сдуть? (сухой)

- Почему мы не смогли сдвинуть с места сырой песок? (песчинки склеились и он стал тяжёлым). Верно.

Вывод: Песок двигается.

 

3.Физкультминутка.

Все ребята дружно встали.    Выпрямиться.

И на месте зашагали.            Ходьба на месте.

На носочках потянулись,       Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.  Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели.      Присесть.

И тихонько разом сели.          Выпрямиться и сесть.

 

Воспитатель:

- У нас остался ещё один эксперимент.

 Эксперимент: Песочные часы.

- Ребята, на следующем столе есть один предмет. Посмотрите.

-Кто знает, как этот предмет называется? (Песочные часы)

-Что вы знаете о песочных часах? (Состоят из двух сосудов, которые соединены между собой узким каналом, через который из верхнего сосуда песок просыпается в нижний. Время зависит от того, сколько песка в этих часах.)

Давайте проследим, за тем, как будет  пересыпаться песок.

- А теперь попробуем сделать своими руками песочные часы. Наберите песок в ладошку, и тихонько начните сыпать его. Чем больше песка в ладошке, тем дольше по времени песок будет сыпаться.

-Молодцы! У всех всё получилось.

 

  1. Показ презентации про песок.

     Песок – кусочки камней и морских ракушек. Камни и ракушки  под воздействием ветра, дождя, разрушаются, и получается… песок.

     Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва, которая состоит в основном из песка, не способна  удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

     Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, строительство  жилых домов.

     Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, песком можно рисовать картины. Мы тоже используем в детском саду песок для игр на прогулке. Дети лепят из песка куличики и пирожки.

Вывод: песок создан природой.

 

 Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка? (в пустыне)

 Правильно. Посмотрите (рассматривание иллюстраций песчаной пустыни)

 Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне? (Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы)

Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными  ходами и выходами).

Итог: Что мы исследовали? О чем мы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы сегодня узнали?



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш»

Конспект  занятия

организованной образовательной деятельности

в средней группе на тему:

«Знакомство со свойствами песка и глины».

Подготовила и провела воспитатель

Зинченко Е.А.                                                                                                        

г. Рославль

 2018 г.

                                                         

Программное содержание: познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание помочь персонажу, интерес к окружающему.

Словарная работа: сыпучий и рыхлый песок, а глина - вязкая, липкая, пластичная.

Оборудование: посылка с мешочками с глиной и песком, стаканы с песком и глиной, листы бумаги, лупы, лопаточки или пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка, столы с песком и водой, картинка дома из кирпича, красный кирпич, бумажные полотенца для рук.

Ход занятия:

1 часть. Ребята, я  получила посылку от трёх поросят Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, они просят вас о помощи. Им нужно построить крепкий, надежный и красивый домик, чтобы он защищал их от волка. Для строительства можно использовать только один из двух видов материала. Они просят нас помочь выбрать  материал.

Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я - … (Песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

/достает из посылки мешочки с глиной и песком/.

-  Что это? /песок и глина/.

- Сложное задание задали нам поросята. Дом должен быть крепким, не рассыпаться,  не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?

 Давайте посмотрим картинку домика.  Из чего он построен? /кирпича/. Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? Как можно проверить? /предположения детей/.  

Дети проходят за столы с песком.

2 часть. Опыт 1.  Что лучше лепиться

-Возьмите в ладонь сухой песок и сыпьте его струйкой на блюдце. Легко ли сыплется  песок? /ответы детей/. Что можно сказать о песке?

Вывод: Сухой песок сыпучий.  / Показ модели песка: опыт №1/

- Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок?  Проверим  /дети пытаются лепить сухой песок/.

Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

- Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

Смачивают водой песок.

- Куда исчезла вода? /она забралась в песок и спряталась/. Какой стал песок? /мокрый/.  Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.  

                Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

- Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.

- Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая.

Вывод: когда глина вязкая из неё можно слепить разнообразные фигурки, как из пластилина /показ модели глины:  опыт №4/

-  Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

   Вывод: сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.

                                                       Дети моют руки.

 - Как вы думаете, какой кирпичик прочнее: песочный или глиняный? Как можно узнать? /предположения детей /. Проверим.

Опыт 2. Что легче ломается?

Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи. Что случилось с песочными кирпичами? Рассыпались. А глиняные рассыпаются?

Вывод: из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.  /показ модели: глина опыт №5, песок опыт №5/

  - А  для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. /Показ красного кирпича/. 

Дети моют руки.

- Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? Давайте  рассмотрим песок и глину.

                                      Дети садятся за круглые столы.

Опыт 3. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу /показ модели: песок опыт №4/

- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине? / в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельча песчинок.  /Показ модели: глина опыт №1/

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Физминутка:

А теперь сами попробуем превратиться в песок и глину.

Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.

Дунул сильный ветерок, натворил переполох.

Легкие песчинки - поднял он как пушинки. (Прыгают)

И закружил легко. (Кружатся)

Но ветер вдруг угомонился.

Песчинки разом приземлились.

Вокруг себя повернитесь и в глину превратитесь.

Разгулялся ветерок, поднял снова переполох,

Но глины толстые куски,

Не поднять ему никак.

Будем дружненько стоять.

Молодцы, проходите на свои места.

- Ребята,  как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину? Как можно проверить?

 Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину?

 В стаканы помещаются  песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду.

Выяснить, что произошло в ёмкости с песком и глиной.

(Вся вода ушла в песок) показ модели: песок опыт №3/

(А на поверхности глины вода стоит, значит глина – водонепроницаемая)

но стоит на поверхности) показ модели: глина опыт №2/

 Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки  не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

   - Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя: песочные или глиняные? Почему?  Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные – нет. Молодцы!                   

 - Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства дома? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? Что случится с домом во время дождя, если кирпичи будут песочные?  Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, поросята будет рады нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал.  /Кладут мешок с глиной в посылку/.



Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности                 для детей старшего дошкольного возраста                               «Животные и песок».

Цель: знакомство детей с условиями жизни живой и неживой природы в жарком климате.

Задачи:

Образовательные задачи:

- познакомить с географическим положением зоны пустыни, её особенностями, растительным и животным миром, с условиями приспособления к жизни в пустыне животных и растений посредством опытно-экспериментальной деятельности;

Развивающие задачи:

- развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

- расширить знания детей о свойствах песка: сыпучесть, способность пропускать воду;

Воспитательные задачи:

- воспитывать доброжелательное отношение к животным и пресмыкающимся;

- развивать любознательность, интерес к экспериментированию, умение находить ответ опытным путём.

Оборудование: компьютер, разрезная картинка с изображением Африки, картинки с животными и растениями, схема «Как приспосабливаются растения в пустыне к засушливому климату», плоскостное изображение пустыни Сахара, распылитель воды, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, контейнеры с водой, песком, бруски, губки, салфетки, стаканы с водой, соломинки, настольная лампа (грелка), кусочки меха.

Предварительная работа: рассматривание карты мира, чтение сведений об обитателях пустыни в энциклопедии, наблюдения на прогулке.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, от профессора Чудакова. Послушайте его.

На планете Земля есть «Великое пустынное место», там очень жаркий и сухой климат и много-много песка. Прошу вас заняться исследовательской работой и помочь мне выяснить:

1. Как называется это «Великое пустынное место».

2. Где оно находится?

3. Что происходит с песком при сильном ветре?

4. Почему там после дождей воды не остается?

5. Есть ли там животные?

6. Если есть, то, как они в таких условиях могут выжить?

Заранее благодарю вас! Профессор Чудаков.

Воспитатель: Ну что, попробуем помочь?

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что это за место такое пустынное, от каких слов произошло «пустынное»?

Дети: Это место, где ничего нет.

Воспитатель: Да, ребята, слово «пустыня» произошло от слов пусто, пустынное. А, как вы думаете, что означает «Великое пустынное место»?

Дети: Это значит большое место.

Воспитатель: Получается, речь идет о большом пустом месте! Что это за место такое?

Дети: Пустыня.

Воспитатель: Посмотрите, профессор прислал какую-то головоломку (разрезная картинка «Африка»).

Воспитатель: Что же у вас получилось?

Дети: Африка, материк.

Воспитатель: Посмотрите на материк, на нем много желтого цвета. Что это означает?

Дети: Это песок, земля.

Воспитатель: Давайте, прочитаем название пустыни. «Сахара».

Воспитатель: Так, где же находится самое великое пустынное место?

Дети: в Африке, в пустыне Сахара.

Воспитатель: Вот мы и нашли ответ на первый и второй вопрос Профессора Чудакова!

(Дети и воспитатель подходят к контейнеру с песком. Надпись на шпажке «Пустыня Сахара», внутри животные, оазис).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на что похожа пустыня? (слайд с пустыней)

Дети: На море, видно волны.

Воспитатель: Правильно, ребята. Пустыня похожа на огромное песчаное море: на море есть волны, а в пустыне неподвижные волны – барханы.

Воспитатель: Как вы думаете, каким образом они возникают?

Дети: Когда начинает дуть ветер. Это зыбучие пески. Это от дождя.

Воспитатель: Давайте проверим одно из наших предположение, что именно ветер создает такие узоры на песке. Проходите к столу с песком.

3. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт 1. («Почему возникает песчаная буря?»)

Воспитатель: Прежде чем, приступить к опыту, давайте научимся правильно дышать, делаем глубокой вдох – носом, выдыхаем ртом.

Вы знаете, что ветер бывает разным, каким?

Возьмите трубочку, подуйте в нее на песок. Что произошло с песком? Почему песок зашевелился? Так почему возникает песчаная буря?

Вывод: сильный ветер поднимает песок, поэтому возникает песчаная буря. (Слайд с бурей)

Опыт 2. («Что происходит с водой в пустыне?»)

Воспитатель: Дожди в пустыне бывают очень редко. Ребята, а как вы думаете, после дождей в пустыне лужи остаются?

Дети: Бывают, но редко.

Воспитатель: Дети, возьмите стакан с водой, вылейте ее в контейнер с песком. Что случилось с водою? Остаются лужи в пустыне? Почему?

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз, поэтому после дождей, в пустыне воды не остается.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы получили ответы на 3 и 4 вопрос профессора Чудакова.

Продолжаем наше исследование.

Игра «Засели пустыню»

Воспитатель: В пустыне может показаться, что никто не живет и ничего не растет, но это совсем не так. Посмотрите на картинки у меня в коробочке и назовите животных, которые живут в пустыне, и растения, которые там растут.

Воспитатель: Что общего у всех этих животных?

Дети: Окрас, общее то, что скорпион ядовитый и змея, общее то, что ящерица и змеи охлаждаются в песке.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, как растения выживают в жарком климате пустыни?

Дети: Они приспосабливаются.

Воспитатель: Давайте, проверим, как стебли растений умеют запасать воду.

Опыт 3. («Запасливые стебли».)

Воспитатель: Представьте, что брусок и губка - это стебли растений. Мы опустим их в две емкости с одинаковым количеством воды. Опустим в первую емкость стебель-брусок, а во вторую стебель-губку.

Воспитатель: Посмотрите, что происходит? Почему? Какой стебель у растений в пустыне? Почему?

Дети: Стебли копят воду как губка.

Вывод: чем плотнее стебель, тем меньше и дольше он впитывает воду и чем более пористый стебель  тем больше и быстрее он впитывает воду.

Воспитатель: Правильно, ребята. Обратите внимание на всем вам знакомый Кактус. Где ж у него листья?

Дети: У него нет листьев, у него колючки.

Воспитатель: Я вам открою секрет, что колючки – это бывшие листики, которые приспособились к палящему солнцу.

Воспитатель: Посмотрите у меня в руках солнышко-фонарь. Возьмем листик из бумаги. Как вы, думаете, каким должен стать листик, чтоб спастись от прямых солнечных лучей?

Дети: Можно листики скрутить в иголки, можно листочки скрутить.

Воспитатель: В правы, некоторые листочки приспособились к солнцу и превратились либо в иголочки, либо свернулись.

Воспитатель: Многих животных вы заселили в пустыню, но забыли самого сильного и выносливого.

По песку идет гора,

Воду пьет по два ведра.

Зверь горбатый, добродушный,

И в пустыне очень нужный.

Кто это?

Дети: Верблюд.

Физкультурная минутка.

- Вы, наверное, устали?

- Да!

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи,

И, как змеи зашипели.

Пошипели, помолчали,

Как тушканчик поскакали.

Поскакали, поскакали,

За барханом мы пропали.

Отдохнули, ребята? Тогда продолжаем наше исследование.

Воспитатель: Его еще называют «кораблем пустыни». Как вы думаете почему?  (слайд верблюда)

Дети: Он как - будто плывет по песку.

Воспитатель: Дети, а почему верблюд может выжить в пустыне?

Дети: У него запас воды есть в горбах.

Воспитатель: У верблюда густая шерсть. Как вы, думаете, ему жарко в пустыне?

Дети: Да, ему жарко.

Опыт 4 («Почему верблюду не жарко в пустыне?»)

Воспитатель: Представьте, что грелка - горячее солнце, поднесите ладошку. Что вы почувствовали?

Дети: Очень жарко рукам.

Воспитатель: Положите кусок меха на ладошку, я снова положу вам грелку. Что чувствуете?

Дети: Сейчас не чувствуется тепло.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: шерсть защищает верблюда от жары.

Воспитатель: Песок в пустыне такой горячий, можно даже сварить яйцо. Как же верблюду удается отдыхать на песке и не обжигаться?

Дети: Может у него кожа толстая?

Воспитатель: Ребята, у верблюда и на груди, и на коленях твердые мозоли они защищают его от горячего песка, когда он ложится отдыхать.

Опыт 5 («Как охлаждаются ящерицы?»)

Воспитатель: Густая шерсть защищает верблюда от перегрева, а как же быть с ящерицами? Какие у вас предположения?

Дети: Ящерицы зарываются в песок и охлаждаются, они окунаются в воду.

Воспитатель: В пустыне не часто встретишь оазис с водой. Как же быть?

Прыснуть детям на руку водой. Попросить сделать взмахи. Что вы чувствуйте?

Дети: Холодок.

Вывод: у ящериц и змей есть специальные железы, которые выделяют жидкость, тем самым смазывает тело животного. Даже если нет по близости воды, удается охладиться.

(Обратить внимание детей на оазис, верблюды пьют воду).

Воспитатель: В пустыне есть удивительное место, которое называется оазис. Как бы вы описали оазис, какими словами?

Дети: Оазис – это островок пустыни, где есть небольшие озера. Около оазисов растут финиковые пальмы, цветы. Трава, живут люди и животные. Здесь можно отдохнуть от жары, попить воды. (слайд с оазисом)

4. Итог.

Воспитатель:

- Ребята на все вопросы Чудакова мы ответили?

- О чем мы сегодня узнали?

- Что вам больше всего запомнилось?

На планете Земля есть «Великое пустынное место», там очень жаркий и сухой климат и много-много песка. Прошу вас заняться исследовательской работой и помочь мне выяснить:

1. Как называется это «Великое пустынное место».

2. Где оно находится?

3. Что происходит с песком при сильном ветре?

4. Почему там после дождей воды не остается?

5. Есть ли там животные?

6. Если есть, то, как они в таких условиях могут выжить?

Заранее благодарю вас! Профессор Чудаков.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш»

Конспект  занятия

организованной образовательной деятельности

в средней группе на тему:

«Знакомство со свойствами песка и глины».

Подготовила и провела воспитатель

Зинченко Е.А.                                                                                                        

г. Рославль

 2018 г.

                                                         

Программное содержание: познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание помочь персонажу, интерес к окружающему.

Словарная работа: сыпучий и рыхлый песок, а глина - вязкая, липкая, пластичная.

Оборудование: посылка с мешочками с глиной и песком, стаканы с песком и глиной, листы бумаги, лупы, лопаточки или пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка, столы с песком и водой, картинка дома из кирпича, красный кирпич, бумажные полотенца для рук.

Ход занятия:

1 часть. Ребята, я  получила посылку от трёх поросят Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, они просят вас о помощи. Им нужно построить крепкий, надежный и красивый домик, чтобы он защищал их от волка. Для строительства можно использовать только один из двух видов материала. Они просят нас помочь выбрать  материал.

Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я - … (Песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

/достает из посылки мешочки с глиной и песком/.

-  Что это? /песок и глина/.

- Сложное задание задали нам поросята. Дом должен быть крепким, не рассыпаться,  не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?

 Давайте посмотрим картинку домика.  Из чего он построен? /кирпича/. Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? Как можно проверить? /предположения детей/.  

Дети проходят за столы с песком.

2 часть. Опыт 1.  Что лучше лепиться

-Возьмите в ладонь сухой песок и сыпьте его струйкой на блюдце. Легко ли сыплется  песок? /ответы детей/. Что можно сказать о песке?

Вывод: Сухой песок сыпучий.  / Показ модели песка: опыт №1/

- Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок?  Проверим  /дети пытаются лепить сухой песок/.

Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

- Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

Смачивают водой песок.

- Куда исчезла вода? /она забралась в песок и спряталась/. Какой стал песок? /мокрый/.  Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.  

                Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

- Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.

- Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая.

Вывод: когда глина вязкая из неё можно слепить разнообразные фигурки, как из пластилина /показ модели глины:  опыт №4/

-  Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

   Вывод: сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.

                                                       Дети моют руки.

 - Как вы думаете, какой кирпичик прочнее: песочный или глиняный? Как можно узнать? /предположения детей /. Проверим.

Опыт 2. Что легче ломается?

Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи. Что случилось с песочными кирпичами? Рассыпались. А глиняные рассыпаются?

Вывод: из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.  /показ модели: глина опыт №5, песок опыт №5/

  - А  для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. /Показ красного кирпича/. 

Дети моют руки.

- Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? Давайте  рассмотрим песок и глину.

                                      Дети садятся за круглые столы.

Опыт 3. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу /показ модели: песок опыт №4/

- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине? / в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельча песчинок.  /Показ модели: глина опыт №1/

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Физминутка:

А теперь сами попробуем превратиться в песок и глину.

Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.

Дунул сильный ветерок, натворил переполох.

Легкие песчинки - поднял он как пушинки. (Прыгают)

И закружил легко. (Кружатся)

Но ветер вдруг угомонился.

Песчинки разом приземлились.

Вокруг себя повернитесь и в глину превратитесь.

Разгулялся ветерок, поднял снова переполох,

Но глины толстые куски,

Не поднять ему никак.

Будем дружненько стоять.

Молодцы, проходите на свои места.

- Ребята,  как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину? Как можно проверить?

 Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину?

 В стаканы помещаются  песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду.

Выяснить, что произошло в ёмкости с песком и глиной.

(Вся вода ушла в песок) показ модели: песок опыт №3/

(А на поверхности глины вода стоит, значит глина – водонепроницаемая)

но стоит на поверхности) показ модели: глина опыт №2/

 Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки  не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

   - Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя: песочные или глиняные? Почему?  Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные – нет. Молодцы!                   

 - Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства дома? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? Что случится с домом во время дождя, если кирпичи будут песочные?  Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, поросята будет рады нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал.  /Кладут мешок с глиной в посылку/.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Малыш»

Конспект открытого занятия

в средней группе «Колокольчик» на тему: « Воздух, его свойства».

Воспитатель: Зинченко Е.А.

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.

Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, продуктивная деятельность детей, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей, игры.
Гипотезы: воздух постоянно нас окружает; способ обнаружения воздуха «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; воздух легче воды;  воздух есть внутри предметов; воздух есть внутри людей; без воздуха не возможна жизнь.

Интеграция  образовательных областей:

«Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»,

«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями.

А чтоб узнать, что будем исследовать, отгадайте загадку.

Загадка

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!  (воздух).

Воспитатель: Для чего нам нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать

Воспитатель: Давайте сделаем глубокий вдох, а затем выдох. Что мы с вами сделали?

 Дети:  Мы вдохнули и выдохнули воздух

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?

 Дети:  Нет

Воспитатель:  Я тоже его не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим?

 Дети:  Он прозрачный и невидимый.

Воспитатель:   А какого он цвета?

Дети: Бесцветный

Воспитатель: Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух прозрачный, бесцветный, но он вокруг нас, предлагая провести несколько опытов!  

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком). Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 
Дети: Он пуст. 
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? 
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? 
(ответы детей). На столах у нас фонарики. Ребята, давайте посветим на пакет. Что вы увидели? 
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. 
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух внутри и вокруг нас». 
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? 
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха! 
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет».

(Дети поочередно кладут в тазик с водой стеклянные шарики, железные, мелкие предметы, пробки, поролоновый мячик др. предметы.  И наблюдают,  какие из них тонут, а какие плавают). 
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы можем сделать вывод, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать, а в которых нет воздуха-  тонут.

Физкультминутка «Вот так холод, вот мороз» (музыка Е.  Железновой)

Опыт 3. Движение воздуха.

 Воспитатель:  Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и т д.). Ветер – это движение воздуха.

 Я предлагаю вам,  увидеть и почувствовать движение воздуха.  Давайте подуем на небольшие и легкие предметы и увидим, как они двигаются.

Возьмите веера и помашите ими перед лицом. Что вы чувствуете?

 Дети: Небольшой ветерок, чувствуем,  как движется воздух.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель:   А еще я предлагаю поиграть в игру « Веселое перышко». Мы будем дуть на наши перышки и посмотрим,  у кого дольше и выше будет летать перышко.

Опыт 4. Чем пахнет воздух?

 Воспитатель:  Как можно почувствовать запах воздуха?

Дети: Понюхать.

Воспитатель: сам воздух не имеет запаха, но переносит их. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили. Или мы можем услышать запах духов или др. пахучих веществ.

Вывод: воздух не имеет запаха, но переносит запахи.

Опыт 5.  Можем ли мы услышать воздух?

 Воспитатель:  На самом деле, звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.

Давайте с вами возьмем свистульки и подуем в них. Что же происходит?

Дети: Мы слышим звук – воздух выходит из свистульки.

Воспитатель:  Так же мы может услышать воздух и другим способом  (воздух, издаваемый  из резиновой игрушки,  музыкально – духовые инструменты).

Вывод: звук возникает при быстром движении воздуха.

Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших исследований и проведенных опытов  мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии).
Дети: - что воздух постоянно нас окружает; 
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; 
- что воздух легче воды; 
- что воздух есть внутри предметов; 
- что воздух есть внутри людей.

- что чистый воздух не имеет запаха, но может его передавать.

- что ветер – это движением воздуха. Воздух можно услышать.

Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? (на столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая салют.

-Какие красивые картины у нас получились. Давайте  ими мы с вами украсим нашу группу!

Но воздухом можно не только рисовать, но и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри! Дети дуют мыльные пузыри.  



Предварительный просмотр:

Лаборатория экспериментов «Что? Как? и Почему?»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского  экспериментирования.

Задачи:

  • представить экспериментирование, как одну из форм проведения поисково- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;
  • раскрыть особенности проведения детского экспериментирования;
  • формировать у участников деловой игры мотивации к использованию в образовательном процессе опытно- экспериментальной деятельности;
  • создать и поддержать условия для развития творческого потенциала.

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Зинченко Елена Алексеевна, воспитатель средней группы. Я рада нашей с Вами встречи.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому детей необходимо включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Такой деятельностью и является  опытно-экспериментальная. Для детей младшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности характерен принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы возвращаемся не один раз. В этом возрасте  уделяется большое внимание наблюдениям с объектами живой и неживой природы, а также используем простейшие опыты с водой, песком, бумагой. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. В результате опытно-экспериментальной деятельности у детей развиваются познавательные процессы, речевая активность, обогащение словаря, умение делать предположения и выводы.

Сегодня хочу продемонстрировать вам, как можно использовать метод экспериментирования не только в искусственно созданных лабораториях, но и посредством путешествия по сказке.

Наше путешествие будет напрямую связано с цитрусовыми фруктами. А  цитрусовые, как известно, аллергенный продукт (содержат антигены, имеющие белковую природу, при воздействии которых развивается аллергическая реакция). Если у кого то из Вас аллергия на цитрусовые, сообщите, пожалуйста.

Итак, я вас приглашаю в сказку.

В некотором царстве, в цитрусовом государстве жили-были три брата. Как вы думаете кто?  (Мандарин, Апельсин, Лимон).

Жили они дружно и весело, никогда не ссорились. Жили и понимали, что в них содержатся витамины и вещества, укрепляющие иммунитет и повышающие устойчивость к инфекционным болезням. Сильно возгордились фрукты, доказывая друг другу о своей незаменимости и пользе. Между друзьями произошла ссора.

Повздорили братья и разошлись, стали жить в своих царствах по одному. Мандарин - в каком? - Мандариновом, Апельсин  - ? (в Апельсиновом), Лимон - ? (в Лимонном).

Жили они так порознь и не общались друг с другом. Пока не случилась беда. Напали на Лимонное царство злые перцы: окружили его, а Лимона посадили в башню. Сидит и грустит Лимон, думает, как же ему весточку послать братьям, как попросить помощи? У него не было ни ручки, ни даже маленького карандашика, только один белый лист бумаги и нашел.

Как вы думаете, что придумал Лимон?  Версии….. (сделать самолет, но если прилетит пустой самолет, что могут понять братья?) 

Сидит Лимон и плачет, слезы кислые льются.

Чем лимон может написать?

И написал Лимон письмо лимонным соком. Свернул лист самолетиком и отпустил его в  окошко. Летит самолет, куда ветер дует. И прилетел самолет прямо в Мандариновое царство. Взял Мандарин самолетик и нечаянно порезался бумагой. Думает, надо рану обработать, взял йод и пролил на самолет.

 А, что он увидел, мы сейчас с вами узнаем.

Опыт: Перед вами лежит совершенно белый лист бумаги, возьмем йодовый раствор и кисточкой закрасим лист бумаги. Покажите, что у вас получилось? (Грустный смайлик, если ребенок умеет читать, можно написать слово «помоги» или смайлик со слезой). Это означает, что что-то случилось.

Что происходит, когда йодовый раствор соприкасается с бумагой? Бумага при взаимодействии с йодом дает синий цвет, происходит реакция, с чем?   С лимонным соком йод реакции не дает. А при изготовлении бумаги используется крахмал, поэтому у нас окрасилась только бумага.

Как вы думаете, как можно использовать этот опыт в детском саду? Например, в игровой деятельности – с/р и «В шпионов», «детективов», «в разведчиков». Что-то расследуют, передают.

Прочитал  Мандарин письмо Лимона и все обиды сразу забыл, надо было срочно спасать брата. Только одному ему не справиться, и решил он пойти к своему брату Апельсину. Долгий путь был. Пришел он к речке, думает, как ему речку переплыть. Ни моста, ни лодки у него нет. Прыгнул Мандарин в воду,  поплавает как поплавок, его к берегу прибьет. Не может он переплыть на другой берег. Сидит и думает, что ему делать.

А действительно ли мандарин не может переплыть?

Опыт: Давайте попробуем. Берем мандарин и отпускаем в воду! Что мы видим? Утонул? НЕТ. Почему?

Делаем вывод. Так происходит, потому что в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды, потому что воздух легче воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что становится тяжелее воды. Вспомните, где человек применяет свойство  воздуха держать предметы на воде.  (Надувные круги, лодки, корабли).

Сел Мандарин и думает, как же ему перебраться на тот берег. И придумал. Что придумал Мандарин? – Раздеться!

Опыт: Берем мандарин без кожуры и опускаем в воду (мандарин без кожуры утонул). Чтоб наглядно было видно - опускаем оба мандарина.  Почему утонул мандарин? Потому, что мы убрали воздух (кожуру).

Прыгнул он в воду и пошел по камешкам, за водоросли держался и перешел реку вброд и пришел в Апельсиновое царство.

А там веселье, праздник. Апельсин празднует день рождения. Рассказал Мандарин, что с их братом беда приключилась. Сели они на крылечко, не до веселья им стало, и думают, как же брата из беды вызволять. И придумали они лететь на воздушных шарах, день рожденья же, шаров много. Летят они на воздушных шарах. Мандарин удачно приземлился, а  Апельсин был неуклюжим, зацепился кожурой за шарик и шарик лопнул.

Почему лопнул шарик?

Наверно дело в кожуре.

Опыт: Давайте попробуем, берем  апельсин и выдавливаем из кожуры масло и капаем на шар, он лопается. Как вы думаете, почему лопнул шар? Что находится к кожуре апельсина?  Эфирные масла  попадают на  резину и она разъедается. 

А почему у Мандарина шарик не лопнул? Мандарин был без кожуры, поэтому шар у него не лопнул.

Где применяются эфирные масла? (В косметологии, парфюмерии).

Испугались злые перцы, услышав взрыв шаров,  и убежали. А братья освободили Лимона и с той поры больше никогда  не ссорились, и жили долго и счастливо.

Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемы коллеги! Вот и подошло наше путешествие в мир экспериментов к концу. Надеюсь, что наша совместная деятельность поспособствует повышению профессионального мастерства по данной теме, а  полученный опыт  будет использован в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание». Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа).

Образовательная область «Познание».Развитие познавательно-исследовательской деятельности.Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа)....

Познавательно-исследовательская деятельность. Конспект занятия на тему: «Свойства бумаги». Старшая группа

Цель: Продолжать формировать представление детей о свойствах  бумаги опытно-экспериментальным путем.Задачи:• Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, непрозрачная, мнется, пла...

НОД по познавательно-исследовательской деятельности. Конспект занятия в старших группах по теме: «Обычаи, традиции казаков»

Звучит кубанская народная песня.Под музыку дети входят в зал.-Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?Дети: казаки.СЛАЙД 1.-Правильно, песню эту...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Познавательно-исследовательская деятельность Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием ИКТ Тема: «Моя семья»

Познавательно-исследовательская деятельность Конспект   занятия по развитию речив старшей группе с использованием ИКТ Тема: «Моя семья»...