Викторина "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Сабирова Резеда Агъзямовна

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическая викторина36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Васильева Бужинский детский сад»

 Арского муниципального района Республики Татарстан

Экологическая игра-викторина

 для разновозрастной группы

«Зимующие птицы»

                                    Подготовила воспитатель

                                            Сабирова Р.А.

Экологическая викторина «Зимующие птицы»

Цель: Сформировать представления о зимующих птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

Задачи:

Обучающие: Расширять и закреплять знания детей о птицах. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями.

Развивающие: Развивать способность анализировать внешний облик птиц, их поведение. Развивать связную речь. Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом. Развивать умение слушать ответы друг друга. Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

Воспитательные: Воспитывать доброе отношение к природе, желание помогать и заботиться о птицах зимой. Продолжать воспитывать в детях организованность, дисциплинированность, умение договориться между собой. Воспитывать у детей умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, поддерживать инициативу, командный дух.

Оборудование: маски, изображающие различных птиц, фишки для составления пищевых цепей, картинки лабиринтов, разрезные картинки птиц, грамоты для победителей, мольберты, медальки с изображением птиц на каждого ребёнка, магнитофон.

В: Здравствуйте, ребятки! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! Как ваше настроение? Давайте сделаем так, чтобы наше хорошее настроение передалось всем, кто присутствует в этом зале.

 Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

В: Молодцы! Мне очень приятно видеть ваши улыбающиеся лица. Садитесь поудобнее на стульчики.

Вбегает сорока (воспитатель).

Сорока: Здравствуйте! Здравствуйте всем! Устала, запыхалась, лечу из соседнего леса, столько новостей, ох, столько новостей, даже не знаю, с какой и начать… Одна знакомая белка совершенно забыла, где припрятала свои запасы шишек, а заяц стал уже совсем белый… А еще с воробьем случилась беда! Бедный воробей! Как же он теперь?.. А дело было так…

Сценка «Доживем до весны»

Влетает обессилевший воробей.

Сорока: Ой, беда, беда, беда.

Скорей летите все сюда!

Ворона: Что с тобой, воробушек?

Бедняжка, еле дышит, слабый слишком…

Мы все помочь ему должны,

Чтобы дожил он до весны…

Покормить и обогреть,

Чтобы смог он полететь…

Синичка: Не бойся нас, малыш.

В беде тебя не бросим,

Мы помощи людской попросим…

Воробей: Вижу вы спасти меня готовы,

Вот только знать хочу, кто вы?

Дятел: Я дятел зовусь тук-тук.

Уничтожаю беспощадно клювом своим

Жучков, личинок, мух.

Сорока: Я всем известная сорока,

В простонародье белобока!

Синичка: А я синичка-невеличка,

Меня повсюду величают чудо-птичка!

Голубка: Я голубка городская,

Известна мне любовь людская.

Снегирь: Я бойкий снегирь,

По веточкам прыг-скок.

Не хочу манишку красную снимать,

Алую рябинку люблю я поклевать!

Свиристель: Не волнуйся, милый, воробей,

Ты теперь среди друзей…

А попал ты в детский сад,

В чудный центр для ребят.

Клест: Учат здесь любить, беречь природу,

Песни петь, стихи читать,

А кто попал в беду большую,

Непременно выручать.

Щегол: Детки от стужи зимней нас спасают,

На участке семечками щедро угощают.

Воробей: По веточкам, по кустикам

Развесили кормушки.

Пускай к ним в гости прилетают

Вороны и воробушки.

Сорока: Вот так все и было. Кстати, это же тот самый детский сад, где воробышку помогли. А это те самые детки! Какие же они молодцы, правда?  

В: Да, дети у нас хорошие и сострадательные. Всем помогут! Ребята, как раз сегодня я хотела предложить вам поиграть, но не в простую игру, а игру-викторину. Поиграем?

Сорока: Конечно, поиграем. Отчего ж не поиграть-то?

В: Чтобы подсказать, на какую тему будет игра, загадаю вам загадку:

«Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнём,

Будем в небе голубом.

Нас зимою покормите

Дети кто мы? Назовите»

Воспитатель: Правильно, это птицы. Сегодня мы проведём необычную игру на тему «Зимующие птицы».

 

Сорока: Да это ж про  меня! Про зимующих птиц я все знаю, вот только спросите, все расскажу. За одно и проверю, что знают ребята про пернатых друзей.

В: Вы уже много знаете о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас.

Воспитатель: Пришло время представить наши команды. Команда «Синички».  (детям раздаются медальки с изображением синицы).

Девиз: «Называют нас «Синички»,

Но мы дети, а не птички.

Червячков мы не клюём,

Кушаем мы кашу,

Молоко и соки пьём!

Любим группу нашу!»

Сорока: И команда «Воробушки»

 (детям раздаются медальки с изображением воробья).

Команда «Воробушки»:

Девиз: «Мы по жизни не бездельники

Любим всем мы помогать

А зовемся мы «Воробушки»

Будут так нас называть!»

В: Капитаном команды «Синички» будет ….., а капитаном команды «Воробушки» будет ….  Оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри…..  За каждый правильный ответ команды получают по одной фишке. Выиграет команда, набравшая наибольшее количество фишек.

С: Объявляем 1 конкурс «Разминка».

(каждой команде загадываются загадки поочередно)

Во дворе я — королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

Хоть я не молоток —

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица — почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

«Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!» (Воробей)

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова)

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета,

Громко так стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет. (Сорока)

В: Во 2 конкурсе вам нужно разделить всех птиц на перелетных и зимующих. Команда «Синички» выбирает картинки птиц, которые остаются с нами зимовать, а команда «Воробушки» ищет птиц, улетающих осенью в теплые края.

С: Следующий конкурс «Четвертый лишний». Вам нужно внимательно посмотреть на предложенные картинки и назвать лишнюю птицу, объяснив свой выбор.

В: Скажите, пожалуйста, у всех ли птиц есть хвосты? Они одинаковые? Узнаем это, выполнив 4 задание: игра «Чей хвост?». Командам раздаются картинки с изображением птиц, вам нужно найти на столе их хвосты.

С: Следующий конкурс «Собери картинку». Вам нужно собрать картинки-пазлы с изображением птиц и назвать их. (синица, ворона, дятел, воробей, сова, снегирь)

В: Немного отдохнем и сделаем физкультминутку.

Вот летали птички,

Птички-невелички.

На дорожку сели,

Зернышек поели.

     Перышки почистим,

чтобы были чище.

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней быть деткам.

С: Отдохнули, продолжим. Следующее задание называется «Угадай по описанию». Проверим, насколько вы внимательные.

-Эта птица имеет пестрое оперение. Ее называют «лесным доктором». Верхняя часть тела черная, а низ белый. У самцов на затылке красное пятно. На крыльях белые пятна. (Дятел.)

- Эта перелетная птица появляется в нашем регионе в начале зимы в большом количестве. Нижняя часть тела самцов красная, спина - серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черные. Птица носит снежное название. (Снегирь.)

- Ловкая, суетливая птица. Голова, крылья, хвост - чёрные, на крыльях есть белые пятна. Хвост длинный, будто стрела. В народе про нее говорят, что она трещит. (Сорока.)

- Очень подвижная и ловкая птичка размером с воробья. Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желтая и брюшко желтое, а щеки и пятно на затылке белые. (Синица.)

-А эта птичка в самую стужу гнездо мастерит, птенцов выводит. И клюв у нее необычный – крестообразный. Что это за птица? (Клест)

-Серенькая, маленькая, подвижная птичка. Эта птичка издаёт призывное «чив-чив», которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

-У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья - черные, остальное тело — серое. (Ворона)

-У этой птицы большая голова, которой она вертит во все стороны, у нее нет шеи, круглые немигающие янтарные глаза. Она великолепно видит в темноте. (Сова)

С: Следующая игра-лабиринт «Помоги птичке долететь до кормушки»

для капитанов. Вам нужно будет карандашом отметить верный путь птички до кормушки. Побеждает та команда, чей капитан быстрей и правильнее справится с заданием.

В: Раз уж птички благополучно долетели до кормушек, нужно положить им туда корм. Давайте вспомним, чем же любят лакомиться наши пернатые друзья. (Картинка-подсказка)

-Воробей питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.

-Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).

-Ворона и сорока - всеядные птицы. Это городские санитары, едят любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.

- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.

-Голубь любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.

С: Когда мы кормили птиц, мы должны соблюдать некоторые правила. Давайте их повторим.

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы сами будут прилетать к этому времени. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

В: Мы все вспомнили и уже готовы к следующему испытанию, которое называется «Кто что ест». Вам нужно выбрать одну птицу и подобрать к ней ее любимое лакомство.

С: Сейчас вас ждет блиц-опрос. Командам нужно быстро дать ответы на заданные вопросы. Побеждает та команда, которая дала больше правильных ответов. Вопросы для команды «Синички»

1 Какая птица – символ мудрости? (сова)

2 Какую птицу зовут «певцом леса»? (соловей)

3 У какой птицы красная грудка? (снегирь)

4 У какой птицы зимой появляются птенцы? (клест)

5 Какая птица не вьет гнезд, а подкидывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)

6 Какие птицы прилетают зимой из леса поближе к человеку? (свиристели, снегири)

В: Вопросы для команды «Воробушки»

1 Какие птицы занесены в список лучших друзей «садоводов» и «лесоводов»? (Синица)

2 Какая птица кашу варила и деток кормила? (сорока)

3 Какая птица охотится только ночью? (сова)

4 У какой птицы крестообразный клюв? (клест)

5 Какие птицы не умеют летать? (пингвины, страусы)

6 Какая птица называется «доктором леса»?  (дятел)

С: А сейчас вас ждет эстафета. Я тут пока летела из соседнего леса, столько блестяшек набрала. Они все такие красивые! Нужно их срочно перетаскать в мое гнездо. Поможете? Вам нужно взять одни бусы, отнести их в «гнездо» и вернуться к своей команде. Побеждает команда, быстрее перетаскавшая украшения.

В: Послушайте, как щебечут птицы зимой. Узнаете их? Проверим это, выполнив следующее задание. Конкурс «Угадай по голосу» (сова, дятел, синица, глухарь)

С: Последний конкурс на внимательность и быстроту. Вам нужно быстрее своих соперников правильно раскрасить снегиря и синицу.

В: На этом наши задания закончились. Пока жюри подводит итоги нашей викторины, мы предлагаем вам сделать на память о сегодняшней игре вот таких симпатичных снегирей. Для этого нам понадобятся листы картона, шаблоны птиц, цветные карандаши, клей, кисти  и шерстяные нитки. Сначала раскрасим наших снегирей карандашами, чтобы заполнить фон рисунка. Сейчас намажьте клеем грудку птички и приклейте на смазанное место нарезанные нитки, чтобы аппликация получилась объемной. Излишки ниток встряхните на поднос. Наша поделка готова. Посмотрите, какие красивые снегири у вас получились! Эти и другие зимующие птицы прилетают и наши кормушки.

     Покормите птиц зимой!                         Юлиана

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,                      Мира

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.                               Адель

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна,               Егор

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,                Аскар

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,                    Султан

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:                               Азалия

Улететь могли,

А остались зимовать,                                    Самир

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз,                                   Самира    

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось                          Аделя

     Нам встречать весну!

С: Предоставим слово нашему компетентному жюри. Не терпится узнать, кто же выиграл.

В: Ребята, вы такие молодцы! Вы очень много знаете об образе жизни птиц зимой, о том что они нуждаются в нашей помощи в непростое для них время года. Оставайтесь всегда такими добрыми, хорошими, сострадательными по отношению к живому миру! Предлагаю сейчас всем вместе выйти на участок и покормить наших пернатых друзей, которые, наверное, уже заждались нас у кормушек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....