Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Зимующие птицы» с использованием современных образовательных технологий (Здоровьесберегающая, игровая, ИКТ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лимачко Оксана Васильевна

Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Программные задачи:

 

Обучающие:

• Формировать умение различать и называть зимующих птиц;

• Образовывать сложные прилагательные;

• Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание)

Развивающие:

• развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться     речью – как доказательством;

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе, доброжелательность.

•воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми;

 

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально – коммуникативное»«Физическое развитие»«Художественно – эстетическое».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 73 Калининского   района Санкт-Петербурга

_____________________________________________________________________________

Конспект НОД

с детьми старшего дошкольного возраста

по познавательному развитию

«Зимующие птицы»

с использованием современных образовательных технологий

(Здоровьесберегающая, игровая, ИКТ)

Составитель: Лимачко Оксана Васильевна,

воспитатель

Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Программные задачи:

Обучающие:

• Формировать умение различать и называть зимующих птиц;

• Образовывать сложные прилагательные;

• Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание)

Развивающие:

• развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться     речью – как доказательством;

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе, доброжелательность.

•воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми;

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально – коммуникативное»«Физическое развитие»«Художественно – эстетическое».

Материал.

 Предметные картинки с изображением зимующих птиц (воробей, синица, ворона, сорока, голубь, дятел, сова, клест, снегирь, сорока); магнитофон и записью голосов птиц; деревянная кормушка с посылкой; раскраски по количеству детей, поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Тётушки Совы в конверте.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулок.

Чтение рассказов и стихотворений о птицах.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц.

Изготовление кормушек, подкормка птиц на участке.

Рисование, аппликации на тему «Зимующие птицы»

Слайд №1

1. Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

А теперь посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, тем самым поздоровайтесь друг с другом.

Мы пришли в детский сад (имитируют ходьбу)

Лёша рад и Витя рад, и конечно все ребята (хлопают в ладоши)

Нашей встрече очень рады! (вытянуть ладоши вперёд)

- Ребята, какое сейчас время года? - Зима.

-Какая погода зимой на улице? - Снежная морозная, ветреная, холодная.

Воспитатель:

А сейчас ребятки, загадаю вам загадку.

Воробьи и голуби

Дятел, клёст и снегири

Совы и синицы:

Одним словом это - …. (птицы)

Воспитатель:

-Ребята, а вы знаете, как птицам перезимовать в лютые морозы? (проблема)

-Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас отправимся на опушку леса. Закройте глаза, а я произнесу заклинание.

Слайд №2 (включить муз. фон в презентации)

Вокруг себя повернитесь и на опушке леса окажитесь.

(звучит музыка- голоса птиц)

Вот мы и на опушке леса.

Слайд №3

Ребята посмотрите, в лесной почте есть для нас видео письмо, от Учёной тётушки совы. Внимание на экран.

Слайд №4 (включить муз. фон в презентации)

«Дорогие ребята! Приглашаю вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? (ответы детей) Тогда вперёд!»

Воспитатель:

слушайте 1 задание. Осенью, многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц?

Дети: перелётные

Слайд №5

Воспитатель: Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц.

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

Воспитатель: А почему они улетают в тёплые края?

Дети: (потому что они питаются живым кормом: комарами, мухами, лягушками, которые исчезают с наступлением холодов).

Воспитатель: Ребята, есть одна птичка, которая очень скучает по вам и по нашему детскому садику, вы не догадываетесь, о ком я говорю?

Дети: о «Журавушке»(хором)

Слайд №6 (включить муз. фон в презентации)

Слайд №7 «Картинка Журавлик»

Выходят 3 детей в центр

Ребёнок«Журавушка» – эмблема нашего детского сада.

Ребёнок: Символ счастья, любви и здоровья,

которыми окружены все мы – дети.

Ребёнок: Клином журавлиным к цели мы летим.

Новые знания получить хотим!

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы!

«Журавушка», прислал вам видео сообщение из тёплой страны под названием Испания, куда он отправился зимовать.

Видео обращение к детям от «Журавушки» (презентация)

Слайд №8 (включить муз. фон в презентации)

Воспитатель: Ребята, а для тех птиц, которые остались здесь, настало трудное время. А как называются птицы, которые не боятся холодов?

Дети: зимующие

Слайд №9

Воспитатель: В следующем задании (2) тётушка сова просит вас ребята, отгадать загадки и рассказать о зимующих птицах.

1 загадка

Ребёнок: Кто стучит в лесу с утра?

Отвечай-ка детвора,

То: "Тук-тук",то:"Так, так, так! "

Строит дом другим чудак,

В красной шапочке приятель,

Кто же он? - Конечно. (дятел)

Слайд №10

Когда наступают холода, оставшиеся зимовать дятлы, укрываются в заранее приготовленных ими же дуплах. Дупло дятел не выдалбливает, а вырывает в нутре трухлявого ствола. Опилки служат ему надежной защитой от холода.

Настоящим спасением для дятлов в голодный зимний период, как и для большинства птиц, становятся кормушки.

Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из под коры деревьев жуков, короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и достаёт вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

2 загадка

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова.)

Слайд №11

Образ жизни совы в зимний период не отличается от той жизни, которая происходит весной и летом. Птицы по-прежнему продолжают охотиться, чтобы получить необходимое для себя питание. Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

3 загадка

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет«Кле -кле -кле!».

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест. (Клёст)

Слайд №12

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое, с толстыми стенами и прочное, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест. - У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов.

Воспитатель. Где живут эти птицы?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы.

4 загадка

Ребёнок: Любит прыгать и летать,

Хлеб и зернышки клевать.

Вместо "Здравствуйте" привык

Говорить всем "Чик-чирик". (Воробей.)

Слайд №13

В холодный период воробьи расправляют все свои перышки, что делает их похожими на маленькие пушистые комочки.

Еду в зимний период этим маленьким птичкам найти очень тяжело, так как они просто не могут преодолеть снежный покров. Поэтому и питаются они тем, что лежит наверху.

Как правило, найдя пропитание один воробушек, начинает звать и остальных, поэтому кормушки всегда будут заполнены множеством птиц.

В темное время суток в зимний период воробьи стараются ночевать тоже вместе. Они собираются небольшими стайками и садятся друг возле друга вплотную, чтобы греться друг от друга. Те птицы, которые находились внутри, постепенно перемещаются наружу, давая тем самым согреться другим птицам.

5 загадка

Ребёнок: Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом.

Тут как тут!

(Снегирь)

Слайд №14

Снегири — холодолюбивые птицы, поэтому наша зима для них является «теплым краем», а летом они улетают на далекий Север, где температура намного ниже. Зимой, с началом первых снегов, в нашу страну прилетают невероятной красоты птицы, которые имеют ярко-красные грудки. Эти птицы — снегири. А вот готовиться к зиме им не нужно, чем больше морозы, тем спокойнее выглядят снегири. Что едят снегири? Снегири — сообразительные птицы, они поселяются у домов, рядом с которыми растет сирень, клен и другие кусты и деревья. Сначала они съедают семена сирени, затем перелетают на клен. Также снегири питаются ягодами рябины, птица давит ягоду своим клювом и извлекает семена, и именно его поедает. Почему птиц назвали «Снегири»? Имя птицы получили от слова «снег», поскольку в народе говорили, что именно они являются предвестниками зимы и первого снега.

Воспитатель:

А где живу воробьи и снегири?

Дети: в городе по ближе к людям.

Воспитатель: а каких птиц вы ещё знаете, которые остаются зимовать с нами? (перечисление….)

Слайд №15

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: Давайте посмотрим 3 задание тётушки Совы.

Много птиц слетелось на опушку леса, а какие именно, попробуйте угадать их голоса! Включается фонограмма с голосами птиц.

Слайд №16

Дети: Это синички. Они тинькают.

- Это совы. Они ухают. Это голубь. Он урчит.

- Это вороны. Они каркают. Это клест. Он клекает.

- Это сорока. Она стрекочет.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас настало время отдохнуть и провести физкультминутку.

Слайд №17

• Физкультминутка.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево - вправо.)

И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

• Музыкальная гимнастика в записи

Воспитатель: мы немного отдохнули, и пора выполнять следующее

(4 задание) тётушки Совы.

Слайд №18

Ребята, вспомним пословицы и поговорки о птицах.

Дети:

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без Родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Журавль прилетел и тепло принес.

Слайд №19

Воспитатель: У нас следующее задание (5)

Игра «Что умеют птицы» (игра с мячом).

Воспитатель бросает детям поочерёдно мяч и задаёт вопрос «что умеет птица?», ребёнок ловит мяч и отвечает «летать, клевать, скакать, прыгать, пить, спать, вить гнёзда, высиживать птенцов, заботиться о птенцах и так далее).

Д/и «Скажи какая? Какой?»

Воспитатель:

— Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

— А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

— Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

— Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

— Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)

Слайд №20

Воспитатель: молодцы ребята, а у нас 6 задание от тётушки Совы.

Ребята, зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная, как вы можете помочь птицам зимой?

Дети: Можем сделать кормушки, подкармливать птиц.

Воспитатель: Правильно птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду, везде можно устроить для птиц столовую. А чем можно покормить птиц? (Поднос с заготовленной подкормкой для птиц).

Дети: Здесь корм на любой вкус: ягоды шиповника, пшено, семечки, овёс, мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

Воспитатель«Назови правила подкормки птиц!».

Дети: Называют правила: кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках; наполняют их каждый день, во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.

Воспитатель: Ребята посмотрите, в лесной почте есть для нас посылка и видео письмо. Внимание на экран.

Слайд №21

Воспитатель: «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Тётушка Сова».

Ребята, давайте скорее откроем посылку.

Воспитатель раздает детям подарки от тётушки Совы – раскраски «Птицы».

И ещё один главный подарок - большая кормушка для птиц, которую мы сможем повесить на нашем участке.

Рефлексия:

Воспитатель: Молодцы ребята, мы сегодня много узнали о птицах, какие зимующие, а какие перелётные птицы. Вспомнили что зимой птиц нужно подкармливать. Справились с заданиями, которые нам прислала тётушка Сова.

- О каких птицах говорили? (о зимующих)

- Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Сегодня мы с вами пойдем на прогулку, возьмем с собой кормушки, корм, развесим их на деревьях и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм. И скажут вам огромное спасибо по птичьи. А на этом наше занятие закончено. Спасибо вам ребята, за познавательное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Вода-волшебница»

Цель: Закрепить знания о свойствах воды через экспериментирование.Задачи:- Развивать интерес к экспериментированию с водой.- Закрепить в речи слова прилагательные – признаки воды (безвкусная, пр...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию Времена года. Когда это бывает? (технология мнемотехники)

Детям трудно запомнить признаки времён года.Для облегчения запоминания создаются разнообразные схематичные изображения тех или иных природных явлений....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием современных технологий «Приключения Царевны-Лягушки»

Цель: обобщить  и закрепить  полученные математические представления  старших дошкольников. Планируемые результаты:По образовательным  задачам:- увеличивает и уменьшает число ...

Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию по теме: "Зимующие птицы"

Занятие разработана для детей старшего дошкольного возраста. Содержит много разнообразных видов деятельности для детей: интересные загадки, описательные рассказы о зимующих птицах, сбор пазлов, с през...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста 6-7лет развитие познавательных интересов, нравственных чувств детей с использованием игровых технологий.

Цель: развитие познавательных интересов, нравственных чувств детей с использованием игровых технологий....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию Экскурсия в музей «Русской народной игрушки

Цель: Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.Задачи:Образовательные:• Познакомить с популярной русской народной...

«Свойства воды» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

занятие в игровой форме в виде детской лаборатории, где дети проводят опыты с водой...