«Наш дом - Земля» проект недели естественно – научной грамотности в МБДОУ «Д/с № 47»
методическая разработка по окружающему миру

Лидовских Нина Александровна

«Наш дом  - Земля»

проект  недели естественно – научной грамотности

в МБДОУ «Д/с № 47»  г. Ачинск Красноярский край

Творческая группа воспитателей ВКК:  Лидовских Н.А., Белобаева Е.В., Володина Н.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наш дом  - Земля»

проект  недели естественно – научной грамотности

в МБДОУ «Д/с № 47»  г. Ачинск Красноярский край

Творческая группа воспитателей ВКК:  Лидовских Н.А., Белобаева Е.В., Володина Н.А.

«Нас в любое время года

Учит мудрая природа…»

В. Орлов

Ключевое понятие:

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Актуальность: ФГОС ДО определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.

Проблема: у детей недостаточен объем знаний в области естественнонаучных представлений,   они затрудняются в установлении взаимосвязей в живой и неживой природе, взаимосвязи человека с природой.

Цель проекта:  развитие естественно - научных представлений об окружающем мире, формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе, желания детей конкретными делами и поступками украшать и любить свою Землю - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

Задачи:

  • закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития всех живых объектов необходимы вода, солнце, воздух; формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;
  • развивать познавательную активность и любознательность у детей в процессе экспериментально – опытнической деятельности,  учить анализировать, делать умозаключения и  выводы, развивать логическое мышления, отстаивать  свое мнение;
  •  способствовать развитию умения оказывать посильную практическую помощь окружающей среде совместно со взрослыми посредством элементарной трудовой деятельности в природе и совместных мероприятий (выставки, акции, конференции и т.д.);
  • воспитывать культуру поведения в природе, ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе, родному краю.

Участники проекта:  воспитанники детского сада групп младшего и старшего дошкольного возраста, сотрудники,  специалисты, родители (законные представители).

Внешние связи: согласно обще садового проекта «Партнерство с социумом в расширении образовательного пространства ДОО»

Сроки  реализации:    с 18  по 22 апреля  2022 год

Место реализации: МБДОУ «Д/с № 47»

Ресурсы  обеспечения проекта:

  • Кадровые: заведующий, заместитель заведующего по ВОР, заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель, воспитатели, специалисты.
  • Информационные: методические разработки,  презентации,  научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
  • Материально – технические: наглядные и дидактические пособия, музыкальный центр, ноутбук,  мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный – создание  инициативной  творческой группы по руководству проектом (заместитель заведующего по ВОР, методический совет), мониторинг отклика родителей  (законных представителей) на участие в проекте,  оформление «стены тревоги», презентация «маршрута недели».
  • Практический – реализация плана  совместных действий, освещение  на сайте ДОО, в СМИ.
  • Заключительный – Детская научная конференция «Наш дом Земля», выставка плакатов «Сохраним планету»

Ожидаемый результат:

Дети:

  • имеют элементарные  представления о взаимосвязи живой  и неживой природы, о том, что человек – часть этой природы, что для роста и развития всех живых объектов необходимы вода, солнце, воздух;
  • проявляют познавательную активность и любознательность в процессе экспериментально – опытнической деятельности,  умеют  анализировать, делают умозаключения и  выводы, отстаивают свое мнение;
  • оказывают посильную практическую помощь окружающей среде совместно с взрослыми посредством элементарной трудовой деятельности в природе;
  • владеют элементарными навыками  культуры поведения в природе, проявляют бережное отношение к окружающему миру, родной природе, родному краю;
  • участвуют в   мероприятиях   самостоятельно и совместно с взрослыми (выставки, акции, конференции и т.д.).

Маршрут проекта «Наш дом – Земля»

Воспитательная цель маршрута:  Воспитание у детей осознанно-положительного отношения к природе, явлениям и объектам.

Воспитывающая среда ОО:

  • «Стена тревоги» - информационный стенд о природных катаклизмах и  техногенных катастрофах планеты.
  • «Наш дом – Земля» - маршрут недели экологии.
  •  «Весна. Первоцветы» - картинная галерея.
  • Агитационный марш в рамках обще садового проекта «Добрые дела дошколят или маленькие волонтеры».
  • «Войди в природу другом» - экологическая тропа в действии.

 Эко -  информация для родителей (законных представителей):

  • Оформление наглядной агитации:  папок-передвижек, ширм по охране окружающей среды.
  • Буклет «Как воспитать ребенка, любящего природу» (полезные советы для взрослых).

Планирование:

Дата, день

Примерное содержание

Итог дня

Понедельник

18.04

«Всего одна Земля»

Дать представление о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, что для роста и развития всех живых объектов необходимы вода, солнце, воздух.

Открытие недели, утренний сбор

НООД, беседа с показом презентации, видеороликов, обучающих программ  об обитателях  планеты Земля.

Целевая прогулка по территории детского сада, деятельность на метеостанции, экологическая тропа, наблюдения, труд

Подвижные игры.

Выставка рисунков

«Из тысячи планет Земли прекрасней – нет!» +

«Письмо – обращение к планете Земля»

(один рисунок от группы, сопровождается письмом к планете Земля)

Вторник

19.04

«Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем»

Дать представление о жизни животных и растений в природе,  природных объектах, отметить интересные факты их происхождения или жизнедеятельности.

Беседа с показом презентации, видеороликов, обучающих программ  об  изобретениях природы, экспериментально – исследовательская деятельность.

Дидактические игры «Кто, где живет, что где растет», «По лесным тропинкам» и др.

Продуктивная деятельность

«Полна загадок чудесница – природа» -

страница под грифом «Это интересно»  в обще садовый ежемесячный журнал «Жемчужина», можно с обеих сторон листа А 4.

Среда

20.04

«Я вырос здесь и край мне этот дорог»

Дать представление о природе родного края, особенностях климатических условий. Способствовать развитию умения оказывать посильную практическую помощь окружающей среде посредством элементарной трудовой деятельности.

Рассматривание карты Красноярского края.

Наблюдения в уголке природы и на прогулке, деятельность на метеостанции, «экологической тропе».

Дидактические игры

Подвижные игры

Решение   проблемных экологических ситуаций,

элементарная трудовая деятельность, посадка растений

Экологический трудовой десант по уборке территории детского сада

«Очистим природу от мусора»

Фотовыставка «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»

Обновление объектов «Экологической тропы»

Четверг

21.04

«О тебе моя природа»

Формирование стремления беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей

Чтение художественной литературы, загадывание и отгадывание загадок, разучивание потешек, пословиц, поговорок, стихов

Выступление на детской научной конференции:

03 -  Музыкально – литературная композиция «О тебе моя природа»

05 - Экологический суд

«В защиту растений»

07 -  Экологический суд

«В защиту животных»

08 -  Экологический суд

«В защиту птиц»

09 -  «Человек – часть природы»

10 -  «Экологический светофор» - правила безопасности в природе

Литературный марафон

 «Я с природою дружу»

(для групп 01,02,04,06)

Детская научная конференция

«Наш дом – Земля»

(для групп

03, 05, 07, 08, 09, 10)

Пятница

22.04

«День Земли»

Воспитание бережного отношения к природе, чувства доброты, сопричастности и сопереживания ко всему и прекрасному, учить беречь, охранять и защищать природу           

Закрытие недели, групповой сбор.

История происхождения,

экологические катастрофы и проблемы.

Дидактические игры

Изготовление памяток, буклетов, рекламных плакатов

Практическая деятельность.

Выставка поделок из бытовых отходов «Вдохнем вторую жизнь»

(совместно с родителями)

Выставка плакатов «Сохраним планету»

Приложение 1

Анкетирование родителей 

 

  • Анкета 1 «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

1. Что такое экология?

2. Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

  • Анкета 2  «Экологическое воспитание дошкольников»

Уважаемые родители!

Дошкольная образовательная организация  в рамках  недели естественно – научной грамотности проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. 

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

• Беседы с ребенком о природе

• Подкормка птиц

• Отдых на природе

• Наблюдение за природными объектами

• Чтение художественной литературы природоведческого содержания

5. Как вы оцениваете уровень  естественно – научных   компетенций Вашего ребенка?

6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольной  организации в рамках недели естественно – научной грамотности ребенка?

8. Как вы оцениваете работу дошкольной  организации  по экологическому воспитанию дошкольников?

  • Анкета 3 «Птицы нашего города»

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей в отношении жизни птиц нашего города?

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?___

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? В чем это проявляется? Ребенок много рассказывает о птицах, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о птицах (нужное подчеркнуть).

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли птиц?  Чем можете оказать помощь ДОО  по заботе о птицах нашего города?

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников в отношении птиц? В чем это проявляется?   Беседовали с ребенком о природе, о птицах, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу, проводите наблюдения с детьми за птицами, сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения по отношению к птицам? Нужно ли это делать?

8. В чем Вам нужна помощь ДОО по данной проблеме? Как проводить наблюдения за птицами, заботиться о птицах, как наблюдать за их кормлением, как знакомить с правилами поведения в природе, какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми?

9. Как оцениваете работу ДОО по данному вопросу?

10. Ваши предложения и пожелания.

  • Анкета  4 «Насколько вы компетентны в вопросах экологии

1. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

2. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

3. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

4. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

5. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

6. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

Приложение 2  

«Наш дом – Земля», 21.04.2022

сценарий детской научной конференции

для детей младшего и старшего дошкольного возраста 4-7 лет

организатор: методический совет ДОО

Цель: Формирование стремления беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Выступающие под спокойную музыку заходят в зал, рассаживаются на свои места.

Ведущий 1: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Ведущий 2: - Мы рады приветствовать Вас на детской научной конференции «Наш дом – Земля».

Ведущий 1:

Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте, Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.

Ведущий 2:

Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят и  от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!!

По окончании этих слов ведущие  открывают глобус – модель Земли, прикрытый платком и предлагают поздороваться с нашей планетой. Дети хором рассказывают стихотворение:

- Здравствуй, Земля!

Ты щедра и красива!

В наших сердцах твоя добрая сила.

В наших горячих руках твоё завтра.

Здравствуй, Земля наша милая, здравствуй!

Ведущий 1: - Чтобы наша Земля всегда была цветущей и зеленой, все люди должны бережно относиться к природе.

Ведущий 2: - Прежде надо выяснить,  что же такое природа?

Ведущий 1: - Я думаю, что нам расскажут об этом ребята из группы 03.

Музыкально – литературная композиция «О тебе моя природа».

Ведущий 2: - Спасибо, выступающим  группы «Знайки». Очень хорошо рассказали о природе.

Ведущий 1: - А у меня вопрос к ребятам. Ребята, а бывают ли случаи, когда у вас появляются слезы? Когда это происходит? Природа тоже живая и когда ей больно, она тоже плачет. Послушайте, что нам говорят растения нашей Планеты:

 «Мы – растенья, мы в беде!

Топчут люди нас везде: на поляне, на лугу

В роще и глухом лесу!

С деревьев ветки обрывают, ножиком кору сдирают!

Цветы охапками несут и грибы с корнями рвут!

Помогите нам, друзья,

Дальше жить  нам так нельзя!»

Экологический суд  «В защиту растений» - выступление группы 05

Ведущий 2: - Спасибо, ребята! Теперь я спокойна за наши растения, давайте посмотрим, что происходит с животными:

Красную книгу я открываю,

Отчего же Красной её называют?

Красный – значит опасность и боль,

Красный цвет кричит нам о том,

Что виды живые умирают кругом.

Отчего же случилось такое?

Ведь это всеобщее горе?!

Экологический суд «В защиту животных» выступление группы 07

Ведущий 1: - Спасибо, ребята! А мы продолжаем.

Птицы по утрам поют –

Миру красоту несут!

Вышла летом я с утра –

Солнце светит, небо золотит,

И с деревьев птицы трель звучит!

Птица словно друг, товарищ, брат,

Каждый ей в душе ведь рад!

Экологический суд  «В защиту птиц» - выступление 08

Ведущий 1: - Спасибо,  ребята!  А сейчас нам предстоит ответить на самый важный вопрос, как вы считаете, человек – часть природы или ее хозяин?

«Человек – часть природы» - выступление группы 09

Ведущий 2: - Спасибо, ребята!  Все живое на Земле – родня. Растения, животные, птицы, люди – все это часть природы, в природе все взаимосвязано между собой. И чтобы эта связь осталась нерушимой, нужно соблюдать правила.

«Экологический светофор» - правила поведения  в природе – выступление группы 10.

Ведущий 1: -

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчелки.

Простите, стройный тополек,

И срубленные елки.

Ведущий 2:

Прости нас, пойманный зверек,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберег,

И стали вы теперь так редки.

Ведущий 1:

Прости нас, Матушка-Земля!

Прощения просим у тебя:

Грехи свои мы признаём,

И твоего прощения ждём!

Ведущий 2:

Моя прекрасная Земля -

Планета радости и счастья!

Исчезнут скоро все напасти,

Счастливой станет жизнь твоя.

Песня «Дорогою добра»

Идя к мечте прекрасной, не рви цветов напрасно,

Скулящую, бездомную собаку накорми.

Ты посади березку, ну а свою дорожку

Ты чисто – чисто подмети и мусор убери.

Пусть птиц веселый щебет всегда твой слух ласкает,

Пускай глаза ласкает красота родимых мест.

Иди за солнцем смело, хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка формирование предпосылок естественно - научной грамотности

laquo;Функционально грамотный человек –это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненн...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»

Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...

«Роль исследовательской деятельности в развитии естественно-научной грамотности и экологической культуры обучающихся: вопросы организации и оценки»

Формирование элементарных естественно-научных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребенка. Сюда относится экологическое воспитание, формирование предста...

Презентация педагогического опыта "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности через реализацию парциальной программы "Юные исследователи"

Естественно-научная грамотность - это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, котор...

Формирование предпосылок естественно - научной грамотности

Проект Формирование предпосылок естественно - научной грамотности...

Использование дидактических игр по формированию предпосылок естественной научной грамотности у детей дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство ч...