Занятие для детей старшего возраста "Признаки зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Королева Наталья Владимировна

Занятие проводится как итоговое после прохождения лексической темы: зима, осуществляется интеграция всех образовательных областей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Признаки зимы»

Цель: актуализировать знания о зиме, ее основных признаках.

Задачи:

  • Формировать понятие об основных признаках зимы: снеге, снежинках, снегопаде, морозе, ветрею
  • Расширять лексический словарь: зима, снег, снеговик, снежинка, горка, санки, лыжи; словарь прилагательных: холодный, белый, скрипучий, снежный, зимний; словарь глаголов: идет, летит, падает, ложится, кружится.
  • Учить образовывать слова с уменьшительным суффиксом; употреблять в речи предлоги.
  • Учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы по картине полным ответом.
  • Развивать умение менять силу голоса.
  • Воспитывать умение доброжелательно общаться со сверстниками.
  • Воспитывать любовь к природе, умение получать наслаждение от зимней природы.

        

                                          Ход занятия.

1. Психологический настрой .                                   1мин

Дети берутся за руки, слушают и повторяют за воспитателем:

Здравствуйте детишки:

девчонки и мальчишки!

Здравствуйте я вам скажу,

Всех я вас приветствую!

2. Вводно-организационный момент.                     1-2 мин

- Послушайте загадку и отгадайте, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать?

"Наступили холода, обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым.

Перестал реветь медведь, в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?"                            (зимой)

- Молодцы, вы правильно отгадали загадку.

3. Мотивационно-побудительный этап.                  1-2 мин

- Ребята, я сегодня шла утром на работу и мне на ладошку опустилась снежинка. Посмотрите, какая она красивая.

- Мне снежинка рассказала, что она волшебная снежинка и живет во дворце у Зимушки-Зимы. А пришла она к нам в гости для того, чтобы узнать, что же вы знаете о зиме.

- Ну что, ребята, расскажем снежинке, что мы знаем о зиме и о признаках, по которым мы определяем, что зима наступила?

4. Актуализация.                                                           3 мин

Игра "Бывает - не бывает"

- Сейчас я буду читать вам предложения, а вы будете находить в них ошибки, и говорить мне, чего же не бывает зимой?

1. Наступила зима, и под деревьями появились подснежники.

2. Люди стали одевать теплую одежду: шубы, сапоги, шапки, шортики, шарфы.

3. Зима у нас морозная, снежная. Теплый снег падает на землю.

4. Реки и озера покрылись мягким и пушистым льдом.

5. Дети катаются на санках, а в весеннем лесу трещит мороз.

6. Зимой птицам холодно и голодно. Дети насыпают им в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.

7. Пройдет зима, уйдут морозы, и наступит лето.

- Молодцы, вы все правильно отвечаете, и снежинке тоже нравится, что вы так много знаете.

5. Восприятие и усвоение нового.                            5-8 мин

Беседа по картине.

- Ребята, а вы любите гулять зимой?

- А что вы любите делать во время прогулки?

- Посмотрите на картину, какое время года на ней изображено?

- Нравится вам эта картина? Какое настроение у вас, когда вы на нее смотрите?

- Что лежит на деревьях? (снег)

- А какой снег? (мягкий, холодный, белый, скрипучий, сверкает на солнце)

- Откуда падает снег? (с неба)

- Как он может падать? (хлопьями или отдельными снежинками)

- А кто знает, как называется явление, когда падает много-много снега? (снегопад)

- Чем покрыт водоем? (льдом)

- Какой лед? (скользкий, гладкий, холодный)

- Чем занимаются дети на картине?

- А кто знает, как можно снежную горку превратить в ледяную? (в морозную погоду залить горку водой)

- Посмотрите, какой у детей получился снеговик? (большой, снежный, веселый, красивый)

- Что у него на голове? В руках?

- А из какого снега можно слепить снеговика? (липкого, мокрого, а из рыхлого ничего не получится слепить)

6. Динамическая пауза.                                             1 мин

- Зимой на улице очень холодно. Давайте сейчас покажем снежинке, как можно согреться, чтобы не замерзнуть:

(Я проговариваю слова, а дети имитируют движения)

« Очень холодно зимой,

Но мы пойдем гулять с тобой.

Я надену шапку,

Я надену шубку,

Я надену шарфик,

И потуже завяжу.

А потом красивые, теплые, пушистые

Крошки-рукавички на ручки натяну.

И хотя я маленький

У меня есть валенки.

Возьму с собою санки

На горочку пойду.

На горку поднимусь

И с горки покачусь.»

7. Игра «Скажи правильно».

- Ребята, наша снежинка тоже умеет двигаться. Она такая легкая и воздушная, что летает, где захочет. Сейчас она будет летать и садиться, где ей захочется, а вы будете говорить, где она села.

        (Я начинаю предложение, а дети заканчивают)

Снежинка упала……под елку.

Снежинка легла……на ветку.

Снежинка опустилась……за елкой.

Снежинка лежит…….около елки и т.д.

8. Игра  «Скажи ласково».

- Наша снежинка так долго летала, что у нас похолодало. Ребята, покажите, как вам холодно.

-Давайте погреемся. Я вам буду передавать "снежок" (мячик) и говорить слово, а вы берете его и называете мне это слово, только ласково.

                        Снег – снежок.

                        Звезда – звездочка.

                        Снеговик – снеговичок.

                        Зима – зимушка.

                        Ветер – ветерок.

                        Солнце – солнышко.

                        Елка – елочка.

                        Снежинка – снежиночка.

                        Холод – холодок.

                        Белка – белочка.

                        Заяц – зайчик.

                        Шапка – шапочка.

- Молодцы, ребята! Как хорошо мы погрелись!

9. Игра «Чьи ушки и хвостик»

- Ребята, у нашей снежинки есть много друзей – таких же снежинок как и она. Когда они собираются вместе, то начинаю весело кружиться и садиться на землю. И когда их нападает очень много, то на земле появляется сугроб. И вот в одном таком сугробе снежинки спрятали некоторых животных. Отгадайте, кого же спрятали снежинки?

10. Подведение итогов.

- Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, кто же к нам сегодня приходил в гости? (снежинка)

- А для чего к нам приходила снежинка? (чтобы послушать, что мы знаем о зиме и как мы определяем, что зима наступила)

- Давайте еще раз повторим, по каким признакам мы узнаем о начале зимы?      (холодно, падает снег, водоемы покрылись льдом и т.д.)

- Какой ветер дует на улице?

- А вы умеете изображать ветер? Покажите как дует сильный ветер?

- А как дует слабенький ветерок?

- Вам понравилось занятие?

- А теперь снежинка хочет послушать, что же вам понравилось больше всего?

(Дети по-очереди берут в руки снежинку, высказывают свое мнение и передают ее следующему ребенку)

- Молодцы, снежинка очень довольна вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы «Как много интересного бывает зимой»

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении прич...

интегрированное занятие для детей старшей группы "Подарки для Зимы"

конспект совместного занятия воспитателя и музыкального руководителя. занятие основано на познавательном мотиве с элементами коммуникации ( развитие речи) и музыкального развития. так же используются ...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста с ЗПР по лексической теме: «Зима».

Коррекционно-образовательные цели:- закрепить и расширить представления о зиме и ее приметах;- уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;- совершенствовать грамматический строй речи: образовыва...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Зима. Зимующие птицы"

Закрепление знаний о зимующих птицах; развитие мышления, памяти, внимания....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Зима и снеговик»

Цель: формирование представлений детей о явлениях зимней природы. Изображение снега и снеговика. Задачи: закреплять знания об изменениях живой и неживой природы в зимний период. Изображать снегов...

Презентация к логопедическому занятию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по лексической теме : «Зима. Зимующие птицы»

Тема: «Зима. Зимующие птицы»Коррекционно-образовательные задачи: Обобщение представлений о зиме и типичных явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Сов...