Экологическое воспитание в условиях ДО
статья по окружающему миру (младшая группа)

Сообщение из опыта работы на тему:

"Экологическое воспитание в условиях ДО"

Подготовил: воспитатель МОУ "Лицей" г. Дедовск

Горбунова Олеся Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ г. ДЕДОВСК»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

143530, г. Дедовск, ул. Энергетиков, дом 15                                               т. (49831) 7-76-41

Сообщение из опыта работы

 «Экологическое воспитание в условиях ДО»

Подготовила: воспитатель

Горбунова О. Н.

Дедовск,

2021 год

Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДО

В настоящее время экологическое образование стало одним из направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных образовательных организациях.

ФГОС дошкольного образования в образовательной области "Познавательное развитие" предусматривает формирование у детей представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Базовой основой экологического образования в системе дошкольной педагогики является методика «Ознакомление дошкольников с природой».

Основными целями экологического образования дошкольников являются:

  • Формирование начал (основ) экологической культуры - предполагает формирование базисных компонентов личности (личностных качеств, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать практический опыт взаимодействия человека с природой.
  • Создания и реализация в дошкольной образовательной организации модели, при которой достигаются очевидные проявления начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи экологического образования дошкольников:

  • формирование у детей осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности;
  • формирование у детей отношение к себе, как части природы, понимание зависимости жизни и здоровья от состояния окружающей среды;
  • осознание детьми своих умений взаимодействовать с природой;
  • осуществление педагогами дошкольной образовательной организации взаимодействия с детьми в рамках определенной образовательной технологии;
  • создание в дошкольной образовательной организации условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.

Основные понятия экологического образования

Экологическое воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.). Экологическое образование — это единый целенаправленный процесс воспитания, обучения, и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Говоря об экологическом образовании дошкольников, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

  • пониманию ребенком ценности природы;
  • осознанию ребенком себя как части природы;
  • воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
  • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
  • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
  • усвоению азов экологической безопасности;
  • усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Девиз:

«Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте всех зверей внутри себя»

В нашем саду созданы условия для реализации экологического воспитания в группе оформлены центры экспериментирования, календари природы, огород на окне, гербарий растений, произрастающих на территории детского сада, наглядные пособия. На территории детского сада есть клумбы, для наблюдений используются природные особенности территории, деревья и кустарники.

Педагоги нашего детского сада осуществляют экологическое воспитание, используя основную общеобразовательную программу детского сада, а часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена парциальной программой «Экология в детском саду», которая составлена на основе парциальной программы«Юный эколог».

Первоначальные элементы экологической культуры у ребенка-дошкольника складываются в процессе совместной деятельности с взрослым на основе взаимодействия с предметно-природным миром, который их окружает.

Ребенок-дошкольник принимает участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. В процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок - окружающая среда».

Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, Практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции: сохрани дерево, береги воду, накорми птиц, скворечники для птиц).

Труд детей в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных.

Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

Осуществляя практическую работу и поисковую деятельность с детьми, проводятся различные эксперименты, исследования, экскурсии, наблюдения в различных видах детской деятельности.

Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

Так же в группе имеются уголки природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице, «огород на окне».

Ежегодно по традиции детского сада мы проводим следующие мероприятия: день цветов, день земли, день птиц. Все это способствует развитию у детей восприятия красоты окружающего мира, положительных эмоций в отношении объектов природы, интереса к ним, желания охранять и сохранять

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, используем загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт.

Чтение сказок должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой помогает справиться театральная деятельность, которой мы занимаемся с детьми. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.

Важным источником знаний о природе является наблюдение за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

Ознакомление детей с природой в повседневной жизни

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни.

Педагоги широко используют для экологического воспитания детей прогулки. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагоги знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.

В работе по экологическому воспитанию используем различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний. (разработаны презентации).

Для успешной реализации поставленных задач, поддерживаем тесное сотрудничество с библиотеками и школой.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. В. А.Сухомлинский говорил об игре так: «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных,их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот»,в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств. Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Для более глубокого изучения этой темы изготовлены лепбуки, проекты–здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования–это организация проектной деятельности. Нами разработаны экологические проекты:

«Зимующие птицы», «Мой - питомиц», «Домашние и дикие животные», «Насекомые», «От зернышка до хлебушка».

Большое внимание уделяем работе с родителями. Основной целью в работе с семьёй – достижение единства в воспитании ребёнка. воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели организуем экологические праздники для детей и родителей, выставки, игры-тренинги, консультации. родительские собрания.

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия, не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

ВЫВОД: Основные задачи педагога –вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации экологического образования является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Опыт нашей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В условиях большого города, которым является Санкт-Петербург очень важно способствовать становлению и развитию у детей основ здорового образа жизни. Выделенное направление работы современного детского...

Проектирование педагогического процесса и интеграция образовательных областей в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Проектирование и реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....

Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы

      Актуальность педагогического опыта экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экол...

Консультация для воспитателей "Активные формы деятельности дошкольников по экологическому воспитанию в условиях современного детского сада"

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельнос...

Статья: "Экологическое воспитание в условиях ДОУ" Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.

Статья: "Экологическое воспитание в условиях ДОУ" Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В....