Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вулканы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пашинская Юлия Анатольевна

Даем детям представление о таком явлении природы как вулканы, знакомим с профессией ученого – вулканолог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

“ВУЛКАНЫ”

Интеграция образовательных областей: “Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное”, “Речевое развитие”.

Цели: дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолог.

Материалы и оборудование: Телевизор, ноутбук, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка), глубокие пластиковые тарелки (на каждого ребенка), конус из картона (на каждого ребенка), сода, моющая жидкость, красная краска, уксус, макет вулкана, маленькие ложечки.

Предварительная работа: просмотр видеофильма “Вулканы”.

Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (дети проходят мимо гостей и поглаживают своей ладошкой ладошку взрослого).

Проходите, присаживайтесь на свои коврики.

Я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера ей очень нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный … (Вулкан)

Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Кирилл, Саша и Полина приготовили нам легенду, послушаем ее.

Дети рассказывают рассказ-легенду (домашняя заготовка)

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», – со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

Воспитатель: В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня». А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия. Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются», и начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

Воспитатель: Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана?

Дети: пепел, лава, раскаленные камни.

Воспитатель: Сейчас мы заглянем внутрь вулкана. Лава из-под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.

Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить?

Дети: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место и взять туда животных.

Воспитатель: И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь?

Дети: Избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте.

Воспитатель: Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия?

Дети: Защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла крыши домов, чтобы они не обрушились.

Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали. Посмотрите на карту мира, красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.

Вулканы, несмотря на их грозность, – очень красивые горы. В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.

Физминутка

После физминутки дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус (выполнен из картона). На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся посередине столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).

Наблюдаем “извержение вулкана”.

Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).

Воспитатель: Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты).

Воспитатель: Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?

Воспитатель: А давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»?

Воспитатель: Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и прикрепите их магнитами к доске. Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Школа пешеходных наук"

Аннотация к конспекту "Школа пешеходных наук" Конспект занятий, направлен на  ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на дорогах. Дети учатся выполнять действия по сигналу...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Как и для чего человек дышит»

Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытовЗадачи:Познакомить детей с дыхательной системой человека.Научить детей правильному дыханиюПродолжать развивать у...