«Организация деятельности воспитателя по развитию речи через ознакомления с природой»
консультация по окружающему миру

Лисовая Людмила Васильевна

В статье представлен опыт работы воспитателя по развитию речи через ознакомления с природой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_e.g.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Лисовая Людмила Васильевна, воспитатель

 МБДОУ «Детский сад № 207»

 г. Чебоксары Чувашской Республики

«Организация деятельности воспитателя по развитию речи через ознакомления с природой»

Аннотация: В статье представлен опыт работы воспитателя по развитию речи через ознакомления с природой.

Ключевые слова: окружающий мир, природа, эмоциональное благополучие.

      В условиях реализации ФГОС, к числу важнейших задач воспитания и образования детей дошкольного возраста является психическое развитие, развитие речи. Развитие речи у детей напрямую зависит от используемых педагогом средств, форм и методов обучения, создание эмоционально благополучной ситуации, способствующих возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Именно развитие речи является центральной задачей речевого развития дошкольников и является показателем интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.

    Поэтому в своей педагогической деятельности выбрала в развитии речи экологическое направление, развитие экологического мышления. Считаю, что именно повседневное общение детей с природой, познание детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни помогут детям выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Именно природа своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.

     Великий педагог А. В. Сухомлинский справедливо подчёркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали что-то новое, чтоб каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи- к чудесной красоте природы». Именно это мнение взято мною за основу моей педагогической идеи. Научить детей выразить то, что они чувствуют, видят, слышат, ощущают. Над данной темой «Развитие речи через ознакомления с природой», я работаю не первый год. За этот период, я изучила и проанализировала работы: А.К. Бондаренко, Т.С. Швайко, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова, О.А. Воронкевич и поняла, ни что не сравнится с естественной природой по разнообразию и силе развивающего воздействие на ребёнка. Поэтому с самых ранних этапов развития ввожу детей во всё многообразие окружающего мира. Ознакомление с природой происходит как на занятиях, так и во время игры, в труде и во время прогулки. Неоценимый вклад приносят такие виды деятельности как:

  • Утренний круг;
  • просмотры и обсуждение видеороликов;
  • чтение и обсуждение познавательной литературы о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
  • чтение экологических сказок
  • составление рассказов, сказок, историй
  • наблюдение за трудом взрослых
  • участие в трудовых поручениях
  • самостоятельная познавательная деятельность
  • викторины, КВН, обсуждение фактов из увиденного по пути в детский сад
  • продуктивная деятельность
  • дидактические, развивающие игры
  • рассматривание эстетически привлекательных предметов
  • участие в сюжетно ролевых играх на темы охраны окружающей среды
  • знакомство с профессиями: лесник, эколог
  • знакомство с народными промыслами, народным фольклором
  • речевые игры на развития речевого дыхания, ритма, слуха, выразительности
  • артикуляционные игры
  • игры на развитие мелкой и крупной моторики, спортивные, музыкальные игры.

Для любой деятельности необходимо не только понимать слова родного языка, но и употреблять слова в речи, расширять и активизировать словарный запас слов, совершенствовать звукопроизношение, формировать грамматический строй речи. Нужно уметь спрашивать, рассказывать, договариваться, сопереживать, решать конфликтные ситуации, знать правила поведения и уметь ими пользоваться.

      Все эти компоненты взаимосвязаны и в целом дают дополнительные возможности для успешного развития и обучения, обогащения ребёнка полными, яркими образами окружающего игра. Мой опыт показывает, что хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации формируют правильную речь, развивают память, мышление, внимание, ориентацию в природе, появляется мотивация узнавать о природе. Успешная работа возможна только, там где создана соответствующая среда, включающая наличие пособий, игр, игровых материалов, условий для наблюдений и экспериментирований, строительные игры с песком и водой.

      Воспитать любовь к природе помогает уголок природы, в котором содержатся комнатные растения. Ухаживая за ними дети получают представления о многообразии растительного мира, о росте и развитии, овладевают способностью к сравнительному анализу и накоплению словаря. В своей работе важное значение отвожу роли родителей своих воспитанников. Поэтому на родительских собраниях, беседах, онлайн консультациях рекомендую поощрять совместную речевую активность как дома, так и на прогулках, учувствовать в совместной трудовой деятельности с наблюдениями и умозаключениями, выход с родителями в парки, лесозоны. Но всегда знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным и ответственным для малыша делом. Чтобы показать целостность работы по теме были созданы совместно с родителями видеоролики, разработаны презентации к занятиям, оформлены картотеки игр и изготовлены пособия руками родителей.

     Благодаря целенаправленной работе приобретаются навыки практической детальности, увеличивается кругозор, повышается познавательный интерес. Опыт работы показывает, что именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу.

 

Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Детские экологические проекты Методические пособия О.А. Воронкевич-М:Детство-Пресс,2014
  2. Зверев А.Т. Экология. Наблюдаем и изучаем. А.Т. Зверев-М: ОННКС,2015
  3. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Развитие речи через ознакомление с окружающим миром" "В гостях у Ириски"

Одна из основных задач занятий по развитию речи через ознакомление с окружающим миром-создание условий для получения ребенком целостного представления о мире,возможностей для максимального творческого...

Развитие речи через наблюдения в природе.

Развитие речи через наблюдения в природе ОТ 4 х ДО 5-ти ЛЕТ В этом возрасте продолжается воспитание у детей ин­тереса и любви к природе, бережного отношения к расте­ниям и животным. Ос...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по развитию речи через ознакомление с трудом взрослых Тема: «Знакомство с профессией врача».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив средней группе по развитию речи через ознакомление с трудом взрослых Тема: «Знакомство с профессией врача»....

Развитие речи через ознакомление с природой

конспект по развтию речи детей через ознакомление с окружающим миром...

Консультация для воспитателей. «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»

Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к природе родного края. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого воспитатель должен уметь жить в гармонии с ...