"Организация педагогического процесса по развитию речи через ознакомление детей с художественной литературой"
методическая разработка по развитию речи по теме

Ластовкина Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Организация педагогического процесса по развитию речи через ознакомление  детей с художественной

литературой»

Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сейчас и займемся. Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Вам предстоит выполнить ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно!

В каждой возрастной группе решаются свои задачи по восприятию художественной литературы, которые указаны в программе. Вы все хорошо их знаете. Предлагаю вам проанализировать эти задачи и определить возрастную группу, в которой они реализуются.  

Задание     1. «Расположите задачи в порядке возрастания» 

Определите, к какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

  1. Слушать рассказывание или чтение  небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном  слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. (2-3 года)
  2.  Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.   (3-4 года)
  3. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (4-5лет)
  4. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. (5-6 лет)
  5. Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (6-7лет)

После того как программные задачи определены необходимо перейти к методам и приемам, которые используются в процессе ознакомления детей с художественной литературой. Сейчас каждая группа выберет себе метод. После чего необходимо выделителем определить соответствующие приемы, относящиеся  к тому или иному методу.

Задание   2. «Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»  

Метод

Приемы

Словесный

Чтение произведений
Вопросы к детям по содержанию       произведений
Пересказ произведения

Заучивание наизусть
Выразительное чтение

Беседа по произведению
Прослушивание аудиозаписи

Практический

Элементы инсценировки
 Игры- драматизации

Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театров
Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки
Движения пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр мультфильмов, видеокниг
Оформление книжной выставки

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Часто нам приходится перевоплощается и говорить голосом  злобной Бабы –Яги,  и распевным и мелодичным голосом  Елены Премудрой, а скольких животных мы можем озвучить, привнося в их образы определенные черты и качества характера. И сейчас предлагаю вам прочитать известное произведение К.И. Чуковского «Телефон», каждый жребием определит тот отрывок, который ему придется озвучивать.

Задание   3. «Чтение художественного произведения»
Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ. Его наличие необходимо в комнатах всех возрастных групп. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы даже самый маленький ребенок мог достать любую понравившуюся книгу. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые и зачитанные и аккуратно подклеенные. Количество книг в уголке не регламентировано. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта можно выставить их. Меняя предмет разговора, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки можно выставить 5-7 книг сказок. Состав книжного уголка может не меняться, если его содержание необходимо воспитателю и детям. В книжном уголке можно выставлять портреты писателей и художников – иллюстраторов детской книги.

Примеры тематики книжных уголков:

1. Творчество автора

2. Произведения зарубежных авторов

3. Произведения одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам
4. Тематический книжный уголок «Птицы», «Животные» и другие
5. Сказки
6. Детские журналы
7. Произведения, положенные в основу мультфильмов
Ведущий. Давайте теперь вместе сформулируем требования к оформлению книжных уголков.
1. Рациональность размещения в группе
2. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы
3. Соответствие интересам детей
4. Сменяемость
5. Эстетическое оформление
6. Востребованность материала

Теперь предлагаю вам создать книжный уголок в любой возрастной группе согласно тем требованиям,  которые предъявляются к оформлению книжного уголка. Из предложенных книг вы должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в вашей возрастной группе, и определить тематику. 

Задание   4. «Оформи книжный уголок» 

 (Педагоги оформляют уголок)

Заключение

Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаком.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи через ознакомление с художественной литературой в старшей группе «Пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»»

Обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....

Педагогический совет по теме "Речевое развитие дошкольников через приобщение к художественной литературе"

Это презентация педагогического совета, которая транслируется во время  проведения педсовета. Начинается она с актуальности темы - это результаты анкетирования  родителей и опроса детей. Зат...

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности "Развитие речи дошкольников средствами произведений художественной литературы."

Анализ работы по теме: "Развитие речи дошкольников средствами произведений художественной литературы"....