Итоговое мероприятие в подготовительной группе " Бабушкин сундук" по теме: "Народная культура и традиции"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Капралова Наталья Юрьевна

Цель: обобщать и систематизировать представление детей о разнообразии народного исскуства, воспитывать уважение к труду предков и любовь к родному краю через разные виды детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое мероприятие в подготовительной группе «Бабушкин сундук»

по теме «Народная культура и традиции»

Составила: Капралова Н.Ю.,

воспитатель, высшей  квалификационной категории.

Цель – обобщать и систематизировать представления детей о разнообразии народного искусства, воспитывать уважение к труду предков и любовь к родному краю через разные виды детской деятельности.

Программные задачи:  

1. Продолжать знакомить детей с историческим наследием и культурой России. Формировать у детей представление об истории нашего прошлого.

2. Учить детей употреблять в речи образные выражения и народные пословицы.

3. Воспитывать патриотические чувства к истории России, уважение к нашим предкам их труду и быту, к народным ценностям.

Материал: иллюстрации по декоративно прикладному искусству, бабушкин сундук, одежда с вышивкой, кружева, лоскутки, ткани, ватман.

Ход:    Вступительная часть:

Коммуникативная и игровая деятельность. 

Хозяюшка: - Часто русские люди собирались на посиделки не просто повеселиться, но и поработать вместе. Долгими зимними вечерами садились девушки за прялки, прилаживали к ним кудель и пряли нитки.

Основная часть:

  1. Беседа об истории изготовления ниток.

Хозяюшка: - Кто первым придумал прясть нитки, теперь уже никто и не помнит, так давно это было. Видимо, заметил какой-то человек, что шерсть у животных: овец, коз – похожа на маленькие ниточки-волокна. Вот и попробовал человек эти ниточки-волокна скручивать вместе, к одним коротеньким волокнам прикручивать другие. Стали получаться нити длинными и прочными.

Хозяюшка: - Как вы думаете, много ли надо ниток, чтобы связать из них носки, варежки, свитер? Да, много, значит, много надо и терпения, и умения, и старания. Только русского человека работой не испугаешь: он работает ловко и весело. «Глаза страшатся, а руки делают», вот и спорится работа. Смотрите, сколько у меня разноцветных ниток! Что из них можно сделать? (Ответы детей.)

Хозяюшка: - Правильно, можно связать много нужных вещей. Вязать вы пока не умеете, а вот смотать клубки сможете.

Игра: «Кто быстрее смотает клубок?» Цель – развитие мелкой моторики.

2. Познавательно-исследовательская деятельность. Рассматривание предметов быта из сундучка.

Хозяюшка: - Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках дорогие сердцу одежду, предметы быта. Сундук – вещь очень нужная: на нем и посидеть, и полежать можно, а сколько внутри у него умещается, сами поглядите! Такой сундук в каждой деревенской избе есть. Отец дарит сундук своей дочке, чтобы она складывала туда свое приданое.

Хозяюшка: - Вы знаете, что такое приданое? (Ответы детей.)

Хозяюшка: - Приданое девушка готовила себе на свадьбу. Она должна была своими руками сшить и украсить много рубашек, сарафанов, полотенец, одеял, чтобы было и на чем спать, и что носить, и что жениху подарить. Чтобы собрать себе приданое, девушке приходилось много трудиться. Рубашки, сарафаны, полотенца и скатерти украшали вышитыми узорами, кружевом, лентами. Каждая девушка старалась, чтобы ее приданое было самым красивым, чтобы посмотрели люди на ее рукоделие – и ахнули: «Ну и мастерица! Хорошая невеста, трудолюбивая!»

Хозяюшка: - И вот мы с вами тоже сейчас смастерим из лоскутков красивое покрывало.

3. Художественная деятельность - аппликация вместе с родителями «Покрывало из лоскутков» родители вырезают различной формы лоскутки, а дети приклеивают на ватман, что бы получилось покрывало.

4. Двигательная деятельность: «Цапки»

5. Познавательно-исследовательская деятельность. 

Выставка декоративно-прикладного искусства.

Хозяюшка: - Любите вы, ребятки, в игрушки играть? Знаю, знаю, что любите!- Кто вам игрушки дарит?

Хозяюшка: - А умеете ли вы сами их мастерить? Конечно, умеете! Из глины, из пластилина любой может слепить куклу или медвежонка, а можем и лошадку!

Хозяюшка: - Люди давно придумали лепить из глины игрушки для своих детишек, для сестренок да братишек. Слепят из глины игрушку, обожгут в печи или просто на солнышке, станет она вот такой твердой, желто-коричневой. Теперь можно ее побелить и разукрасить, а можно и без побелки обойтись, а покрасить прямо по глине.

Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Богородская резная игрушка. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент Богородской игрушки.

Городецкая,  деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д.  Выразительность формы, яркие, живые краски, всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.

Матрёшка русская красавица. Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Дидактическая игра: «Составь узор» Цель – собрать из частей целое по образцу.

6. Познавательно-исследовательская деятельность.

Хозяюшка: - Но игрушки мастерили не только из глины. Во что играли деревенские мальчики?

Хозяюшка: - Наши мальчики любят играть в разные машинки, а раньше в деревне машин не было совсем. Ездили люди на лошадях: запрягут лошадь в телегу или в сани, а то и верхом на нее усядутся – и в путь! Вот и мальчики так играли: мастерили себе лошадок и скакали на них по деревенским улицам. Из чего же можно смастерить лошадку?

Хозяюшка: - Да хотя бы из палки да из мочалки (мастерит лошадку на глазах у детей). Вот голова, это – грива, а это хвост. Из чего еще можно сделать хвост и гриву, если мочала нет? Правильно! Из сена, из соломы, а то и просто из травы,  тоже хорошие хвост и грива получатся! Вот и готов конек! Сядет на него мальчик – и вперед!

Конь бежит,

Вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Это чей такой конек,

Для какого молодца?

Это конь Богатырь

Для Андрюши-молодца

Хозяюшка: - А во что играли деревенские девчонки?

Хозяюшка: - Посмотрите, какая у меня куколка! Догадались, из чего она сделана? Посмотрите, эта кукла сделана из лоскутков.

Хозяюшка: - Тряпичную куколку сделать совсем нетрудно, для этого нужны лоскутки, нитки, ножницы и, конечно, терпение (показывает последовательность изготовления куклы). А «Где терпение, там и умение». Если не лениться, потрудиться, то целую кукольную семью смастерить можно. Девочки любили наряжать своих кукол, чтобы те были аккуратно и чисто одеты, а то посмотрит кто-нибудь на неопрятную куклу и скажет: «Э-э-э, видно, девочка неряха, раз у куклы рваная рубаха!»

Хозяюшка: - Вот они какие, деревенские игрушки! Сделать их нетрудно, а радости много. Если игрушка своими руками сделана, она милей и дороже становится. Играть с ней хочется долго-долго!

7.Продуктивная деятельность. Совместное с родителями изготовление игрушек: мальчики – лошадок из мочала, девочки – кукол из лоскутков.

Хозяюшка: - Эй, честной народ,

                       Мастерская Вас зовёт.

                       Мы игрушки смастерим

                        И себя повеселим

Пословица «Поспешишь – людей насмешишь»

Заключительная часть

Подведение итогов, оценка.

Хозяюшка: - Делу - время, а потехи час.

                    А я тем временем заварила крепкого чаю,

                Всех к столу вас приглашаю,

                     Пора пировать,

                     Пирогами угощать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие в подготовительной группе "Скоро в школу мы пойдём"

Путешествие по океану "Дошкольное детство" в страну "Знаний". Конспект мероприятия по обученмю грамоте и математике....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ"

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПРОХОДИТ В ИГРОВОЙ ОБСТАНОВКЕ .С СОПРОВОЖЕНИЕМ ПЕСЕН,ИГР И В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПРОГУЛКА К ОЗЕРУ"

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  НАПРАВЛЕН НА  ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ТЕЧЕНИИ ГОДА....

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на неделю.Тема: "Народная культура и традиции"

Планирование воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе на неделю....

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе...

Календарно - тематическое планирование воспитательно – образовательной деятельности в подготовительной группе на неделю. Тема: «Народные праздники на Руси: традиции, игры».

Планирование воспитательно – образовательной работы  на неделю.    Тема: «Народные праздники на Руси: традиции, игры»....