Кружок "Хочу всё знать"
материал по окружающему миру (средняя группа)

Марина Клочкова

Кружок по познававтельному развитию "Хочу всё знать" в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад «Ласточка»

Принята

педагогическим советом

Протокол  № 1 от «» 2022 г.

Утверждена приказом:

Заведующего ДОО     Маховенко Н.А.

 Приказ   №  от « »    2022 г.

        

Рабочая программа кружка

 «Хочу всё знать» 

 (познавательное развитие)

 

Клочкова М.А.

рп. Усть-Абакан

2022-2023 учебный год

                      Содержание:

  1. Пояснительная записка----------------------------------------------3стр.
  2. Цель и задачи программы------------------------------------------3-4стр.
  3. Принципы работы, методы и приемы, оборудование------5 стр.
  4. Тематическое планирование по месяцам-----------------------6-9стр.
  5. Список литературы---------------------------------------------------10 стр.

Пояснительная записка:

Направление: познавательное развитие

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цель и задачи:

Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности в проведение элементарных опытов с использованием карт - схем.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности

Принципы работы:

  • Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
  • Принцип погружения в проблему
  • Принцип взаимности и доброжелательности

Методы и приемы:

  • словесный
  • наглядный
  • практический (организация продуктивной деятельности детей)

Оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д.р.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.);
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
  • специальная  одежда (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы  проведения эксперимента.

Возраст детей средний дошкольный возраст (4-5 лет).

Сроки реализации программы 1 год. 2022-2023 учебный год

 

 

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1.«Поиграем с солнышком»

Задачи: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или  темные),  где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

2. «Что в коробке»

Задачи: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные  предметы.

3. «Игры с веерами и султанчиками»

Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение  воздуха - это ветер.

4. «Почему осенью бывает грязно»

Задачи: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Октябрь.

1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

2. «Почему всё звучит?»

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

3. «Прозрачная вода».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус).

4. «Вода принимает форму».

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Ноябрь.

1. «Дерево умеет плавать»

Задача: расширять представления о дереве, его качествах и свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

2. «Делаем мыльные пузыри».

Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

3. «Подушка из пены».

Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) .

4. «Воздух повсюду».

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Декабрь.

1. «Воздух работает».

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) .

2. « Каждому камешку свой домик».

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.

3. «Можно ли менять форму камня и глины».

Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

4. «Пластичная глина».

Задачи: познакомить детей с пластичными материалами: глиной, воском, пластилином. Дать понятие «пластичность». Воспитывать навыки взаимопомощи и сотрудничества

Январь.

1. «Свет и тень».

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

2. «Замёрзшая вода».

Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

3. «Ледяные забавы».

Задача: расширить представление у детей о качестве и свойстве льда(тает, замерзает, принимает определенную форму).

4. «Разноцветные шарики».

Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Февраль.

1. «Таинственные картинки».

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

2. «Всё увидим, всё узнаем».

Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.

3. «Песочная страна»

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

4. «Где вода»?

Задачи: выявить, что песок и глина по–разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Март.

1. «Водяная мельница».

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

2. «Звенящая вода».

Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

3. «Угадай-ка»

Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

4. «Ловись, рыбка, и мала, и велика».

Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Апрель.

1. «Необыкновенный мир магнитов».

Задача: познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать  знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

2. «Солнечные зайчики».

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

3. «Волшебная бумага»

Задача: путем экспериментального сравнения продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить)

4. «В мире пластмассы»

Задачи: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.

Май.

1. «Волшебное сито».

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

2. «Цветной песок».

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться тёркой.

3. «Игры с песком».

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

                             Список литературы:

  1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.
  1. Н. Менщикова  « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.
  1. Энциклопедия «365 научных экспериментов»      
  2. Николаева С.Н.; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);
  3. Рыжова Н.А. «Воздух-Невидимка»  («Наш дом – природа»);
  4. Дыбина О.В. и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду);
  5. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
  6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребёнок  в  мире  поиска»
  7. Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
  8. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;
  9. Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»; Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.
  10. Ковинько Л. В. «Секреты природы – это интересно»;
  11. Шапиро А. И. « Секреты знакомых предметов»;
  12. Потапова Л. М. «Детям о природе, экология в играх»;
  13. Левитман М. Х. «Экология – предмет: интересно или нет?»;
  14. Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение»;
  15. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом, зеркалами».      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....

Родительский клуб "Правила дорожные и взрослым знать положено"

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на в...

Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет

здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность  это вы...

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Консультация для родителей, описывающая систему работы по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения....

«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»

Дошкольные образовательные учреждения  накопили разнообразный  практический материал, использование  которого помогает  педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и  ...

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…

Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...