Технологическая карта "Солнечная система"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Данный материал подойдёт для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_solnechnaya_sistema.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: ПИД

Тема: Солнечная система.

Педагогическая цель: познакомить детей с солнечной системой (в ней есть звезды, планеты, кометы, метеориты; самая большая звезда – Солнце, все это находится в движении).

Планируемые результаты: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Средства реализации: интерактивная доска, проектор, презентация, вода в стеклянных емкостях, мыло жидкое, трубочка, фонарик, мыльные пузыри, пластмассовое кольцо, компьютерный диск, белый лист бумаги, сахар, 5 одноразовых стаканчиков, гуашь разных цветов, шприц, атласные ленты.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

В группе раздаётся звонок мобильного телефона.

Ребята, нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Катя, мне всего 4 годика. Мне сказали, что в детском садике «Золотая рыбка» умные и отзывчивые ребята, добрые и находчивые воспитатели. Можно обратиться к вам с просьбой? Расскажите, пожалуйста, что такое «Радуга», откуда она появляется и почему.

А кто видел радугу? Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя?

Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу.

Поможем Кате? А с чего начнем? Сначала ответим на вопрос: «Что такое радуга?»

Слушают звуковое письмо, отвечают на вопросы

Организационно-поисковый

 

Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляется радуга. Объяснить это явление люди в те времена не могли, потому придумывали мифы и легенды. Некоторые суеверные люди думали, что это мост в потусторонний мир, но учёные нашли ответ этому явлению. Итак, радуга - это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце.

Радуга - одно из красивейших явлений природы. Мы все много раз видели радугу, и всегда это явление приводит нас в восторг. Погода солнечная, но вдруг неожиданно начинается дождь, и через все небо перекидывается разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.

Ребята, а вы знаете, что бывают разные виды радуги? Я их вам сейчас покажу:

«Зимняя радуга». Для того, чтобы зимой на небе появилась радуга, необходимо, чтобы был мороз, яркое солнце. Влага в воздухе превращается в ледяные кристаллики. Солнечные лучи преломляются в кристаллах льда, и появляется радуга. «Зимняя радуга» – бледная. В народе говорили: Зимой радуга - к крепкому морозу!

«Лунная» радуга. Может радуга появиться и ночью. Тогда она называется «ночная» или «лунная». Она не такая яркая как днем. Как вы думаете, почему? Потому что отражается лунный свет, он намного бледнее дневного.

 

Иногда летом встречается «огненная радуга». Она получается, когда солнечный свет встречает на своем пути ледяные кристаллы в перистых облаках на большой высоте.

 

Радуга любит появляться около водопадов. Там много брызг воды, они преломляют солнечный и лунный свет. На водопадах можно наблюдать и солнечную, и лунную радуги.

 

Около фонтанов тоже много влаги - это мелкие брызги, рассеянные в воздухе. На них падают солнечные лучи, и над фонтанами появляется радуга.

 

Более привычная для нас всех радуга – летом, после ливня, когда в воздухе много влаги и выглядывает из-за туч солнце. Радугу можно увидеть над городом, над деревней, над полем, над рекой.

 

А еще можно наблюдать двойную радугу, и тройную.

 

Чем выше находится наблюдатель радуги, тем полнее она ему кажется. С самолета или высоких гор она может выглядеть не как дуга, а как круг.

Я знаю, что вы любознательные дети, любящие раскрывать секреты. Что? Как? Почему? – это ваши главные вопросы. Поэтому сегодня хочу вам предложить отправиться в научную лабораторию. Вы согласны? Как вы думаете, получится ли у нас увидеть искусственную радугу, т.е. вместо солнца у нас будет светить фонарик? Тогда давайте попробуем?

Пройдём в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов вспомним о технике безопасности во время работы с предметами.

- Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, засучить рукава.

- Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

- Не толкаться, не кричать. В рот ничего не брать и не пить.

Посмотрите, что имеется у нас на столе, что помогло бы получить радугу?

Опыт 1. Возьмите большое пластмассовое кольцо. В наполненную водой емкость вливаем мыльный раствор. В лоток с мыльной водой опускаем пластмассовое кольцо, затем аккуратно вынимаем его – внутри кольца образовалась пленка. Что вы видите на этой пленке?

Опыт 2. В лотке с мыльной водой с помощью трубочки взбейте мыльную пену. Освещаем фонариком. Что вы видите? А знаете, почему так происходит? В воде луч света преломляется (например: возьмем палочку и сломаем ее, сколько у нас палочек получится) так и солнечный луч распадается на несколько цветных лучей.

Опыт 3. Берем компьютерный диск, направляем на него луч, стараемся отражение направить на лист белой бумаги. Что у вас получилось?

Опыт 4. А теперь дети мы с вами проведем опыт «радуга из воды». (Материалы: сахар, 5 одноразовых стаканчиков, гуашь разных цветов, шприц).

Добавим в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ст. ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4, в пятый -5. Поставим их по порядку, и запомним, сколько сахара в каком стакане. Теперь добавим в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешаем.  Добавим несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель оранжевой — во второй, желтую в третий, зеленую краску — в четвертый, а в пятый - синий. Снова перемешаем. В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а в 3 последующих не полностью. Потом возьмем шприц, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан. Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый, оранжевый и красный.  Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

Вывод: Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

Ну что же, вот такую радугу мы смогли сегодня увидеть, проделав несложные опыты. Мы поняли, что радугу можно получить и в домашних условиях.

Сколько цветов мы с вами видим в радуге?

А как располагаются цвета в радуге? (в определенном порядке). 

И этот порядок нам помогает запомнить волшебное заклинание. Вы его знаете? Сейчас мы это проверим. Аккуратно встаем из-за столов. У меня есть необычный пояс, на который мы прикрепим цветные ленты. И если все правильно сделаем, то создадим радугу. (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан)

Дети выкладывают радугу из атласных лент.

Слушают воспитателя, участвуют в беседе, отвечают на вопросы, участвуют в проведении опытов

Рефлексивно-корригирующий

Когда появляется радуга?

Итак, почему появляется радуга?

Почему радуга разноцветная?

Сколько в ней цветов?

Для кого сегодняшнее занятие прошло не напрасно?

Кто узнал, что-то новое на этом занятии?

Если вам было интересно на занятии, вы остались довольны собой, подарите мне улыбку.

Отвечают на вопросы, подводят итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические аспекты преемственности дошкольного и школьного уровней образовательно-воспитательной системы.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

Технологическая ситуация по теме «Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса через проектирование зимних участков детского сада.».

Технологическая ситуация была разработана для совместной проектной деятельности родителей, детей, сотрудников МБДОУ по созданию условий для прогулок детей зимой....

Система методической работы по развитию технологической компетентности педагогов ДОО в условиях реализации современных образовательных стандартов.

Актуальность заключается в том, что  необходима организация такой системы методической работы, которая бы способствовала раскрытию творческого потенциала каждого педагога, нацеливала коллектив на...

Технологические аспекты преемственности дошкольного и школьного уровней образовательно-воспитательной системы.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным  этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введени...

Технологическая карта педагогического проекта «Познакомимся с солнечной системой»

Разработка приемов эффективного взаимодействия между участниками проекта – родителями, детьми и педагогами в организации работы по формированию представлений о космосе, космонавтах и солнечной с...