Исследовательский проект "Жили-были деревья"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Герасимова Резида Габдрашитовна

Изучали сезонные изменения на примере одной яблони - настенной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt._zhili-byli_derevyadoc.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Название проекта        

    «Жили-были деревья»

Вид проекта

Информационно-творческо-исследовательский

Сроки реализации проекта

Долгосрочный, с 2018 по 2020 год

Возрастная группа

Средняя группа

Образовательная  область

Познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие.

Актуальность

                                                                                                             Посадите дерево, пусть оно растёт.
                                                                                                            Посадите дерево, пусть оно живёт.
                                                                                                            Веточкой потянется к солнцу на восток
                                                                                                            Тонкий и настойчивый дерева росток.

                                                                                               И леса зелёные дружно зашумят,
                                                                                              Бесконечно радуя человека взгляд.
                                                                                                           Под пушистой кроною путник отдохнёт,
                                                                                                Птица голосистая песню пропоёт.

   В последнее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. Оно подразумевает развитие у детей интереса ко всему живому, к природе во всех её направлениях, воспитание бережного отношения к ней. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. 

   На протяжении многих веков люди живут рядом с удивительными живыми существами-деревьями. Мы давно уже привыкли к тому, что они есть и редко задумываемся о том, насколько они важны в жизни всего живого на Земле, в том числе и для людей.

   Каждый должен знать, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода, которым мы дышим и поэтому и источник здоровья. Главное не только знать об этом и уметь пользоваться чудесными свойствами деревьев, но и нужно научиться сохранять то, что нам дарит природа.

   Ребёнок уже в дошкольном возрасте способен понять и осознавать элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе.

   Но необходимо учесть то, что для дошкольников деревья не всегда бывают интересны, как, например, животные ил другие растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит не совсем интересными. Процесс познания должен  быть интересен как в плане содержания, так и выбранных методов и приёмов.

   На территории нашей республики произрастает много разных деревьев, поэтому мы с детьми решили начать изучение пока с одного дерева-яблони, плоды которой наиболее известны всем.

   В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия деревьев, но и будут наблюдать за сезонными изменениями, а также познакомятся с птицами, живущими в нашем городе, цветами, растущими около деревьев. Путем исследования мы узнаем, какая взаимосвязь между деревьями и птицами, насекомыми и цветами, особенностями их жизнедеятельности.

   Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов.

   Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

   Новизна заключается в том, что данный проект помогает ознакомить детей с деревьями интересными способами, главным образом, используя настенное дерево – яблоню, которая меняется в зависимости от сезонов, тут же отражается взаимосвязь с другими природными объектами - птицами, насекомыми, цветами. Используются также дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественные произведения, множество картинок и иллюстраций, расширяя кругозор детей, обогащая знания и развивая любознательность.

   Гипотеза: представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён!

 Выбор цели.

         Цель:

   Формирование представлений о деревьях (яблоня, дуб, клён, липа, берёза, ель) наблюдение за сезонными изменениями в жизни деревьев, выявление взаимосвязи растений с окружающей средой (птицы, насекомые).

Постановка задач

        Задачи.

 Образовательные. Формировать у детей представление о деревьях родного края и их пользе не только для человека. Познакомить с разнообразием деревьев, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивающие: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Обогащать словарный запас детей и их знания о деревьях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитательные: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе. Привлечь родителей к участию в проекте для воспитания экологической культуры в семье.

Предполагаемые результаты

  • Повышен уровень экологической грамотности детей.
  • Сформирована осознанная потребность в общении с природой.
    Создана экологически – развивающая среда на участке детского сада.
    Создана художественно – эстетическая среда.
    Расширены знания детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека.
    Сформировано умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.

Первый этап. Организационный

  • Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  • Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Деревья нашего края».
  • Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
  • Подготовить презентации «Жили-были яблони», «Деревья нашего края».
  • Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий, изготовление пособий.
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
  • Составить план мероприятий.

Второй этап. Реализация  проекта

   При проведении работы учитывались возрастные, индивидуальные особенности детей. Содержание всей деятельности было ориентировано на развитие умственных способностей, личностных и психологических качеств ребёнка.

     При реализации проекта использовались разные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное и комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.

   Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования.

    При работе учитывались принципы дошкольной дидактики:

  • Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
  • Принцип последовательности.
  • Принцип систематичности.
  • Принцип повторности.
  • Принцип наглядности.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

Беседа «Как много деревьев разных».

Беседа «Для чего нужны деревья?»

Занятие «Яблонька любимая».

Беседа «Друг или враг».

Рассматривание альбома «Деревья нашего края».

Просмотр мультфильмов, презентаций о природных объектах.

Продуктивная

деятельность

Рисование пластилином «Наша яблонька»

Аппликация «Раз - листочек, два - листочек»

Рисование «Ёлка на горке».

Сбор листьев для гербария.

Изготовление поделок из природного материала.

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт».

- Крутогоров Ю.А. «Рассказы о деревьях».

-Сказки про деревья.

-Рассматривание репродукций с картин русских художников (Шишкин, Саврасов, Васнецов, Левитан и др.).

- Заучивание загадок и стихов о деревьях.

-Составление рассказов детей от имени деревьев (перевоплощение): «Я-яблоня…», «Я-берёза…», «Я-клён…»

Игровая деятельность

Дидактические игры «Жили – были яблони», «С какого дерева лист?», «Узнай дерево», «Узнай по описанию», «Съедобное –несъедобное», «Летает –не летает».

Поисково- исследовательская

деятельность

1.Составление рассказа «Путешествие семечка» (схематическое изображение).

2. «Где можно найти деревья?»

3. «Где лучше посадить дерево?»

4. Составление схем «Какая польза от дерева?».

Работа с родителями

  • Папка-передвижка «Деревья нашего края»
  • Консультация «Расскажи ребёнку про деревья»
  • Памятка «Во саду ли, в огороде»
  • Оформление альбома «Фрукты и ягоды для здоровья»
  • Экскурсия в парки со своими детьми.
  • Подобрать полезные рецепты для детского питания.
  • Совместная посадка фруктового сада.
  • Совместная уборка листьев в осенне-весенний период.
  • Выставка информационного материала экологической тематики.
  • Совместная досуговая деятельность.

Третий этап. Подведение итогов.

Продукты проекта:

  • Оформлены альбомы «Деревья на территории детского сада», «Какие плоды нам приносят деревья?», «Наша яблоня на стенке».
  • Организована выставка «Ёлочка, живи!».
  • Организация тематической выставки в книжном уголке.
  • Сделано настенное сезонное дерево-яблоня.
  • Посажен фруктовый сад.
  • Сделаны поделки из сухих веток, листьев.
  • Выставка работ из природного материала, сделанных совместно с родителями.
  • Уборка сухой листвы и упавших веток в осенне-весенний период.
  • Презентация проекта.

Итог проекта.

  • У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
  • Начали формироваться знания о деревьях.
  • Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.
  • Начало проявляться правильное отношение к деревьям, кустарникам, как к живым и очень интересным существам..

Перспектива

  • Создание лепбука «Всё-всё-всё о деревьях».
  • Вырастить фруктовый сад

Использованная литература

1. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск. 2001.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Москва. 2002.

3. Николаева С.Н. Методика экологического поведения в детском саду. Москва. 2001.

4. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки. Москва. 2003.

5. Толмачёва Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫

Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...

семейный экологическо-исследовательский проект "Здравствуй, дерево!"

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных работы дошкольного учреждения. Только совместными усилиями мы можем решить важную задачу- воспитание экологиче...

Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»

Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, пот...

Исследовательская работа "Почему деревья не ходят?"

Исследовательская работа "Почему деревья не ходят?" по произведению Б.Заходера...

Познавательно-исследовательский проект "Хвойные деревья". Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о природе,...

Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»

.Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, по...

Познавательно – исследовательский, творческий проект «Деревья - наши друзья»

Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего  дошкольного возраста; воспитывать бережное от...