Конспект НОД на тему "Африка. Животные жарких стран" для подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Старухина Екатерина Игоревна

Во время занятия мы отправимся с детьми в жаркую Африку, узнаем из каких климатических зон она состоит, какие животные обитают в каждой из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afrika._zhivotnye_zharkih_stran.odt25.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      

  Конспект НОД на тему

«Африка. Животные жарких стран»


Цель: расширение и закрепление знаний о животных жарких стран и их особенностях.

Задачи:

Образовательные:

формировать представление детей о климатических зонах Африки;

уточнять и систематизировать представления детей о жизни животных жарких стран и их детёнышей;

 закреплять представления детей о внешнем виде, местах обитания, повадках животных;

активизировать словарь по теме занятия.

 

Воспитательные:

прививать любовь к животным;

воспитывать доброжелательность, любознательность, навыки сотрудничества.

Развивающие:

развивать мыслительную и речевую деятельность, наблюдательность, внимание.

Оборудование

Карта, глобус, картинки с животными жарких стран, аудиозаписи, зелёные и красные сигнальные карточки по количеству детей.

Ход занятия

-Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в жаркую Африку. Занимайте свои места в корабле. (Дети собираются на ковре и под звуки моря покачиваются из стороны в стороны).

-Теперь мы сходим с нашего корабля. (Дети садятся на стулья)

-Дети, посмотрите на карту Африки. Изображая её, использовали много жёлтого цвета. Как вы думаете, что он означает? (Ответы детей)

-Африка — царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Она делится на три зоны: пустыня, тропики и саванна. Как вы думаете, что такое пустыня? (Ответы детей)

-Пустыня от слова «пусто», «пустынно». На что она похожа? (ответы детей)

Правильно — на море из песка. Эти небольшие возвышенности называются барханы. Здесь дуют горячие ветра и песок как бы перетекает с одного места на другое. Давайте мы с вами сейчас попробуем сделать пустынное море и посмотрим как движется песок когда дует ветер. (Подвижная игра).

-А ещё в пустыне годами не бывает дождей. Как вы думаете, могут ли здесь жить растения? (Ответы детей)

-Оказывается, могут. В пустыне растут низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? (Ответы детей)

У них очень длинные корни, длиной с 15-этажный дом.

Дети, отгадайте загадку:

Зверь я горбатый,

Нравлюсь ребятам.

Что вы знаете об этих животных? (Ответы детей)

Почему им не жарко в пустыне? (Ответы детей)

Когда ветер поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.

После захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. 
Садитесь на верблюдов, поедем дальше. (имитация поездки, аудиозапись)
Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ иллюстрации).
- Давайте слезем с наших верблюдов.
Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады
Ребята, давайте отдохнем на берегу озера!
Давайте искупаемся, (под релаксационную музыку – купание)
- ну, что отдохнули? Садимся на верблюдов и едем дальше.
Ребята, пустыня осталась позади.
Впереди - Африканская саванна
Чем покрыта земля в саванне? (травой).
Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая, сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Называются они Баобабы.
Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.
- Давайте слезем с наших верблюдов и отпустим их пастись.
ослышался грозный рык. (Аудиозапись)
Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации).
Это царь зверей – лев.
 Ребята лев может быть незаметным, так - как он прячется  среди желтой сухой травы.
Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.
Как же животные спасаются от хищников? (быстро бегают)

Послушайте загадку:
Что за коняшки, на всех тельняшки (зебры).
Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру.
Что делать зебре? (защищаться)
Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.
Зебра очень игрива, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются.
-Давайте и мы с вами превратимся в зебр и нарисуем на себе много полосок?
- Посмотрите кто это идет к нам?Послушайте загадку:
Тут входит голову задрав 
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав 
А потому, что он …(жираф) (показ иллюстрации или фигуры животного).
В саванне живет самое высокое животное на земле.
Почему же жираф выглядит гордо и важно? (у него длинная шея, ноги).
Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом.
Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).
В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят: 
«И петь не поет
И летать не летает…
За что же народ 
Его птицей считает?» (Б.Заходер)
Кто же это? (страус) 
Почему же его считают птицей? (у страуса есть крылья, но служат ему украшением). А еще у страусов есть одна интересная особенность: он когда боится прячет голову в песок.
Есть очень много рогачей 
В зоопарке и в лесу 
У всех рога на голове 
А у него лишь на носу”(носорог, показать картинку)
Огромен носорог: от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. 
А что у него на лбу? (Ответы детей)
А вот Африканские гиганты.
Узнали вы их? (слоны, показать)
Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).
Что у слона вместо носа? (Ответ детей)
Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет).
Дети, а в каком уголке Африки мы еще не были? В пустыне были в саванне были...
-Правильно тропики. В тропиках живет много обезьян, почему? ( да правильно обезьяны живут в тропиках потому, что там растет много деревьев, пальм, кокосовые, банановые, финиковые. Обезьяны прыгают, лазают, по деревьям перепрыгивают с пальмы на пальму , цепляясь за лианы. У них очень интересная и веселая жизнь.
А наше путешествие продолжается.
- Давайте вспомним, что было нарисовано на карте коричневым цветом? (показываю горы)
Это – Килиманджаро. (показываю на карте). В переводе с суахили это язык народов Африки, сверкающая гора, а как вы думаете почему? В солнечных лучах она сверкает.
Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо.

Дети, отгадайте загадку:
А по реке плывет бревно
Ох, и злючее оно
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит… (крокодил, показать)
-В Африканских реках водится много крокодилов. Они подстригают свою добычу в воде. Когда зебры, антилопы подходят к водопою они на них набрасываются. Крокодилы очень сильные животные.
По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы.
Ну, что засиделись? Давайте немного отдохнем?

Физкультминутка

Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф 


(руки вверх, потягивание).
У меня над головой 


(наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.

А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).
 

Ой, ребята, пока мы здесь с вами беседовали. все звери спрятались и оставили только свои фотографии на память.
-Что - же видимо пара нам возвращаться домой, в детский сад?
- Садимся в наш корабль, занимаем свои места и в путь.
- Вот мы и прибыли в детский сад. Давайте с вами вспомним, каких животных мы встретили. (Воспитатель показывает картинки)
Вот, например, у льва большая грива, значит он какой? (большегривый)
А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий).
Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный)
Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий)
У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)
У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый)

Молодцы, дети, правильно.

ИТОГ:
Скажите, понравилось вам путешествие?
Ребята, я сейчас вам раздам сигнальные карточки: красного и зеленого цвета. Я сейчас буду говорить следующие предложения. Если вы считаете, что оно правильное поднимаем зеленую сигнальную карточку, а если неправильное, то красную. Итак поехали:
Мы сегодня путешествовали в Австралии. 
Африка делится на 3 зоны: пустыня, тропики, саванна.
В Саванне  есть гигантские деревья – баобабы.
Африка – это царство холода.
Ну, что ребята молодцы!
На этом наше путешествие закончилось. До свидания!

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру на тему: "Животные жарких стран" коррекционная группа-подготовительная

Данный материал подготовила Оснач Татьяна Васильевна, педагог коррекционной группы МБДОУ"ДСКВ"№110 г.Братска, Иркутской области.Конспект включает такие образовательные области как "Коммуникация", "Соц...

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы "Животные жарких стран" (подготовительная группа)

Цель: Расширять и закреплять знания детей о животных жарких стран.Задачи:- Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;- Продолжать учить высказывать собственные суждения;- Разви...

Домашнее задание. "Животные жарких стран" (подготовительная группа)

Дети должны усвоить: названия животных и их детенышей, где живут, чем питаются, как передвигаются, приспособления к окружающей среде....

Конспект НОД по ФЦКМ «Животные жарких стран» (старшая группа).

Создание педагогической ситуации в процессе активизации социально-эмоционального опыта детей, путем расширения их представлений об окружающем мире (животные жарких стран)....

Конспект наблюдения за домашними животными зимой в подготовительной группе

Цели: закреплять знания о жизни домашних животных в зим­нее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чисти...

Конспект занятия «Растения и животные зимой» в подготовительной группе .

Конспект составлен для обогащения  представления детей о сезонных изменениях в природе....