ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. ТЕМА «ВУЛКАНЫ»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнить и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи детей, их мышление. Знание о вулканах помогает ребенку осмыслить, что на земле и в нашей стране есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли. Знания не самоцель в воспитании, но она необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 6 «Белоснежка»

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской облас

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. ТЕМА «ВУЛКАНЫ»

(Старшая группа)

C:\Users\Пользователь\Pictures\вулкан.jpg

Подготовили и провели:

Воспитатель – Тищенко А.С

                          Языкова Н.А

г. Люберцы

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы»            .

Материал: Макет вулкана, поддон; сода, лимонная кислота; красная краска, моющая жидкость; лист бумаги (для фиксаций наблюдений, цветные карандаши; чайная ложка, пипетка схема, посылка, пемза, камешки и пемза на каждого ребенка, салфетки.

                                               Ход занятия:

Мотивация:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня еще один важный гость. К нам прилетела умная сова и принесла вот эту красивую посылочку. Вам интересно узнать, что в ней находится?

Открываем (там лежит пемза) – Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего она нужна? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? (рассуждения, предположения детей). Чем же пемза отличается от обычного камня?

Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и сравнить пемзу с обычным камнем  (проходят за столы с приготовленными заранее всеми необходимыми материалами).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы вместе с вами будем исследовать пемзу.

  Возьмите ее в руки, потрогайте и скажите, какая она на ощупь? (шершавая, легкая, пористая), камешек? (гладкий, тяжелый, плотный.?) Как вы думаете, почему пемза легкая, а камешек тяжелый?

Дети: В пемзе очень много дырочек. 
Воспитатель: А как вы считаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть?
Дети: В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. 
П: Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения: опустите кусочки пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? 
Дети делают открытия: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

Дети: Откуда же умная сова взяла пемзу?

Воспитатель: В посылке есть еще записка, а в ней подсказка, послушайте:

Гора стоит, из нее дым валит,

Потом шум, да гром –

Все горит кругом. (вулкан)

Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта подсказка нам не помогла, а наоборот, нас запутала.

Ребята, вам интересно узнать, откуда взялся этот предмет?

Тогда, мы постараемся выяснить это. А также узнаем, Что такое ВУЛКАН, и как он связан с пемзой.

Воспитатель: Ребята, умная сова знает интересную легенду про вулкан. Послушайте внимательно.

2 Легенда 

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом сады и поля. Говорят, что с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам легенда? Кто запомнил, почему огненные горы назвали вулканами.

Дети:  В честь бога огня Вулкана.

Воспитатель: На что похож вулкан?

Дети: Вулкан -это большая гора с крутыми склонами.

Воспитатель: На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).

Воспитатель: Давайте заглянем во внутрь вулкана

Воспитатель: Что вы видите на вершине горы?

Дети: На вершине горы большая яма.

 Воспитатель: Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)

Воспитатель: А эта дыра, уходящая глубоко в землю- жерло вулкана.

(Дети вместе повторяют слово жерло).

А на самой глубине вулкана- расплавленное горячее вещество- магма.

 Воспитатель: Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Лава кипит, бурлит, так она и застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками. А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. Ребята, вы поняли, откуда  появилась пемза? (из вулканической лавы). 

Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие и уснувшие.

Воспитатель: Как вы думаете, какой этот вулкан, действующий, потухший или уснувший? (ответы детей). 

Воспитатель: Почему? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, этот вулкан действующий. Посмотрите, он словно взрывается, выбрасывая магму, камни и пепел вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, горячая огненная лава вытекает спокойно  

Воспитатель: Иногда вулканы замирают на сотни лет,  их  называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

Физкультминутка

Воспитатель:  Есть вулканы, которые много лет могут спать, а потом неожиданно просыпаются. Такие вулканы называются спящими или уснувшими.

 Там, за морем, есть спящий вулкан. Давайте попробуем его разбудить но, чтобы добраться до него, нужно осторожно пройти   по камням.  Перед тем как отправиться в путь, нужно надеть защитную маску, потому что лава очень горячая, а газы, выходящие из вулкана, могут быть очень ядовитыми.

(Дети перебираются по камням к вулкану и встают вокруг него).

Воспитатель:  Вот он, наш вулкан. Что имеется на вершине горы? (кратер).

А что находится внутри вулкана? (жерло)

1.Насыпаем  2 ст. ложки белого порошка (питьевой соды).

2. Добавляем красной краски.

3 Несколько капель моющей жидкости (пипеткой).

А теперь внимание!  Добавляем лимонную кислоту.

Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана. (дети наблюдают извержение вулкана).

Воспитатель: Что вы наблюдаете? Как извергается наш вулкан?

 Дети: Он извергается спокойно.

Воспитатель: Вот, ребята, вы своими глазами увидели красивое зрелище- извержение вулкана.

 У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России Воспитатель. Как вы думаете, вулканы опасны для жизни человека? (ответы детей.

Воспитатель: Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды

Изучением вулканов занимаются специальные ученые, которые называются вулканологи. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко. Наблюдениями и исследованиями вулканом занимаются в Институте вулканологии.

Воспитатель:  А теперь нам предстоит интересная и очень ответственная работа- Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.

- Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить.

- Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

- Надо работать аккуратно:

ничего не брать в рот- символ

осторожно насыпать порошок - символ

осторожно наливать воду - символ

лавы не трогать - символ

использовать салфетку- символ

- Чтобы разбудить вулкан, надо:

положить 1 ложку волшебного порошка- сода,

положить 1 ложку кристаллического порошка – лимонная кислота

добавить воды  с красителем не больше 4 ложек-

- Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

- Занимаем рабочие места. У каждого своего макета вулкана, мерные ложка и пипетка.

- итак, что нам надо проверить? … Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Дети проводят опыт. Воспитатель консультирует, следит за соблюдением правил безопасного поведения.

- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

- После, какой по порядку ложки стала появляться лава? …

- У кого очень быстро изливалась лава? …

- Когда быстрее изливалась лава, после трех или четырех ложек? … Значит, чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки воды.

- Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось? … А не сможете ли вы рассказать об этом другим детям группы? … Я думаю, что у вас все получиться

Дети рассказ-т сове, что запомнили о вулканах

Воспитатель: Такие явления природы, как извержения вулканов ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. ТЕМА «ВУЛКАНЫ»

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников

Сроки реализации проекта: 4 недели

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие.

Актуальность

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнить и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи детей, их мышление. Знание о вулканах помогает ребенку осмыслить, что на земле и в нашей стране есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли. Знания не самоцель в воспитании, но она необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Объект исследования: вулканы.

Цель проекта: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с природным явлением – вулкан.

Задачи проекта:

Содействовать формированию на- учной картины мира, первоначального представления о вулканах, а также их пользе и опасностях вулканических извержений.

Помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.

Развивать творческую исследова- тельскую активность детей.

Воспитывать интерес к познава- тельно – исследовательской деятель- ности, самостоятельность и умение работать в коллективе.

Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

Ожидаемый результат: сделали предположение, что в ходе выполнения проекта у детей сформируются научные знания о природном явлении «вулкан». Дети в результате проблемной ситуации выдвинули еще одно предположение о возможности создать искусственный вулкан в группе, путем опытно – экспериментальной деятельности.

Практический результат проекта:

Дети узнали о возникновении природных образований, получили первоначальные представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

Перспективное планирование по проекту.

Недели

Мероприятия

Участники

1 неделя

Беседа: Что такое вулкан?

Просмотр видео-ролика "Вулканы и гейзеры Курильских островов»

Чтение "Как образовывались вулканы"

Рассматривание коллекции камней вулканической породы (пемза, гранит, бальзат)

Дети, воспитатель

2 неделя

Рассматривание схемы «Строение вулкана». Просмотр видеопрезентации «Типы вулканов»;

Прослушивание доклада о вулканах (2-3 человека).

Рисование: Действующие вулканы ( в самостоятельной деятельности детей.

Расположение вулканов на земле – работа с картой.

Дети, воспитатель

3 неделя

Просмотр иллюстраций и фотографий на тему «Вулканы разной формы», Просмотр видео-урока "Вулканы Камчатки», 

Заучивание стихотворений о вулканах.

Чтение научной литературы "Разрушительные последствия извержений вулкана".

Прослушивание доклада о вулканах (2-3 человека).

Опыт: Камни вулканического происхождения

Дети. воспитатель

4 неделя

Изготовление макета – «Вулкан». Создание в группе информационно-познавательного уголка «Вулканы"

Прослушивание доклада о вулканах (2-3человека).

Дети, родители, воспитатель

Прослушивание доклада о вулканах (2-3 человека).

Проведение занятия по поисково – исследовательской деятельности. Извержение вулкана. Подведение итогов.

Дети, воспитатель

Результат проекта

Сделанные в ходе выполнения проекта, выводы – свидетельствуют о его научности и практической значимости. Гипотеза подтвердилась у детей сформировались теоретические знания о природном явлении «вулкан».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Земелюшка-чернозём».

Конспектпедагогического мероприятияпо развитию познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Земелюшка-чернозём».Задачи: Познание: продолжать развивать у детей познавательно – исследовательскую ...

Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы по теме: «Путешествие на полюс математики» https://nsportal.ru/video/2018/04/mo-ust-labinskiy-rayon-nominatsiya-no1

Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы по теме:«Путешествие на полюс математики»Возраст воспитанников: старший дошкольныйВиды деятельности: коммуникативная, познавательно-иссле...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы по теме «Учитель»

Цель: Уточнение, систематизация и закрепление знаний детей о профессии учитель.Программные задачи:ОО «Познавательное развитие»: - формировать представления детей о профессии учит...

Педагогическое мероприятие с детьми младшей группы на тему: «Как Гномик собирался встречать гостей»

Программное содержание:1. Развивать умение собирать целое из 3 частей,различать фигуры: круг, треугольник, квадрат, сравнивать форму предметов с геометрической фигурой.2.Закреплять цвета: красный...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Спасение Чиполлино»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 411 г. Челябинска»         Конспектпедагогического мероприятияс де...