Конспект познавательной беседы с элементами экспериментирования "Знакомство со свойствами ткани" в старшей группе.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ярославцева Марина Сергеевна

Данная беседа-занятие позволяет на основе опыта, эксперимента, наблюдения  выявить свойства тканевых материалов, познакомить детей с их разнообразием и сферой использования, а также провести сравнительный анализ свойств ткани и бумаги. Занятие развивает познавательный интерес, учит наблюдать, размышлять, делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект беседы с элементами экспериментирования в старшей группе

“Ознакомление со свойствами ткани”

Цель: помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани (ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая, в полоску и т. д.; тонкая и толстая; гладкая и не гладкая). Одну ткань легко смять, другая не мнется совсем. Ткань труднее рвать, чем бумагу. Ткань намокает, но не расползается в воде. Ткань прочная. Обогатить и уточнить словарь детей.

Оборудование на каждого ребёнка по три лоскута разной ткани: шерсти, ситца или сатина, шелка. Два лоскута из однотонной ткани (плотная шерсть и, например, сатин), один - из пестрой. У детей, сидящих за одним столом, должны быть разные лоскуты.

Содержание Дети сидят за столами. 

-Сегодня мы будем рассматривать ткань. Перед каждым из вас лежат кусочки, а можно сказать - лоскутки разной ткани. Посмотрите на них. Давайте выясним, что можно сказать про ваши лоскутки, если не трогать их руками, а просто посмотреть на них. (Выслушивает ответы, обобщает их)

- Правильно. Можно рассказать, какая ткань по цвету. У кого какая?

Есть ткань синяя. Есть красная. Эта цветочками. У Оли горошками. Дима говорит, что на его лоскутке есть и красное, и белое, и черное. Видите, какая разная ткань по цвету. Найдите и поднимите лоскуток, который весь синий (или весь черный).

- Посмотрите на действия соседей по столу. Не ошиблись ли они, выполняя задание?

А теперь положите эти лоскутки отдельно, поодаль от других.

- Послушайте, как я скажу про них: они одного цвета, одного тона. Эти лоскутки из одноцветной, однотонной ткани. Из какой ткани? (Ответы детей.) 

- Найдите и положите к первому еще один лоскуток из одноцветной, однотонной ткани. Теперь скажите, какой бывает однотонная ткань? (Бывает красной, белой и т. д.)

- Давайте рассмотрим оставшийся лоскуток. Можно ли про него сказать, что он однотонный? Катя, у тебя какой лоскуток? (Сам синий, а горошек беленький)

- Говорят « синяя ткань в белый горошек.»

- А у Андрея? (У меня красная ткань в белый горошек) 

- У кого есть еще лоскутки из ткани в горох? Поднимите, покажите их.

- Поднимите лоскутки из ткани цветами и цветочками. Вон их сколько! И все из какой ткани? (Цветочками)

- А как сказать про эту ткань? Правильно. Она в полоску. Или можно сказать - полосатая.

- А теперь потрогайте, помните все лоскутки и определите толщину ткани. Что заметили? (ответы)

- Ткань бывает толстая и бывает тонкая. А когда вы мяли ткань, что выяснили еще?

-  Да, бывает мягкая ткань, бывает не мягкая, попадается шероховатая. Есть гладкая-гладкая ткань. Оля заметила, что на одном из ее лоскутков ткань пушистая.

- Помните, мы с вами мяли бумагу и выяснили, что бумага ... ? (Легко мнется.)

- Измятая бумага так и остается… что? (Измятой, не распрямляется.)

- Попробуйте мять ткань. Что вы скажете?

- Попробуйте оторвать кусочек от лоскутка толстой ткани. И что? (Не рвется.) А бумага рвалась?

- Если мы бросим лоскутки в воду, что с ними будет? (Намокнут) А порвутся они, как бумага? (Ответы.) 

- Отложите лоскутки и послушайте, что я скажу про ткань: ткань прочная. Она прочнее бумаги. Теперь посмотрите на свои платья, рубашки, штанишки, рассмотрите, из какой ткани они сшиты.

На 1 - 2 примерах дети с помощью педагога повторяют качества ткани. Затем они оглядывают одежду друг друга и обобщают: рубашки мальчикам шьют из клетчатой и цветной ткани; брюки, штанишки - из однотонной; платья шьют из разнообразных тканей.

- Сейчас вы все будете работать в ателье. Начнете шить разные вещи. Ткань перед вами (имеются в виду три лоскутка.) Их можно обменять на лоскутки, имеющиеся у соседа. Из какой ткани вы сошьете красивое платье?

Каждый показывает подходящий, по его мнению, лоскуток, воспитатель проверяет правильность выбора. Затем он интересуется, что дети сшили бы из двух других лоскутков, выслушивает и оценивает ответы.-Молодцы, а сейчас подведём итог: что сегодня дети узнали много интересного о ткани (кратко перечисляет сведения, с которыми познакомились дети на занятии).