Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему «Знакомство с русским народным костюмом
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гайфуллина Ирина Викторовна

 

Формировать представления детей о культуре и быте русского народа посредством знакомства с русским народным костюмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podgotovitelnoy_logopedicheskoy_gruppe.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребёнка - детский сад - №40»

Непрерывная образовательная деятельность в

подготовительной к школе  группе на тему

«Знакомство с русским народным костюмом»

Воспитатель:

 высшей  категории:

Гайфуллина И. В.

г.Сатка

2017

Цель: Формировать представления детей о культуре и быте русского народа посредством знакомства с русским народным костюмом.

Задачи: Знакомить детей с русской национальной одеждой; способствовать развитию интереса в изучении культуры русского народа. Развивать речь, мелкую моторику рук, творческие способности  в изобразительной деятельности, любознательность, память, внимание, мышление. Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать бережное отношение к одежде, к культурному наследию.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», экскурсия в музей на выставку русского национального костюма,  рассматривание альбома «Костюмы народов России».

Материал: Иллюстрации современной одежды,  головных уборов, иллюстрации русской народной одежды, иллюстрации со знаками русского народного орнамента; шаблоны сарафанов и рубах для художественного творчества; акварельные краски; игрушка козленок; старинный сундук; разноцветные крученные шерстяные нити по количеству детей; аудиозапись песни «Во поле береза стояла».

Ход:

В – ль: Ребята, а вы любите сказки?

Д: да

В – ль: Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Но сначала давайте поздороваемся.

Игра - приветствие

Здравствуй, солнце золотое!  (тянем руки вверх)
Здравствуй, небо голубое!  (руки разводим в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверх, качаемся из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький росток! (приседаем, руки вниз)
Здравствуй, милый мой дружок! (дети хлопают в ладоши)

В –ль: Скажите пожалуйста, какие бывают сказки?

 Д: Волшебные, про животных, сказки о разных предметах.

В – ль: Какие сказки называют волшебными?

Д:  в волшебных сказках встречаются разные волшебные предметы, с помощью их происходят чудеса.

В – ль: Хотите узнать, в какую сказку мы отправимся?

Д: да

В – ль: Тогда отгадайте загадку:

Братец непослушный был

Из копытца воду пил.

Д: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

В – ль: Для того, чтобы оказаться в сказке, давайте все возьмемся за руки и закроем глаза…

Всем известно, только в сказках есть волшебная страна,
Там волшебной чудо - краской разрисованы дома,
Там живут герои сказок, происходят чудеса,
Все увидите вы сами, открывайте-ка глаза!

Дети открывают глаза и видят козленочка со старинным русским сундуком


В – ль: Ребята,  а кто это грустит? Давайте подойдем и поздороваемся.

Козленок говорит детям, о том, что Баба Яга заколдовала  их с сестрицей Аленушкой.

 Давайте вспомним, что сделала Баба Яга с бедными детьми.

Д: Иванушку превратила в козленочка, а сестрица Аленушка под водой на дне озера

В – ль:  Посмотрите, что это? (обращаю внимание на сундук)

 Для чего нужны были сундуки в древние времена? Нашим предкам сундук заменял сразу несколько предметов интерьера – служил шкафом для вещей, сейфом для хранения ценностей, выполнял функцию стула или кровати, а также использовался для перевозки багажа. Деревянный сундук купить могли все – и богатые, и бедные, вне зависимости от сословия или уровня доходов.

  Слушаем предположения детей.

Открываем сундук и видим в нем много одежды.

Козленочек рассказывает детям, что это одежда его семьи.  Но Баба Яга всю одежду перепутала и испортила.  Если дети помогут разложить и починить вещи, то заклятье Бабы Яги снимется.

В – ль: Ребята, поможем Иванушке с Аленушкой?  Выручим их из беды?

 Скажите, пожалуйста, люди в древние времена одевались также как и мы с вами?

Д: нет

В – ль:  Куда складывают одежду современные люди?

Д: в шкаф, комод

В – ль: Где хранили одежду наши предки?

Д: в сундуке

В – ль: Как вы думаете, что в нем лежит?

Д: вещи

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Достаю из сундука картинки с одеждой (рубаха – рубашка, понева – юбка, телогрея – куртка, лапти - туфли и т.д.,) сопровождаю показ иллюстраций со старинными русскими нарядами коротким рассказом. Дети в свою очередь, дают краткую характеристику одежде наших дней. Современную одежду раскладываем под   « Шкафом», старинную – под  «Бабушкиным сундуком».

Рубаха – главная часть русского народного костюма. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти.  Характерной особенностью русской мужской рубахи, был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название

Косоворотка.  Рубахи украшались по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета. Косоворотка обязательно подвязывалась пояском.

Понева - это прабабушка современной юбки, только куски ткани не сшиты. Женщины поверх рубахи одевали поневу. Ее обшивали лентами и тесьмой. Поневу носили в основном замужние женщины.

Передник, его еще называют фартуком, а в старину называли занавеской. На нем много интересной вышивки. Это вышивка не простая – она со специальным  рисунком рассказывает все о женщине: из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть кони – значит у нее сыночки, если  птички – значит, дочки. Передник был в старину, словно паспорт женщины. Посмотришь на него – и все узнаешь о хозяйке.  Передник оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода.

Носили передник поверх поневы  или сарафана. Понёвный комплект считается более древним по сравнению с сарафановым комплектом.

Сарафан – это платье без рукавов. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебренные и позолоченные пуговицы, бисером, вышивкой. Надевали сарафан поверх рубахи.

Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник

Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

Женские головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи».

Душегрея – напоминала маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана, а шили из дорогих тканей.

Телогрея - В отличие от душегреи телогреи были с рукавами. В ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи.

 Лапти – были самой распространенной обувью на Руси. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.

Порты - мужские штаны,  шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.

Кафтан - мужская одежда, которую надевали поверх рубахи. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам.

Шуба -  зимняя одежда наших предков. У знати шубы были на собольем меху. У людей попроще на заячьем или собачьем меху. Зимняя одежда имела большое значение, особенно одежда из овчины. Полушубки и тулупы шили мехом вовнутрь. Полы тулупа заходили одна за другую, а подвязывали его поясом. В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом.

В – ль:  Ребята, вы знаете, что пояс или кушак – непременный атрибут и мужской и женской одежды на Руси. Без пояса не ходили ни мужчины, ни женщины, ни дети. Считалось, что пояс оберегает человека от бед и болезней. Отсюда пошло выражение «распоясался», так мы говорим про человека, который ведет себя плохо, безобразничает. Пояса изготавливали на простейших ткацких приспособлениях: бёрдо, дощечках. Плели из ниток, вязали. Если сарафан сшит из дорогой ткани, пояс поверх него не повязывали, чтобы ткань не испортить. Но без пояса все равно не ходили: повязывали его под сарафаном, поверх рубахи.

Грустный козленочек рассказывает детям о том, не носил он пояса, не слушал сестрицу, потому то и попали они в беду.

Давайте  сплетем Иванушке  пояс.

Игра на развитие мелкой моторики «Изготовление крученого пояса»

Дети  становятся в круг. В центре круга – педагог, в руке которого пучок разноцветных крученых шерстяных нитей (число нитей соответствует количеству детей, участвующих в изготовлении пояса). Длина каждой нити 1,5 – 2 м. Каждый из детей берет противоположный конец нити в руки. По команде педагога дети начинают скручивать нить вправо (по часовой стрелке: в старину всё закручивали «по солнцу»). Когда каждая нить будет достаточно туго скручена, помощник педагога забирает у детей концы  нитей и слегка закручивает их влево, затем отпускает. Получается плотный крученый шнур. По концам привязываются кисти. Это старинный способ изготовления поясов, бытовавший когда-то в Изборске.

В – ль: Вы знаете, в Древней Руси после работы, юноши и девушки любили собираться на поляне и водить вокруг березы хороводы. Кто помнит русскую народную песню про березу?

Хоровод «Во поле береза стояла»

Знакомство с орнаментом

В – ль: Ребята, вы обратили внимание на то, что все предметы русской народной одежды содержат элементы вышивки? Для чего она нужна?  Наши предки считали, что одежда должна не только согревать, но и оберегать от сил зла. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. По преданию вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза.  Считалось, что узор – это заклинание в виде знаков. Показываю иллюстрации со знаками орнамента. Показываю круг. Что это?

Д: круг

В – ль: Это знак солнца. Что он дарит людям?

Д: тепло, плодородие

В – ль: На что похож этот знак? (показываю волнистую линию). На речку, волны. Это знак воды.

 - Прямая горизонтальная линия обозначала землю,

- Вертикальная линия превращалась в дождь;

- Огонь, солнце изображались крестом.

Показываю ромб и квадрат, дети называют.

Каждый знак имеет определённый смысл.

Это знаки земли.

 - Квадраты, а в них точки - засеянное поле, означает богатство и плодородие.

- А крест берег людей от злых сил.

- Из этих элементов и их сочетаний выстраивался узор. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.

Козленочек говорит детям о том,  что в сундуке еще осталась заколдованная одежда. Достаю со дна сундука  шаблоны сарафанов и рубах белого цвета, на которых заранее нарисован узор белыми восковыми мелками.

В – ль: Посмотрите, какие странные сарафаны и рубахи - это тоже проделки Бабы яги. Что будем делать?

Д: раскрасить

Рисование акварельными красками

Девочки выбирают сарафаны, а мальчики – рубахи и раскрашивают шаблоны акварелью. На цветном фоне четко проявляются линии орнамента.

Дети рассматривают, какие получились узоры на одежде. Вспоминают, что обозначает тот или иной орнамент.

К детям выходят сестрица Аленушка и братец Иванушка. Благодарят детей, за то, что помогли снять заклятье злой колдуньи.

- Подожди Иванушка, это еще не все, мы же тебе пояс с ребятами сплели.

Завязываем Иванушке пояс. Иванушка благодарит детей и обещает, что теперь никогда не будет «распоясываться» и всегда будет слушать старшую сестру.

 Герои сказки прощаются с детьми и уходят.

- Дорогие мои ребята,

Мы видели сказку, мы в сказке играли,
Ну и, конечно немножко устали,
Закончили наши большие дела,
Нам в садик уже возвращаться пора.

В – ль: Ребята, что особенно вам сегодня понравилось?

Д: высказываются

В – ль: Мне было очень приятно с вами побывать в сказке. Я желаю вам, чтобы вы всегда оставались такими находчивыми, трудолюбивыми, приходили друзьям на помощь,  а самое главное, слушайте старших и никогда не попадете в беду. До свидания ребята!!!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Знакомство с музеем Боевой Славы в г. Саратове»

НОД по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы на тему "Знакомство с музеем Боевой Славы в г. Саратове"...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием здоровье сберегающих технологий

интегрированное занятие в подготовительной к школе группе, по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием здоровье сберегающих технологий ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию. ( озкакомление с художественной литературой). Тема- русская народная сказка "Заюшкина избушка".

В конспекте представалены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему "Заюшкина избушка"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации ОО «Речевое развитие» на тему: Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с детьми 3-4 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ВМР«Центр развития ребенка - детский сад №17 «Ладушки»г. Вольска Саратовской области»     Конспектн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП и рисованию на тему: «Знакомство со временем» для детей подготовительной группы.

Развитие временных отношений у детей подготовительной к школе группы с целью использования времени рационально и точно....

Конспект непрерывной образовательной деятельности 4-5 года жизни на тему: "Путешествие по русским народным сказкам".

Образовательная область: «Речевое развитие»Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи:Образовательные:Учить узнавать сказку по иллюстрациям, зага...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию на тему: «Знакомство с профессией врача» для детей младшего возраста.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию на тему: «Знакомство с профессией врача» для детей  младшего возраста....