Мир металла
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мареева Ольга Петровна

Непосредственная образовательная деятельность "Мир металла", знакомит детей с процессом изготовления изделий из металла, с трудом взрослых на заводах и фабриках. Учит детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет), свойства (твердость, теплопроводность, металлический блеск, способность издавать звуки, прочность). Приобщает к традиционной русской культуре через ознакомление с творчеством жостовских мастеров. Формирует у детей навыки исследовательской работы. Развивает умение составить связный рассказ о проведенном опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_metally.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мир металла».

Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром металла. 

Задачи: Знакомить с процессом изготовления изделий из металла, с трудом взрослых на заводах и фабриках. Научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет), свойства (твердость, теплопроводность, металлический блеск, способность издавать звуки, прочность). Приобщать к традиционной русской культуре через ознакомление с творчеством жостовских мастеров. Формировать у детей навыки исследовательской работы. Развивать умение составить связный рассказ о проведенном опыте.

Предварительная работа. Составление коллекции металлических предметов (это могут быть ложки, небольшие кастрюли и сковородки, — желательно, чтобы среди них была и чугунная, — инструменты (в том числе ножницы), шурупы, гайки, скрепки для бумаги, металлические солдатики и т. д.).

Утром воспитатель организует опыт: в два блюдечка кладет по небольшому листу белой бумаги, на котором размещает несколько металлических скрепок, и в одно из блюдец наливает немного воды. Воспитатель с детьми постоянно следят за тем, чтобы вода в этом блюдце не высыхала. Вместе отмечают, что происходит со скрепками: появились ли на бумаге рыжие следы от скрепок (в блюдце с водой).

Материалы: Различные металлические предметы, например: ложки, скрепки, ножницы, кастрюля, чугунная сковородка, чугунок, магниты. Несколько предметов, сделанных из других материалов: деревянная и пластмассовая ложки, пластмассовая тарелка. Одноразовые стаканчики, холодная и горячая вода, подносы 2 шт.

Методические приёмы:

1. Игровая ситуация «Определи правильно» (из какого материала сделаны предметы).

2. Чтение отрывка из произведения Е.Пермяка «Сказка о стране Терра-Ферро».

3. Просмотр видеофильма «Откуда берётся металл?».

4. Физкультминутка «Раз, два — стоит ракета».

5. Игра «Найди нужный предмет».

6. Экспериментирование с металлом.

7. Соревнование «Кто быстрее соберет». 

8. Рассматривание с детьми расписных металлических предметов.

9. Итог НОД.

ХОД НОД:

1. Игровая ситуация «Определи правильно» (из какого материала сделан предмет).

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о металлах. металлы в нашей жизни встречаются повсюду, мы пользуемся ими, буквально, на каждом шагу. (Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы, сделанные из металла, трогают их, описывают – какие они: твёрдые или мягкие, тяжёлые или лёгкие, гнуться или нет; сравнивают с предметами, сделанными из дерева и пластмассы). 

Воспитатель: (задаёт детям вопросы, а дети отвечают) давайте поразмышляем: нас разбудил … (будильник); на кухне … (кастрюля, плита, вилки, ложки); мама одела… (цепочку и колечки), папа… (часы); ключи от квартиры, двери; лифт и перила; машина или автобус… и так повсюду мы встречаем изделия из металлов.

Ответы детей:

2. Чтение отрывка из произведения Е.Пермяка «Сказка о стране Терра-Ферро».

Воспитатель: Ребята, вам понравилась произведение «Сказка о стране Терра-Ферро»?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей: Расплавился камень, из которого был сложен свод, расплавился, как смола, как воск. Расплавился и залил чем-то тёмным и очень тяжёлым горшки, которые находились в печи.

Воспитатель: Что означает слово «Ферро»?

Ответы детей: «Ферро» на языке жителей этой страны значило «чудо».

Воспитатель: А из чего ещё можно сделать острые, прочные, надёжные инструменты?

Ответы детей: из дерева, из камня, из металла.

3. Просмотр видеофильма «Откуда берётся металл?».

Воспитатель: Ребята, вам понравился видеофильм?

Ответы детей: Да. 

Воспитатель: Что узнали нового из этого фильма?

Ответы детей: Из этого фильма мы узнали, что камень появляется из вулкана. Горячая лава остывает и превращается в камень.

Воспитатель: Какие этапы проходит камень, прежде чем стать металлом?

Ответы детей:

 —        сначала нужно найти и добыть из-под земли камень, в котором содержится много железа, — железную руду;

—        затем расплавить его в больших жарких печах;

—        жидкий тяжелый металл разливают в нужные формы; когда этот металл, который называется «чугун», застынет, из него получатся сковородки и чугунки для кухни, вагонные колеса, уличные решетки для воды и крышки люков; чугун — очень крепкий металл, но он плохо гнется и от сильного удара может расколоться;

Воспитатель: Люди каких профессий помогают сделать металл?

Ответы детей: Добыть из-под земли камень - геологии горняки-шахтеры;

Затем руду доставляют на металлургический завод. В огромных доменных печах из руды выплавляют металл, это дело рабочих-доменщиков;

Расплавленный металл выливается из печи в специальные формы, застывает – получается слиток в форме кирпича. Потом из слитков, переплавляя их в меньших печах, получают разные заготовки предметов, деталей. Из таких слитков затем раскатывают (как тесто) стальной лист; рабочих, которые это делают, называют «прокатчики»; из стального листа делают кузова для автомобилей, трубы для воды, лезвия для ножей и много других полезных вещей.

А из заготовок, на различных станках: токарных, фрезерных, сверлильных изготавливают готовые изделия, которые мы видим в магазине.

4. Физкультминутка: «Раз, два — стоит ракета».

Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)

Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)

А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)

Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

И на месте походили. (Шагаем на месте.)

5. Игра «Найди нужный предмет».

Воспитатель: В коробке лежат предметы из различных материалов (дерево, стекло, бумага, металлы). Нам нужно выбрать предметы из металла.

(Дети поочередно достают предметы из коробки и распределяют: металлические раскладывают на стол, неметаллические – в другую коробку. Обозначаем название металла).

Воспитатель: Из металла делают домашнюю посуду, автомобили, самолеты, мосты, украшения, игрушки. А что еще?

Ответы детей: ключи, инструменты, двери, замки, решетки, заборы, ручки-скобы….

Воспитатель: Ребята, а по каким признакам был сделан выбор?

Ответы детей: гладкий, блестящий, прочный.

6. Экспериментирование с металлом.

Воспитатель: Ребята, сейчас проведем, пару экспериментов с металлом.

Опыт 1. Опускаем металлические и деревянные предметы в воду. Что случилось?

        Ответы детей: Металлические предметы утонули, потому что они тяжелее, чем – деревянные.

        Воспитатель: Проведём второй эксперимент.  Большинство металлов очень хорошо проводят тепло или холод. Сейчас проверим как деревянные, керамические и металлические ложки проводят тепло и холод. Для этого берем шесть ложек: две деревянные, две керамические и две металлические. Одну ложку деревянную кладём в кружку с горячей водой, а другую в кружку с холодной водой. И так со всеми другими ложками. Ребята, что заметили?

        Ответы детей: Металл нагревается быстрее, остывает – дольше.

7. Соревнование «Кто быстрее соберет». 

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем на скорость, кто быстрее соберёт рассыпанные скрепки. Один ребенок собирает рассыпанные скрепки руками, другой с помощью магнита. 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, как быстрее получилось собрать рассыпанные скрепки?

Ответы детей: Рассыпанные скрепки быстрее собрали с помощью магнита. 

8. Рассматривание с детьми расписных металлических предметов.

Воспитатель: Ребята, вспомним результаты опыта, которую мы проводили с металлическими скрепками. Что с ними случилось? 

Ответы детей: Скрепки, которые лежали в воде, дали ржавый след на белой бумаге. А скрепки, которые лежали на сухой поверхности, остались не изменёнными. 

Воспитатель: Ребята, сейчас вместе с вами рассмотрим расписные металлические подносы, сделанные мастерами из Жостово. Почему железный поднос покрыт сверху эмалью, от чего защищает эмаль железо?

Ответы детей: Железный поднос покрыт сверху эмалью, для защиты от ржавчины.

9. Итог НОД.

Воспитатель: Ребята, что вы узнали на занятии?

Ответы детей: Что камень появляется из вулкана. Горячая лава остывает и превращается в камень.

Воспитатель: О каких свойствах металла вы сегодня узнали?

Ответы детей: Металлические предметы тяжелее, чем деревянные. Металл нагревается быстрее, остывает – дольше. Металлические предметы притягиваются магнитом.

Воспитатель: А еще, что узнали? (Воспитатель активизирует всех детей).

Ответы детей:

Литература:

  1. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. — 1002 с: ил.
  2. Занимательные опыты и эксперименты.         / Под ред. А. Прудник, К. Аниашвили. – Изд. АСТ, 2021.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....

Творческий проект "В мире металла"

Цель проекта: помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека....

Занятие по социально-бытовой ориентировке в подготовительной группе «Металл и фольга». Раздел «Знакомство со свойствами материалов»

Цель занятия -дать детям представление о металле как о материале и о фольге как о тонко раскатанном металле....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей среднего возраста "Металл, его качества и свойства".

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства....

Конспект организации познавательно-игровой деятельности с элементами эксперимента с детьми старшей группы на тему: «Знакомство с металлом»

Цель: Формировать представления детей о разновидностях металлов, о  свойствах и действии магнита. Закрепить счет в пределах 5. Формировать  умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблю...