НОД по экологическому развитию в старшей
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Образцова Вита Владимировна

Задачи:

Образовательные:

-уточнить и расширить знания детей о воде,ее свойствах,роли в жизни человека и живых организмов,о формах и видах воды(родники,реки,моря,озера,океаны,осадки и т.д.);

-познакомить детей с круговоротом воды в природе;

-дать представление об основных источниках загрязнения воды,его последствиях,мероприятиях по предотвращению загрязнения воды;

-дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие:

-развивать поисковую деятельность детей,навыки проведения лабораторных опытов,умение

работать с растворами,соблюдать необходимые меры безопасности;

-обобщать,устанавливать причинно-следственные зависимости,уметь делать выводы и аргументировать свой выбор;

-развивать речь,мышление,любознательность,познавательный интерес к окружающему миру,память.

Воспитательные:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-прививать бережное отношение к  воде как основному природному ресурсу,развивать экологическую культу.

Словарная работа:

-активизировать словарь детей словами:модель,глобус,суша,материки,круговорот воды,пресная вода,лаборатория,парообразные вещества,завод,водоочиститель,фильтр,гейзер,родник,источник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_ekologicheskomu_razvitiyu_v_starshey.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия Мир в капле чистой воды

    Задачи:

Образовательные:

-уточнить и расширить знания детей о воде,ее свойствах,роли в жизни человека и живых организмов,о формах и видах воды(родники,реки,моря,озера,океаны,осадки и т.д.);

-познакомить детей с круговоротом воды в природе;

-дать представление об основных источниках загрязнения воды,его последствиях,мероприятиях по предотвращению загрязнения воды;

-дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие:

-развивать поисковую деятельность детей,навыки проведения лабораторных опытов,умение

работать с растворами,соблюдать необходимые меры безопасности;

-обобщать,устанавливать причинно-следственные зависимости,уметь делать выводы и аргументировать свой выбор;

-развивать речь,мышление,любознательность,познавательный интерес к окружающему миру,память.

Воспитательные:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-прививать бережное отношение к  воде как основному природному ресурсу,развивать экологическую культу.

Словарная работа:

-активизировать словарь детей словами:модель,глобус,суша,материки,круговорот воды,пресная вода,лаборатория,парообразные вещества,завод,водоочиститель,фильтр,гейзер,родник,источник.

Предварительная работа:

-беседа с детьми о значении воды;

-чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»,рассказа Н.А.Рыжовой «Как люди речку обидели»,сказки «Капитошка.Путешествие воды», «Путешествие Капельки»;

-разгадывание загадок,ребусов;

-разучивание пословиц и поговорок;

-проведение отдельных опытов;

-дидактическая игра «Кому нужна вода?», «Где какая вода бывает?»

-знакомство с круговоротом воды в природе;

-работа с родителями(проведение опытов с детьми дома и рисование иллюстраций по теме,изготовление оборудования для опытов);

Оборудование:

-глобус,схема с изображением круговорота воды в природе;

-карточки,иллюстрации , изображающие использование воды человеком;

-картинки для игры «Где водичку нам искать?»;

-оборудование для проведения опытов (фартуки,стаканчики,ложки,трубочки,клеенки,сосуды различной формы,воронки,материал для фильтра,сахар,соль,лимон,мука,растительное масло,вода,чайник,зеркало,лед,красители,грунт,песок,глина,бинт);

-алгоритм проведения опытов.

                                                             Ход НОД

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте,дети!Какой замечательный сегодня день!У меня прекрасное настроение,и я хочу подарить вам свою улыбку.Вы тоже улыбнетесь мне радостно,по-доброму,тогда и в группе нашей станет светлей!

     Послушайте загадку:

На ноге стоит одной,крутит,вертит головой,нам показывает страны,реки,горы,океаны. (глобус).

- А что такое глобус?

                                               (Глобус - это  модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )

1 часть:Вводная.

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода ?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Дети объясняют)

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

                                                       (Дети объясняют, делают выводы)

Звучит запись журчания ручейка

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. Учёные установили, что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды всего 3-4 дня, затем он погибает.

Ребята, эти иллюстрации помогут вам вспомнить, какой бывает воды на нашей планете.
        Вода в морях и океанах какая? (Соленая). Как ее назвать по-другому? (морская).
        А в реках, болотах, озерах, родниках? (пресная, речная, родниковая, озерная, болотная).
- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.( «Сказка о Капельке» )

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Но перед этим вспомним правила безопасности: нельзя пробовать вещества на вкус ,если это не разрешено; нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой,нужно слушать руководителя,внимательно следить за результатом опыта,закончив наблюдение,сделать вывод.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

        - Приступим к нашему исследованию.

        Опыт 1. Какой формы вода? 

        На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

        Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

        Опыт 2. Какого цвета вода? 

        Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

        Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

        Опыт 3. Вода – растворитель. 

        А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

        Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

                                             Физкультурная минутка

        - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Земля, вода,». 
Играющие: становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы;

        - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

        Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку. 

        - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

        Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Опыт 4.Очистка воды. А сейчас мы будем дальше изучать воду, точнее как ее очистить.
                   
         Давайте попробуем воду очистить. Самый простой фильтр можно сделать из фильтрованной бумаги, вырезанной кругом и вложенный в воронку(можно использовать ватные диски).
          Воспитатель показывает, как сделать фильтр, установить его в воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, дети фильтруют воду.

             Вывод:
  -    Масло отфильтровать удалось быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде; на фильтре хорошо видны следы масла;
 -      Хуже всего от фильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: соль и сахар.
 -      После фильтрования раствора муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частички муки, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на самом фильтре.
          Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши.
        
Опыт 5. Вода не имеет собственного запаха.

        Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

        Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

        Опыт 6. Способность воды отражать предметы.

        - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

        - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

        - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

        - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

        Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Загадки: А сейчас мы с вами отгадаем загадки.
Без языка, а говорит.
Узнаете меня.(Ручеек)
Дождь прошёл, а я осталась
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе. 
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
Сперва – блеск, 
За блеском – треск, 
За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
Не пешеход, а идет 
Мокнут люди у ворот. 
Ловит дачник его в кадку. 
Очень трудная загадка? (Дождь)
Он как алмаз: 
И тверд, и чист, на солнышке сверкает, 
Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)
Что за звездочки сквозные 
На пальто и на платке, 
Все сквозные, вырезные, 
А возьмешь — вода в руке? (Снежинки)
Растет она вниз головою, 
Не летом растет, а зимою. 
Чуть солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Какой это мастер 
На стекла нанес 
И листья, и травы, 
И заросли роз? (Мороз, снежные узоры на окне — тоже вода.)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.(град)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.(роса)
Опыт 7. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Воспитатель – Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?

Дети – Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?

ВыводВоде  можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей (схема).

Воспитатель - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы вы, ребята, были рыбами, какую воду вы бы выбрали – тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Воспитатель - А в каких состояниях встречается вода в природе?

Дети: В жидком, твердом и в газообразном виде.

          Воспитатель предлагает детям встать в круг, взявшись за руки.
               
В-ль. Наш круг, как вода, может менять свою форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас – частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтоб вам стало потеплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Наша группа – это все те же частички воды, но каждый раз они соединены по-разному.
               Итак, когда вода находится в виде пара – связи между частичками почти нет; в жидком – более сильные, но они очень гибкие и эластичные; в твердом состоянии – прочно связаны друг с другом.
               Каждый водоем – живой организм. В нем живут разные животные и растения. Воду надо беречь и ценить! Не загрязнять! Зря не лить дома из крана!

Опыт 8.Лед-это твердая вода.


Предложить детям понаблюдать за снегом и кубиком льда. Принести в помещение комок снега и кубики льда, поместив в отдельную посуду. Обратить внимание на то, что с ними происходит. Вывод: лед, снег — это тоже вода.
Удивительная загадка природы: каждая снежинка, падающая с неба, имеет свой неповторимый рисунок, то есть, нет одинаковых снежинок.
Опыт 9Лед легче воды.
Что будет с кубиком льда, если его поместить в стакан с водой? Лед плавает в воде.

 Вывод: Лед-        легче воды, поэтому и не тонет.

Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт 10. « Облако в банке». 

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка закоптела.

Воспитатель - Во что превратилось наше облако?

Дети – Облако превратилось в дождь (Схема).

Вывод: Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе).

111 часть:Подведение итога.

Воспитатель: : Жизнь на Земле зародилась из воды. Вода необходима не только, людям, но и растениям, животным – всему живому на земле.

Поэтому ее нужно беречь и охранять.

 Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги –

Мы ведь не планете не одни!
Пришла пора прощаться с вами. Мы подружились с водой и узнали, что она таит в себе много неизвестного. Вода-это то, без чего человек и все живое на земле не сможет существовать. Вода источник жизни.

Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Спасибо ребята, вы все большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

Человек — часть природы: он не может жить вне ее  , не может  нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только  научившись жить в полном согласии с природой, мы с...

Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «…считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным зве...

Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «…считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным зве...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста Экологическая тропа: «Удивительное рядом»

Обогащать и систематизировать экологические знания старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, ...

Сюжетно-ролевая игра с элементами экологического развития в старшей логопедической группе "Путешествие в осенний лес".

Сюжетно-ролевая игра с элементами экологического развития в старшей логопедической группе "Путешествие в осенний лес"....

НОД по экологическому развитию детей старшего возраста " перелетные птицы"

В данном конспекте находится материал для развития экологического развития детей...

Конспект открытого занятия по разделу «Познание» (экологическое развитие) в старшей группе на тему «Экологическая сказка «Ручеёк».

конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Экологическая сказка "Ручеек"...