Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста Экологическая тропа: «Удивительное рядом»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Шипова Эмилия Видимантовна
    1. Обогащать и систематизировать экологические знания старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
    2. Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее).
    3. Воспитывать осознанное отношение детей к окружающей среде  через общение с природой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_ekologicheskaya_tropa.docx36.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №49 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга


    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    по экологическому развитию детей старшего

    дошкольного возраста

    Экологическая тропа: «Удивительное рядом»

    (сезон «Осень»)

    (возраст детей 5-6лет)

    выполнила воспитатель I категории

     Шипова Эмилия Видимантовна

    Санкт-Петербург

    2015 год

    Тема: Экологическая тропа «Удивительное рядом»

                                                                                                       

    Программное содержание:

    1. Обогащать и систематизировать экологические знания старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
    2. Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее).
    3. Воспитывать осознанное отношение детей к окружающей среде  через общение с природой.

     Этапы создания и оформления тропы:

       1) Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

       2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

       3) Выбор  хозяина тропинки – сказочного персонажа.

       4) Составление паспорта всех точек тропинки.

       5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

       6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

       Организация экологической тропы  на участке детского сада.

    1. Изучение литературы для разработки экологической тропы
    2. Подборка материала, соответствующего для детей старшего возраста и позволяющего наблюдать (познавать)  наиболее интересные объекты на экологической тропе в осеннее время года.
    3. Материал и формы работы подбираются разнообразные; необычное, интересное и увлекательное для детей.
    4. Составление картосхемы экологической тропы  для участка ДОУ, на  которой указываются и отмечаются  значками  стоянки  экологической тропинки.
    5. Хозяином экологической тропы стал сказочный герой – кукла              

                 БИ-БО-БО «Садовёнок», который предлагает детям задания из корзинки.

    1. Проведение предварительная работа: чтение стихов, прозы об объектах тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.
    2. Проводение беседы о русском народном герое «Домовенке», его роли в народном творчестве, постепенно подводя детей к происхождению придуманного героя Садовёнка.
    3. Выбор места  для отдыха, игр, слушания  музыки.
    4. Выбор места для  «центра творчества», оборудованного на участке, где можно сделать зарисовки или вылепить из пластилина какой-нибудь понравившейся объект природы.

         

    Стоянки экологической тропы:

        1) «Волшебный цветник»

    1. «Чудесный огород»

        3)  «Яблонька»

    4) «Зеленая лужайка»

    5) «Веселый скворечник»

    1. «Ёлочка – красавица»
    2. «Творческая»

       Оборудование:

    1. Кукла Би-Бо-Бо «Садовенок»
    2. Корзинка с запиской.
    3. Бумага, восковые мелки, пластилин.
    4. Картосхема, загадки, иллюстрации.

       Ход  работы по прохождению экологической тропы.

          Создаю игровую ситуацию.

    Младший воспитатель вносит в группу корзинку и сообщает, что не видела, кто её оставил. Воспитатель удивляется, делая вид, что не понимает, откуда она взялась.

    - Ребята, как вы думаете, откуда в нашей группе могла появиться эта корзина?

    (Наверное, ее кто-то потерял)

    - Давайте внимательно осмотрим ее. Что же в ней лежит? (достаю из корзины записку). Нужно ее прочесть, вдруг здесь что-то важное. (читаю)

     «Здравствуйте!  Если вы читаете эту записку,значит, нашли мою корзинку. Я иногда бываю немного рассеян и, наверно, забыл её где-то. Очень прошу её вернуть! Ведь она не простая! И она мне очень нужна! А  я за это я обещаю вам рассказать и показать много интересного. Садовёнок»

    - Ребята, а кто такой Садовёнок? (это какой-то сказочный герой, который живет в саду)

    - А где его можно найти, чтобы вернуть ему его корзину? (в саду)

    - С давних времен в русском народном творчестве существует сказочный герой Домовенок. Люди верят, что он защищает дом от несчастий. Помните,  мы с вами смотрели мультфильм и книгу читали про Домовенка Кузю?

    - В доме, где есть Домовенок, всегда порядок. А имя  Садовёнок происходит от слова  сад. Значит где живет Садовенок? (в детском саду).

    - Правильно, он охраняет наш сад и наш участок от несчастий.

    - Сейчас мы с вами пойдем на улицу и будем искать Садовенка, чтобы вернуть ему корзину.

    (Пока дети одеваются, я незаметно меняю корзинку на похожую, где лежат   иллюстрации, загадки, картосхема. Вместе с детьми выходим на улицу, где нас встречает младший воспитатель с куклой би-бо-бо «Садовёнок»)      

    «Садовёнок» здоровается с детьми, благодарит за найденную корзину. Произносит волшебные слова и показывает корзинку детям, где сверху лежит картосхема.  

    - Ой, посмотрите, что это в корзиночке?

    ( Вместе с детьми разворачиваю картосхему, рассматриваем ее. Беру куклу у младшего воспитателя, и дальше уже сама от лица сказочного персонажа провожу путешествие).

    - Ребята, посмотрите внимательно на карту, с чего мы начнем наше путешествие?(с клумбы).

    - Правильно, первая стоянка называется «Волшебный цветник». Подходите поближе к клумбе. Давайте немного понаблюдаем.

    - Что изменилось на нашей клумбе? (мало цветов, многие завяли)

    - Какие осенние цветы растут на нашей клумбе? (астры, ноготки, георгины)

    - Какие части есть у цветов? (корень, стебель, лист, цветок)

    - А теперь послушайте загадку.

                                                    Нарядные сестрёнки

                                                    Весь день гостей встречают,

                                                    Мёдом угощают.   (цветы)

    - Ребята, какое сейчас время года? (осень)

    - А что  происходит с растениями осенью? (вянут)

    - Для чего нужны растениям листья, корень?

    - Можно ли их срывать с клумбы?

    - Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?

    - Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.)

    - Вы стоите рядом с этими чудесными осенними цветами.

    - Что вы видите,  чувствуете, какие мысли приходят к вам?  (Дети обмениваются своими впечатлениями.)

    - Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город,

      радуют жителей.)

    - Как называется профессия человека, который выращивает цветы? ( цветовод)

    - Поэты очень часто пишут стихи о прекрасном. Много стихов написано

    и о цветах. Послушайте строчки из стихотворений

                                                           

                                                                 Астра                          

                                                         Красивые цветочки

                                                         Расцвели в саду,

                                                         Запестрели красками,

                                                         А осень на носу

                                                                                               

                                                                Георгин

                                                          На клумбе у окошка

                                                          Посажена картошка.

                                                          Цветки её огромные

                                                          И светлые, и тёмные.  

       

    Гладиолус                                                                                       Календула

    На шесте - флаги,                                                                      Ноготок короток,

    Под шестом – шпаги                                                                А сквозь землю прошёл -

                                                                                                           Шапку золотом нашел.

                                                         

    А чем эти цветы отличаются и чем похожи?

    Давайте соберем в пакетики семена настурции.

    - А теперь немного поиграем. Я скажу волшебные слова, а вы изобразите любой цветок.

                                                     Покружись, покружись

                                                     И в цветочек превратись!

    (Дети мимикой, действиями изображают цветы, а «Садовёнок» угадывает).

    - Посмотрите на карту, какая следующая наша стоянка? (огород)

    - Да, следующая стоянка «Чудесный огород».

    - Подходите поближе к грядке и скажите, что на ней растет? (Морковь, свекла, картошка).

    - А как всё это назвать одним словом? (Это овощи).

    - Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Огурец, помидор, репа).

    - А кто выращивает овощи? (люди)

    - Расскажите, зачем люди выращивают овощи?

    - А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Солнце, вода).

    - Ребята, солнце согревает землю, даёт растениям свет.

    Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни. Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю. То же самое делает дождевой червь.

    Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.

    Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.

    А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.

     

    - Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (пчелы, бабочки).

    - Что они там делали? (опыляли цветки).

    - Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.

    - А вот это насекомое (показываю картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (да, оно ест тлю).

    - Вот сколько помощников у растений.

    - Вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие несъедобные?

    Все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей).

    - Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.

    - А сейчас поиграем в игру  «Вершки и корешки».

    В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки.

    (Дети делятся на 2 команды и под веселую музыку раскладывают овощи по обручам.)  

    - А еще я знаю много  загадок об овощах, вы попробуете их отгадать? (достаю из корзины загадки и загадываю детям)

    - Ребята, хорошо вы отгадываете загадки. Молодцы! Давайте заведем «Огородную-хороводную» (дети в масках овощей, под музыку водят хоровод, изображая овощи по тексту).

    - Какая же наша следующая стоянка? (яблоня)

    - Да, стоянка называется «Яблонька». Подходите поближе.

    - Отгадайте загадку:

                                        Само с кулачок, румяный бочок,

                                             Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.

                                        Что это? (яблоко)

    - Яблоко - это фрукт или овощ? (фрукт).

    - А где растет яблоко? (растет в саду, на яблоне).

    - Дети, как рождается яблоко? (ответы детей).

    - Растет яблоко долго - от ранней весны до поздней осени. Весной Яблонька радует нас белорозовыми нежными цветами. Летом цветочки преображаются в маленькие плоды-яблочки.

    - А кто знает, от чего зависит вкус яблочка? (Предполагаемые ответы детей)

    - Если мало было солнышка, влаги, то и яблочко будет кислым, не сочным. О нем надо заботиться. Правильно, чтобы яблочко налилось спелостью, стало румяным и сочным- человек должен заботиться. Но как нужно заботиться о яблоне? (ответы детей). Конечно, поливать, рыхлить землю, бороться с вредными насекомыми, подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжелых плодов.

    - Постарайтесь вспомнить рассказы и сказки, где  встречается яблоня и яблоки? («Гуси-лебеди», «Молодильные яблоки», «Старик и яблоня»).

    - Молодцы! А теперь давайте вокруг яблоньки поиграем. (Провожу подвижную игру «Яблонька»).

    - Давайте заглянем в нашу карту. Какая следующая остановка? ( полянка)

    - Да, следующая стоянка называется «Зеленая лужайка». Здесь вы можете отдохнуть, сделать передышку. Я предлагаю вам немного расслабиться.

    - Представьте себе, что вы прямо сейчас и прямо здесь будете ловить мышку. Что это будет за мышь? Хорошенькая белая мышка или серовато-коричневая домашняя мышь? Представьте себе маленького зверька с остренькой мордочкой и симпатичными серыми глазками, быстро перебирающего по земле четырьмя крошечными лапками. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть этого маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через весь участок, подойдите к своему месту, и пусть ваша мышка останется сидеть перед вами. Если хотите, можете, стоя на своем месте, взять ее в руки и погладить, или же просто внимательно смотреть, как она сидит и с любопытством оглядывается по сторонам... ( дети выполняют движения)

    - Попрощайтесь теперь со своей мышкой и мысленно проследите за тем, как она побежит в свою норку.

    - А теперь мальчики превращаются в жуков, а девочки в бабочек. Под музыку вы должны изобразить этих насекомых.

    - Как называется следующая стоянка? (скворечник)

    - Да, стоянка называется «Веселый скворечник». 

    Давайте подойдем к этому дереву.

                                              Между веток новый дом,

                                   Нету двери в доме том,

                                   Только круглое окошко,

                                   Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

    - Что такое скворечник? (домик для птиц)

    - Откуда он взялся на нашем участке? (на субботнике повесили родители)

    - Для какой птицы человек делает скворечник? (для скворца))

    - Давайте вспомним, как мы весной зазывали скворца?

                                                Милый скворушка-скворец,

                                                Прилетай же, наконец!

                                                Для тебя я дом построил

                                                Не скворечник, а дворец.

    - А почему мы не слышим  голоса скворцов? (они улетели в теплые края)

    - Да, ребята, скворцы улетели. А перед отлетом скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню.

                                                 Осень – непогодушка.

                                                 Тополь пожелтел.

                                                 Нам на ветке скворушка

                                                 Песенку запел.

    - Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником?

    Он так и будет  пустовать всю зиму? ( там будут жить другие птицы)

    - Ребята, после отлета скворцов их домик займут другие птички,  которые останутся с нами зимовать. Это воробьи или синички.

    - Давайте с вами поиграем.  Я буду по очереди называть птиц, а вы будете выполнять действия названной птицы.

    Скворец – машем руками,

    Воробей  - прыгаем,

    Вороны – кружимся.

    - Давайте посмотрим нашу следующую стоянку. (елочка)

    - Да, следующая стоянка «Елочка –красавица»

    Давайте рассмотрим нашу елочку.

    Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус ( треугольник).

    Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.

    У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Сверху веточки молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие. У дерева очень приятный еловый запах. Ель – это хвойное дерево.

    - Ребята, какие у ели иголки? (иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на веке, торчат в стороны).

    - А как вы думаете, сколько лет нашей елочке? (много)

    - Если посчитать  снизу вверх ряды ветвей, тогда можно  узнать ее  возраст. Это дерево растет медленно: маленькая елочка, которой 3-5 лет, намного ниже ребенка такого же возраста, поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.

    - Кто может обидеть елочку, и как мы можем ей помочь? (люди, погода)

    - Да, разные обстоятельства и люди могут повредить живую ель. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.

                                 

    - Каким деревом является ель? (хвойным)

    - Как называются иголочки на ели? (хвоинки)

    - Как  называется лес, где растут только ели?  (ельник)

    - А еще   ель  помогает диким животным и птицам, она снабжает их шишками с семенами. Она очищает воздух от вредных веществ. Выделяет кислород круглый год. А летом под ее ветвями можно укрыться от жаркого солнца.

    - Ребята, двигаемся дальше, впереди нас ждет последняя стоянка - «Творческая».

    Здесь можно сделать любую поделку – вылепить из пластилина или нарисовать

    то, что вам больше всего понравилось на нашей экскурсии.

    (Садовенок прощается с детьми. Все вместе возвращаемся в группу,где  организуется выставка детских работ).

                   

    Список литературы:

    1. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа: М. М. Безруких, Т. А. Филиппова — Санкт-Петербург, Просвещение, 2012 г.- 128 с.
    2. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: Л. П. Молодова — Москва, Асар, 2001 г.- 112 с.
    3. Педагогическая психология. Конспект лекций: — Санкт-Петербург, АСТ, Сова, 2005 г.- 96 с.
    4. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 4. Учебно-методическое пособие: Л. Л. Тимофеева, Н. И. Королева, В. А. Деркунская — Санкт-Петербург, Педагогическое общество , 2013 г.- 112 с.
    5. Поликультурное образование: О. В. Хухлаева, Э. Р. Хакимов, О. Е. Хухлаев — Санкт-Петербург, Юрайт, 2014 г.- 284 с.
    6. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: Н. С. Пряжников — Санкт-Петербург, Academia, 2008 г.- 320 с.
    7. Разработка программ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Методическое пособие: Г. Е. Гун — Москва, Русское слово - учебник, 2014 г.- 128 с.
    8. Теория и методика экологического образования дошкольников: С. Н. Николаева — Москва, Академия, 2013 г.- 272 с.
    9. Устранение заикания у дошкольников в игре: И.Г. Вы2012ская — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 176 с.
    10. Формирование диалога у дошкольника: А. В. Чулкова — Санкт-Петербург, Феникс, 2008 г.- 224 с.
    11. Экологические аспекты формирования малоэтажных жилых зданий для Санкт-Петербургской застройки повышенной плотности: И. В. Черешнев — Санкт-Петербург, Лань, 2013 г.- 256 с.
    12. Этнопедагогика. Учебник: Д. И. Латышина, Р. З. Хайруллин — Санкт-Петербург, Юрайт, 2014 г.- 534 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»

    Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) Тема: «Путешествие в осенний лес»

    Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). Тема: "Путешествие в осенний лес". В структуре конспекта выдержаны все ...

    конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

    «Сказочный мир»(конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста)ВоспитательНаталья Анатольевна Ханджян Цель: вызвать инт...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Виртуальная экскурсия по родному городу Ивантеевка»

    Конспект и мультимедийная презентация помогут вопитателям ДОУ, а также учителям начальных классов провести виртуальную экскурсию по подмосковному городу Ивантеевка....

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

    Знакомство детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами....