Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) Тема: «Путешествие в осенний лес»
    методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

    Благодатских Гузаль Рависовна

    Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). Тема: "Путешествие в осенний лес". В структуре конспекта выдержаны все виды музыкальной деятельности. Данный материал будет интересен и полезен для молодых специалистов. К сценарию  прилагается презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                            детский сад №79 «Садко»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста

    (от 5 до 6 лет)

    Тема: «Путешествие в осенний лес»

    Автор разработки: Благодатских Гузаль Рависовна, музыкальный руководитель.

    Доминирующая образовательная область: художественно–эстетическое развитие.

    Цель непосредственно образовательной деятельности: Закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осенней природы через произведения искусства (классической музыки, картин художников, песенное и музыкальное и творчество).

    Задачи:

    Образовательные:

    ОО «Художественно – эстетическое развитие»

    1. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой

    ОО «Социально-коммуникативное развитие»

    1. Формировать навыки различия характера музыки и средств музыкальной выразительности.

    ОО «Познавательное развитие»

    1. Ознакомление с природой и природными явлениями

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    1. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
    2. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

    Развивающие:

    ОО «Социально-коммуникативное развитие»

    1. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
    2. Способствовать музыкально-эстетическому развитию детей.

    ОО «Познавательное развитие»

    1. Развивать познавательный интерес средствами музыки, художественного творчества.

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    1. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.

    Воспитательные:

    ОО «Художественно – эстетическое развитие»

    1. Воспитывать у детей любовь к классической музыке.

    ОО «Познавательное развитие»

    1. Развивать познавательный интерес средствами музыки, художественного творчества.

    ОО «Речевое развитие»

    1. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    1. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
    2. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений

    Музыкальный репертуар:

    1. Ф.Шопен «Осенний вальс».
    2. Музыкальное приветствие Д.Б. Кабалевский «Здравствуйте».
    3. В.Оншин «Хоровод в лесу».
    4. П.И. Чайковский «Осенняя песнь» - «Октябрь» из цикла «Времена года».
    5. Русская народная попевка «Дождик».
    6. Песня «Урожай собирай» - муз. А. Филиппенко, сл. Т.Волгиной.
    7. Песня «Осень золотая» сл. и муз. Л.А. Старченко (Ноты и фонограмма).
    8. Мультимедийная презентация: «Осенняя природа в картинах.

    Материалы и оборудование:

    Мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук, экран; музыкальный центр; детский металлофон, шапочки овощей (огурцы, фасоль, горох, кабачок); руль для водителя.

    Оформление:

    В зале стоят напольные вазы и плетеные корзины с осенними букетами; на окнах развешаны гирлянды из разноцветных листьев: клена, березы и осины. На зеркалах и стенах – россыпь осенних листьев. В углу зала оформлена осенняя лесная полянка с пенечками, грибочками  и зверятами: белочка, зайчики, ежик.

    Содержание организованной деятельности:

    Дети входят в музыкальный зал под музыку Ф.Шопена «Осенний вальс» хороводным шагом и становятся, образуя круг.

    Музыкальный руководитель (далее по тексту - М.Р.): Исполняет вместе с детьми музыкальное приветствие Д.Б. Кабалевского: «Здравствуйте!».

    М.Р.: Ребята, посмотрите, как красив сегодня наш зал, он одет в осеннее убранство. И я предлагаю вам  сегодня отправиться в необычное путешествие в осенний лес. Для того чтобы попасть туда нужно исполнить песню «Хоровод в лесу».

    Звучит фонограмма песни «Хоровод в лесу» автор В.Оншин, дети выполняют движения по тексту.

    Хоровод в лесу.  

    Вступление

    1. Этой осенью в лесу звери все смутились    (бег на носочках по кругу)

    Вдруг забегали они и засуетились

    На земле лежит листва, а деревья голые    (присели, встали руки вверх)

    Отчего же листопад падает на голову.   (Кружатся, в конце руки на голову)

    Проигрыш:      (хлопают)

    1. Удивляется Лиса листьям золотистым        (идем по кругу, как Лиса)

    Кто разукрасил их, как художник кистью

    Плачет маленький медведь: « Ягоды осыпались    (идём, как Мишки)

    Пропущу опять я петь и не буду сытым я»

    Проигрыш:   (хлопают)

    1. Вот зайчата сели в круг, навострили ушки      (сели  кисти – ушки)

    Маму слушают они на лесной опушке

    Объясняет мама им «Скоро сменим шубки    (встали, грозят пальчиком)

    Ведь за осенью зима к нам придёт малютки».

    Проигрыш:    (хлопают, выставляют ноги на пятку)

    1. Этой осенью в лесу звери все смутились    (бег на носочках по кругу)

    Вдруг забегали они и засуетились

    На земле лежит листва, а деревья голые (присели, встали руки вверх)

    Отчего же листопад падает на голову.  (Кружатся, в конце руки на голову)

    Проигрыш: (хлопают, выставляют ноги на пятку)

    М.Р.:         Ну вот ребята мы и попали с вами в осенний лес. Слайд № 2-3.

    Лес, точно терем расписной, 
    Лиловый, золотой, багряный, 
    Веселой, пестрою стеной 
    Стоит над светлою поляной. 
    Березы желтою резьбой 
    Блестят в лазури голубой, 
    Как вышки, елочки темнеют, 
    А между кленами синеют

    То там, то здесь в листве сквозной 
    Просветы в небо, что оконца. 
    Лес пахнет дубом и сосной…

    (Иван Бунин «Листопад»). 

    Такие замечательные строки посвятил красоте осеннего леса русский поэт Иван Бунин. К теме осени в России обращались многие  поэты, художники и композиторы. Ребята, перечислите приметы осени.

    Ответы детей (Подвести рассуждения детей от красоты золотого убранства до холодной печальной и хмурой осени).

    М.Р.: Мы сегодня познакомимся с произведением великого русского композитора Петра Ильича Чайковского – «Осенняя песнь» из цикла «Времена года». Слайд № 4 (портрет П.И.Чайковского).

    Дети, я прошу вас быть внимательными во время слушания музыки  и ответить на несколько вопросов, которые мы будем обсуждать:

    1.        Определить характер музыкального произведения, какое настроение оно передает?

    2.         Какие изменения происходят в темпе и динамике произведения? (Можно напомнить детям, что темп – это скорость звучания музыки, а динамика - сила звучания: тихо, громко, умеренно)

    3.        Какую картину вы могли бы нарисовать, чтобы передать образ, который создал композитор?

    Слушание музыки: П.И. Чайковский «Осенняя песнь» - «Октябрь» из цикла «Времена года Слайды № 5 - 6.

    Обсуждение детьми прослушанного музыкального произведения.

    Ответы детей: музыка изображает картину поздней осени, когда листья облетают с деревьев, дует сильный ветер, идёт дождь.

    М.Р.: Да, поздней осенью грустно видеть деревья без листвы, тучи, закрывающие солнце, сказочная природа увядает, красота осени уходит.

    М.Р.: Ребята, отгадайте загадку:

    Слезки капают из тучи –

    Плачет мастер невезучий.

    Хмурой осени художник —

    Хлюпает по лужам…(дождик) Слайд №7.

    Предлагаю вам спеть уже знакомую распевку «Дождик» и протактировать движением руки, а потом прохлопать ритмический рисунок

    Дети исполняют распевку, тактируя  движением руки отмечая короткие и длинные звуки, прохлопывают ритмический рисунок:

    Дождик, дождик, кап да кап.

    Мокрые дорожки.

    Нам нельзя идти гулять,

    Мы промочим ножки.

    Ребята, попрошу вас подыграть на металлофоне мелодию.

    (Повторить 2 раза, а на 3 раз – сыграть дуэтом на двух металлофонах).

    М.Р.: Как замечательно на лесной полянке. А нам пришла пора возвращаться в детский сад. Предлагаю на прощание подарить песню всем лесным жителям, которые здесь живут, пусть они порадуются, какие вы замечательные и талантливые и будут ждать нас в гости зимой. Исполним песню эмоционально, артистично; не выкрикивая, одновременно вступать после вступления и музыкального проигрыша.

    Дети исполняют песню «Осень золотая»  (слова и музыка Л.А. Старченко) Слайд №8.

    1. Выглянуло солнышко,
      Но тепла немного.
      Это тучка-барыня
      Перешла дорогу.
      Припев:
      Дождик, дождик, дождик, капельки стучат.
      Гроздья на рябинке бусами висят.
      Спелая брусничка водит хоровод.
      Осень золотая в гости к нам идет.
      Осень золотая в гости к нам идет.
    2. Пестрые кораблики

    В луже проплывают.

    Беззаботно листьями 

    Ветерок играет.

    Припев повторяется.

    Дети прощаются с осенним лесом, его обитателями - лесными жителями и под музыку песни: «Хоровод в лесу» в перестроении – змейка, «возвращаются» в детский сад.

    Инсценировка песни: «Урожай собирай» А.Филиппенко. Слайд №9.

    Дети надевают шапочки овощей: огурцы, кабачок, фасоль и горох. Движения выполняются по тексту песни.

    Музыкальный руководитель напоминает о том, что спинку нужно держать ровно, тянем тянуть носочек ножки, различать 2 части в музыкальном произведении и останавливаться при окончании первой части. Выполнять движения в соответствии с характером музыки, и «тарелочки» - на вытянутых руках, не сгибая в  локтях.

    Подведение итога.

    Дети встают в круг. Слайд №8.

    М.Р.: Вот ребята мы и оказались в детском саду, понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами путешествовали?  Какую музыку мы с вами слышали в осеннем лесу? Как зовут композитора, который написал эту музыку?  

    Предлагаю встать в круг, если вам понравилось наше путешествие вытяните руки вперёд, если не понравилось – спрячьте за спиной.

    Дети оценивают.

    Попевкой-прощанием «До свидания» заканчивается непосредственно образовательная деятельность.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Благодатских Гузаль Рависовна – музыкальный руководитель МБДОУ № 79 детский сад «Садко» г.Сургут. ОСЕННИЕ КРАСКИ

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»

    Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста Экологическая тропа: «Удивительное рядом»

    Обогащать и систематизировать экологические знания старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, ...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

    Знакомство детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с №2 «СКАЗКА» (региональный компонент)Сюжетное занятие по теме: «Только смелым покоряются моря»

    Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо физическому развитию детейстаршего дошкольного возраста МБДОУ д/с №2 «СКАЗКА»(региональный компонент)Сюжетное занятие по теме: «...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с №2 «СКАЗКА» (региональный компонент) Сюжетное занятие по теме: «Путешествие по Сахалину»

    Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо физическому развитию детейстаршего дошкольного возраста МБДОУ д/с №2 «СКАЗКА»(региональный компонент)Сюжетное занятие по теме: «...