Проект "Что я знаю о снеге"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Цели: расширение и углубление знаний детей об основных свойствах снега в процессе исследовательской деятельности.

Актуальность проекта в создании условий для приобщения детей к исследовательской деятельности, как к ведущему способу познания окружающего мира.Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. В процессе эксперимента развивается связная речь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы (номинативная функция речи).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chto_ya_znayu_o_snege_word.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Что я знаю о снеге»

Срок реализации проекта:

11.12.2020г. – 18.12.2020г.

Тип проекта: познавательно-иследовательский, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы  компенсирующей  направленности, родители, воспитатели, учитель-логопед

Разработчики проекта: учитель-логопед О.Г.Семкина, воспитатели Матвейчик М.В., Карп Е.В.

Проблема:

В ходе обсуждения воспитателя с детьми примет зимы, между детьми возник спор «Из чего же снег?». Многие утверждали, что снег образовался из воды, но были дети, сказавшие, что снег из кристаллов. Дети проявили интерес к обсуждению этой темы. В ходе дальнейшей беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Кроме того,  дети не могли аргументировать свои суждения, логично и последовательно рассказать о своих наблюдениях, поделиться информацией, полученной от взрослых.

Данные наблюдения позволяют сделать вывод о недостаточном объеме сведений о снеге, как о явлении неживой природы, о свойствах снега, трудности в установлении причинно-следственных связей между явлениями неживой природы.

Таким образом, возникла проблема «Как узнать, что такое снег, и каким образом изучить его свойства?»

Мы решили путём экспериментирования найти ответы на эти вопросы и научиться рассказывать о результатах этих экспериментов.

Актуальность проекта:

Актуальность проекта в создании условий для приобщения детей к исследовательской деятельности, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Учеными доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. И экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям дошкольников. Конечно, ребёнок познает мир в процессе любой деятельности, но именно в исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. В процессе эксперимента развивается связная речь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы (номинативная функция речи). Коммуникативная функция речи обогащается в непринужденной обстановке, где дети учатся взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности и развивать диалог, умение высказываться в форме небольшого рассказа. Воспитанники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения и регулировать свою деятельность совместно с другими детьми и взрослыми (регулятивная функция речи).

Цели: расширение и углубление знаний детей об основных свойствах снега в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Способствовать самостоятельному «открытию» детьми свойств снега в процессе специально организованной исследовательской деятельности.

2. Расширить и конкретизировать знания детей о снеге.

3. Развивать познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

4. Формировать умения делать выводы по результатам экспериментов, последовательно рассказывать о ходе опытов.

5. Закреплять в активном словаре прилагательные и глаголы: холодный, пушистый, сыпучий, липкий, рыхлый, тает, падает, летят, порхают, испаряется и др.

6. Способствовать развитию любознательности, активности.

7.  Способствовать непосредственному участию родителей в  образовательном процессе, обогащению их педагогического опыта, ощущения сопричастности и удовлетворения от успехов и достижений их ребенка.

Предполагаемые результаты:

  1. Расширение и углубление знания детей о снеге, снежинках и их свойствах.
  2. Формирование умений устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
  3. Развитие любознательности, познавательного интереса к опытам и экспериментам.
  4. Обогащение словаря дошкольников.
  5. Активное участие родителей в проведение опытов, повышение их компетенции в вопросах речевого развития дошкольников с нарушениями речи.
  6. Пополнение предметно-пространственной среды группы картотеками опытов со снегом и художественных произведений о снеге, дидактическими играми по теме.

План реализации проекта.

  1. Организационно – подготовительный этап.

Формы организации

Сроки

Результат

Участники

1.

Обсуждение проекта с детьми.

Размещение информации для родителей о запуске  проекта

11.12.2020

Оформление идеи проекта.

Информация в сети вайбер

Учитель-логопед, воспитатели, дети

2.

Составление перспективного плана работы над проектом.

11.12.2020

План реализации проекта

Учитель-логопед, воспитатели

3.

Оформление картотеки опытов со снегом, картотеки стихов о снеге

12.12.2020-13.12. 2020

Картотека опытов со снегом

Учитель-логопед

4.

Изучение литературы и материалов Интернет-ресурсов по данной теме

12.12.2020-13.12. 2020

Иллюстрации, презентации, мультфильм,  книги по теме

Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети

5.

Изготовление снежинок с использованием различных техник и материалов, заучивание загадок о снеге и снежинке

12.12.2020-13.12. 2020

Снежинки, загадки

Родители, дети

  1. Основной этап. Содержательно-практический.

Формы организации

Сроки

Результат

Участники

1.

Конкурс загадок «Снежный хоровод»

Беседа «Что такое снег?»

Рассматривание и сравнение снежинок, изготовленных с родителями

Конструирование снежинок на световом столе

14.12. 2020

Выставка снежинок, изготовленных детьми с родителями.

Выводы детей о том, что снег – это много снежинок, о разнообразии формы снежинок.

Фотографии снежинок, сконструированных детьми на световом столе.

Учитель-логопед, дети

2.

Рассматривание снежинок на прогулке с помощью лупы.

Опыты со снегом на прогулке (Приложение 1):

- определение свойств снега (температура, запах, цвет, прозрачность, рыхлость)

14.12. 2020

Выводы детей о том, что все снежинки шестиугольной формы

Выводы детей о том, что снег холодный, не имеет запаха, белый, непрозрачный рыхлый

 Воспитатели, дети

3.

Лепка из снега

14.12.2020-18.12.2020

Выводы детей о том, что рассыпчатость снега зависит от температуры воздуха

Воспитатели, дети

4.

Опыт «Можно ли получить снежинку дома?» (Приложение 2)

14.12. 2020

Выводы детей о том, что вода никогда не превратится в снежинки

 Воспитатели, дети, родители

5.

Просмотр видеоролика «Откуда берутся снежинки?»

Беседа «Как образуются снежинки?»

15.12. 2020

 Выводы детей о том, что снежинки образуются из водяного пара

Учитель-логопед, дети

6.

Опыт «Как образуется снег» (Приложение 3)

15.12.2020

Выводы детей о том, что снег образуется из пара

Воспитатели, дети

Опыт «Соленая снежинка» (Приложение 4)

15.12.2020- 18.12.20

Творческие работы детей

Родители,  дети

Обсуждение хода эксперимента по выращиванию снежинки из кристаллов соли

16.12.2020

Выполнение опыта воспитателем совместно с детьми по инструкции детей

Воспитатели, дети

7.

Исследование таяния снега (Приложение 5)

16.12.2020

Выводы детей о том, что

- снег занимает больший оббьем, чем вода после его таяния,

- снег грязный, его нельзя есть.

Воспитатели, дети

8.

Опыты «Какой снег тает быстрее»

16.12.2020

Выводы детей о том, что плотный снег тает медленнее, чем рыхлый

Родители,  дети

10.

Беседа «Какую пользу приносит снег людям?»

17.12.2020

Выводы детей о том что, что снег

- защищает землю от холода;

- очищает воздух,

- можно организовать веселые игры.

Воспитатели, дети

Изготовление снежинок в технике «пластилинография»

17.12.2020

Творческие работы детей

Воспитатели, дети

11.

Изготовление книжек-малышек «Что я знаю о снеге»

Составление рассказов «Снег – чудесное явление природы»

18.12.2020

Книжки-малышки

Творческие рассказы детей

Учитель-логопед, дети

12.

Чтение художественных произведений по теме

14.12.2020-18.12.2020

Обогащение художественными образами снега и снежной погоды

Воспитатели, родители, дети

  1. Заключительный этап. Контрольно-оценочный.

Формы организации

Сроки

Результат

Участники

1.

Выставка творческих работ детей «Красавица снежинка»

18.12.2020

Творческие работы детей

Фотографии выставки

Воспитатели

2.

Снежная викторина (Приложение 6)

18.12.2020

Обобщение и закрепление знаний о снеге

Воспитатели, учитель-логопед, дети

3.

 Презентация проекта на сайте детского сада

18.12.2020

Презентация

Учитель-логопед

Приложение 1

Исследование свойств снега

Опыт 1. «Определи на ощупь».

Воспитатель: Потрогайте снег руками. Какой он, теплый или холодный?

Дети: Холодный.

Опыт 2. « Определение запаха».

Воспитатель: Понюхайте снег.  Он пахнет?

Дети: Нет.

Опыт 3. «Определение цвета».

Воспитатель:  Какого цвета снег? Сравните с белой бумагой.

Дети: Белый. Такой же, как бумага.

Опыт 4. «Определение прозрачности».

Воспитатель:  Теперь  положите ложечкой снег на цветную картинку. Скажите, видно картинку, или  – нет.

Дети:  Под снегом не видно.

Воспитатель: Прозрачный снег или непрозрачный?

Дети: Непрозрачный.

Опыт 5. «Определение рыхлости»

Воспитатель:  Возьмите палочку и помешайте снег. Какой снег – рыхлый или твердый?

Дети: Рыхлый.

Опыт 6. «Определение зависимости свойств снега от температуры воздуха»

Лепка из рассыпчатого и липкого снега.

Приложение 2

Опыт «Можно ли получить снежинку дома?»

Материалы: пластмассовая емкость, вода, морозильная камера.

Налить воду в емкость, поставить  в морозильную камеру, через несколько часов достать емкость из морозильной камеры. Вода превратилась в лед. Опыт не удался.

Вывод: вода никогда не превратится в снежинки.

Приложение 3

Опыт «Как образуется снег»

 Возьмите трехлитровую банку и наберите 4 см горячей воды. На банку положите тарелку со снегом. Покажите детям, что вода, поднимаясь наверх в виде пара, охлаждается, превращается в облако. То же самое происходит в природе. Капли, попадая на землю, нагреваются, поднимаются в воздух, где температура значительно ниже. Сливаясь друг с другом, они становятся тяжелыми, поэтому падают в виде дождя. Обратите внимание малышей на капли, которые стекают по стенкам банки.

Приложение 4

Опыт «Соленая снежинка»

Снежинку нельзя занести домой – она сразу растает… А снежинку из этого опыта можно! Новогоднее украшение и химический опыт – два в одном.

Материалы, которые Вам понадобятся:

- синельная проволока («пушистая» проволока или палочки-синель);
- стеклянная банка, объемом 0,5л;
- поваренная соль (18 чайных ложек);
- белая нитка;
- деревянная палочка для подвешивания снежинки.

Порядок действий:

  1. Из синельной проволоки сгибаем снежинку.

Сначала нужно сделать каркас для снежинки. Беру проволоку и разрезаю ее на три равные части (по 10 см). Нужно сложить отрезки проволоки друг на друга в форме шестиконечной снежинки. Скручиваю детали из проволоки вместе и подравниваю пять лучей снежинки так, чтобы длина каждого от центра равнялась четырем сантиметрам. Шестой кончик нужно оставить немного длиннее, для того, чтобы закрутить петельку. Когда каркас из проволоки готов, обвиваю его толстой шерстяной нитью белого цвета. Концы нити промазываю клеем.

Привязываем к ней ниточку, за которую мы будем опускать снежинку в соляной раствор.
2) В стеклянную банку наливаем кипяток. 
Нам нужно получить перенасыщенный солевой раствор. Добавляем в кипяток соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться в воде. Если соль была с примесями, раствор может получиться мутным. В этом случае его желательно отфильтровать и перелить в новую банку.
3) При помощи нитки и деревянной палочки опускаем снежинку в раствор так, чтобы она не касалась стенок банки. Ставим банку в тихое место.

В горячей воде процесс образования кристаллов идет намного быстрее. Поэтому основная часть кристаллов образуется до того, как вода остынет. Затем процесс продолжится, но пойдет уже гораздо медленнее.

Примерно через сутки снежинку можно достать из раствора и высушить. Зимнее украшение готово! Можно использовать ее как украшение для интерьера или как елочную игрушку.

Объяснение опыта

При растворении поваренной соли в воде появляется иллюзия того, что соль исчезает. Но это не так. Частички соли распадаются на мельчайшие кусочки, невидимые глазу. И, при определенных условиях, эти частичку могут собраться вместе и снова стать видимыми. И не просто видимыми! Они могут образовать причудливые структуры!

Когда мы готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя в банке с водой соли больше, чем она может «принять», то излишки соли тут же начинают снова собираться в кристаллы. Очагом роста кристаллов может послужить любое тело в воде: пылинка, не растворившийся кристаллик той же соли или нитка. Поэтому, когда мы опускаем в солевой раствор нашу снежинку, на ней тут же начинают расти кристаллы соли.

Приложение 5

Опыт «Куда пропал снег»

Наберите немного снега, занесите его в тёплое помещение и положите в глубокую тарелку. Оставьте на некоторое время, пока он не растает. Обратите внимание ребёнка на то, как много снега было изначально и насколько мало воды осталось после. Куда же пропал снег? Дети предполагают, что он испаряется. Но дело не в этом. Молекул воды остаётся столько же. Изменяется только агрегатное состояние. Снег на 95% состоит из воздуха. Снежинки не могут слишком плотно прилегать друг к другу, а потому занимают больше места. А вот в воде между молекулами таких промежутков не остаётся, соответственно, она занимает куда меньший объём. Наглядно это можно показать на примере игрушек. Если их сложить аккуратно, то они будут занимать меньше места, нежели накиданные беспорядочно.

Опыт «Какой снег растает быстрее: плотный или рыхлый»

 Для этого опыта понадобятся два одинаковых по объёму кусочка снега. Один оставьте рыхлым, а второй сожмите в комок. Положите в две разные тарелки. Какой кусочек быстрее растает?

Если ребёнок внимательно понаблюдает за процессом, то увидит, что рыхлый снег превращается в воду быстрее. С чем это связано? Всё дело опять же в расстоянии между снежинками. Там, где снег рыхлый, промежутков больше, а значит, тёплый воздух проникает и внутрь. Второй, плотный кусочек согревается только снаружи, поэтому тает медленней.
Опыт «Воздействие соли на снег» 

Расскажите ребёнку, чтобы снег растаял быстрее, его можно посыпать солью. Именно так и поступают работники при очистке автомобильных дорог. Конечно, там используют техническую соль, но для опыта подойдёт и обычная: поваренная или морская. Наберите и положите снег в две ёмкости. Одну оставьте в стороне, другую посыпьте солью. Понаблюдайте, где снег тает быстрее. Для наглядности зафиксируйте время начала и завершения эксперимента. Почему так получается? Обычно снег начинает таять при температуре от 0 и выше. Но соль понижает её до -4 градусов.

Опыт «Чистый или грязный».

В чистые банки наберем снег возле дороги, на участке детского сада. Когда снег растает, сравним полученную воду. Возле дороги снег грязнее от выхлопных газов. Затем талую воду процедим через марлю. На марле остается грязь.

Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный, особенно у дороги.

Приложение 6

Снежная викторина

1. Что такое снег?
Ответ: разновидность атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. 

2. Какая страна самая снежная?
Ответ: Россия

3. Как называется крохотная частица снега?
Ответ: снежинка

4. Каков вес одной снежинки?
Ответ: приблизительно один миллиграмм

5. Может ли снег быть скользким?
Ответ: да

6. Снег скрипит или трещит?
Ответ: обычно говорят, что скрипит снег, а трещат морозы

7. Какие животные любят снег?
Ответ: белый медведь, рысь, олень, пингвин

8. Как называется большая куча снега?
Ответ: сугроб

9. Как называется природное или искусственное возвышение для катания на санках?

Ответ: Снежная гора

10. Есть ли на земле люди, никогда не видевшие снега?
Ответ: есть

11. Каким может быть снег?
Ответ: рыхлым, пушистым, мокрым, в виде снежной каши, в виде хлопьев

12. Какие машины, убирающие снег, вы знаете?
Ответ: снегоуборщики, снегоотбрасыватели, снегоочистители, подметальные машины, снегопогрузчики и другие машины

13. Приведите строки из стихотворений, содержащие слово «снег»

14. Какие словосочетания со словом «снежный» вы знаете?
Ответ: снежные заносы, снежный шторм, снежная лавина, снежная баба, снежный покров

15. Есть ли снег на Марсе?
Ответ: есть

16. Как называется любимая зимняя народная скульптура из снега?

Ответ: Снеговик, снежная баба.

17. Вспомните загадки о снеге и снежинках

18. Назовите слова,  содержащие  слово «снег»
Ответ: снегоход, снегопад, снеговик, снегирь

19. Какой сказочной героине было противопоказано находиться на солнце?

Ответ: Снегурочке

20. Бывает ли так, что снег идёт в Африке?
Ответ: бывает

21.Назовите головной убор снеговика.

Ответ:  Ведро

22. Как зовут отважную красногрудую певчую птичку? 

Ответ: Снегирь

23. Осадки для лыжника – это… Что?

Ответ: Снег.

24. Назовите сказки, в которых есть снег

Источник: https://razvivashka.online/poznavatelnoe/opyty-so-snegom

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений

и экспериментов в детском саду. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что мы знаем о снеге?"

Соместная деятельность. Прогулка зимой, для детей старшей группы, опытно-экспериментальная деятельность...

Тема: «Почему снег белый, или что мы знаем о снеге ?»

Цель: Формировать знания детей о снеге и о его свойствах.Задачи: Образовательные: закреплять  знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на кры...

Проект " Что мы знаем о воде и снеге?"

Познавательно-исследовательский проект....

Педагогическая копилка в подготовительной группе №1 Экспресс-опрос «Что я знаю о снеге?»

План проведения: Загадки, стихи о снежинке.Что такое снег?Как образуется снежинка?Какую форму напоминает снежинка?Как образуется снегопад?Что такое метель, вьюга?Почему снег хрустит?Когда снег станови...

Познавательно – исследовательский проект средняя группа на тему: «Что мы знаем о снеге?»

Ознакомление детей со свойствами снега путем развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности....